Размер шрифта: A A A
Цветовая схема: # # #
Изображения: Вкл. Выкл.
Выберите шрифт: Arial Times New Roman
Интервал между буквами (Кернинг): Стандартный Средний Большой
Интервал между строками: Стандартный Средний Большой
Постоянная экспозиция
«Отечественное
искусство XX-XXI вв.»
Участник культурной программы для молодежи «Пушкинская карта»

Зал №1, 2 второй этаж
Подробнее
21 февраля - 20 мая
«Русский и западноевропейский
фарфор XIX-XX веков»
Выставка из частных собраний белгородских коллекционеров

Участник культурной программы для молодежи «Пушкинская карта»
Подробнее
6 марта — 19 мая
«Купе»
Выставка народных художников России В.П. Полотнова, С.А. Гавриляченко, А.Н. Суховецкого и заслуженного художник России Ю.А. Грищенко

Участник культурной программы для молодежи «Пушкинская карта»
Подробнее
5 апреля - 20 мая
«Память»
Персональная выставка Гагика Матиняна, приуроченная к 65-летию художника
Подробнее
18 апреля
«Мифы, легенды и сказания народов России на базе работ из фондового собрания БГХМ»
Лекция из цикла «Музейные истории»

Начало в 16.00

Вход свободный
16 февраля - 16 июля
«Мифы, легенды и сказания народов России»
Выставка графики и скульптуры из фондов БГХМ

Участник культурной программы для молодежи «Пушкинская карта»
Подробнее
2 февраля - 17 мая
«Возьмемся за руки, друзья…»
Выставка графики художников-современников из произведений советской станковой графики 60-80-х годов

Участник культурной программы для молодежи «Пушкинская карта»
Подробнее
22 ноября - 21 апреля
«Живое»
Выставка Яны Серпуховой

Участник культурной программы для молодежи «Пушкинская карта»
Подробнее
К 180-летию Василия Поленова
«Поленовский декабрь»
Региональный конкурс юных художников

Работы предоставляются до 30 апреля 2024 года
Подробнее
«Белгородская палитра-2024»
Областной ежегодный конкурс юных художников

Сроки приема работ – до 30 апреля 2024 года.
Подробнее
Тактильные копии
В постоянной экспозиции музея
Подробнее
Пушкинская карта
Культурный проект для молодежи
Подробнее
Художественный салон открыт для посетителей
Режим работы:
Ежедневно с 10:00 до 19:00
Перерыв с 14:00 до 15:00

Вторник выходной
Подробнее
Школа керамики в БГХМ
Участник культурной программы для молодежи «Пушкинская карта»
Подробнее
Вам у нас понравилось? Расскажите нам!
Чтобы оценить условия предоставления услуг используйте QR-код или перейдите по ссылке ниже.
Подробнее
Главная » О музее » Наука и публикации » Искусствоведы рассказывают » Пространство прогресса Георгия Нисского

Пространство прогресса Георгия Нисского

Двадцатый век удивительно богат бесшабашными, азартными, целеустремленными личностями, с активной творческой позицией и живым художественным видением вопреки всем тяготам и режимам. Романтики, путешественники и увлеченные профессионалы своего дела ставшие легендами при жизни — так можно характеризовать многих художников прошлого века.

Среди них достойное место занимает спортсмен, яхтсмен и уникальный живописец Георгий Нисский (21 января 1903 года — 18 июня 1987 года).

Его любовь к искусству началась еще в детстве в местечке Новобелица Белорусской ССР. Будущий художник тайком от родителей прогуливал занятия в Гомельской гимназии чтоб практиковаться в изображении паровозов на чердаке родного дома купленными на сэкономленные с завтраков деньги, красками.

В паровозы, причудливые пересечения рельс, бег проводов и всяческую технику сын станционного фельдшера был влюблен с малолетства и стремясь стать ближе к этой динамичной и магнетической атмосфере старался рисовать как можно реалистичнее, но результаты были неудовлетворительные.

В 1919 году Георгий Нисский начинает изучение профессиональных премудростей в Гомельской художественной студии Губполитпросвета имени М. А. Врубеля, а уже в 1921 году он командирован в Москву для поступления на подготовительные курсы при Высших Художественно-Технических мастерских (ВХУТЕМАС, 1923 — 1930 гг.).

Определившись с главным профессиональным интересом молодой художник перешёл на отделение живописи (в 1923 году), где его преподавателями стали яркие авангардисты и экспериментаторы Роберт Фальк и Александр Древин.

В стране полным ходом шло преобразование жизни после революции: возникали иные социальные процессы, новая эра несла и плоды технического прогресса жителям страны Советов. Художникам был брошен вызов — найти новые средства выражения современной действительности, выработать изобразительный язык своего времени. Каждый художник нес ответственность за свою деятельность в общественной и политической жизни государства, занимал весомое место «в рабочем строю».

В новой академии советского изобразительного и прикладного искусства студенты с энтузиазмом занимались оформлением агиткампаний, массовых празднеств, театральных постановок. Девизом творческой молодежи поколения Георгия Нисского были слова Владимира Маяковского «Улицы — наши кисти. Площади — наши палитры». Поэт был кумиром для студентов ВХУТЕМАСА, во время посещений Маяковским мастерских царила атмосфера всеобщего оживления.

Любовь к живописи сочеталась у студентов с любовью к спорту, который культивировался во ВХУТЕМАСе как элемент воспитания гармоничной личности, и трудно сказать, чему молодой Нисский отдавал предпочтение. Во всяком случае, на первых порах он большую часть времени проводил в спортзале, а зачеты сдавал урывками.

Энергии темпераментному Георгию хватало не только на учебу у мэтров, но и на работу в типографии, и профессиональный спорт. Нисский был серьезно увлечен волейболом, и парусным спортом, успешно участвовал в соревнованиях.

Свои яркие и искренние увлечения стремительно воплощал и на холстах, за что молодого мастера часто осуждали коллеги, подозревая в поверхностности. Однако ни поверхностным ни  легкомысленным художник не был, он тщательно продумывал композиции задолго до  начала работы. Редко делал эскизы, вынашивая в голове образы и композиции.

 

 

В тридцатые годы часто приезжал погостить к родителям в Новобелицу. Гулял в лесах, навещал любимые с детства места. Писал пейзажи размеренной жизни родного края. Отец художника любил наблюдать за работой сына во время таких поездок.

С середины тридцатых годов увлекся темой моря, ездил в Севастополь и Балаклаву совместно с Георгием Ряжским, Федором Богородским и Александром Дейнекой. В ходе поездки летал на аэропланах, ходил на быстроходных катерах, на подводной лодке. Именно благодаря морским пейзажам Георгий Нисский приобретает широкую известность.

Восстание на Жюль Барте. 1932 г.

Пейзаж с парусником. 1930 г.

 

Во время великой отечественной войны молодой мастер участвовал в командировках на фронт совместно с Дейнекой. Результатом поездок стали серии жутких и пронзительных произведений об ужасах войны и тяготах тыла, о подвиге народа и непреклонности воинов. С увлечением художник писал многочисленные полотна о морских сражениях и моряках. Таким образом он из пейзажиста превратился в баталиста, данная тематика на тот момент полностью отвечала главным критериям сюжета Георгия Григорьевича — злободневности и современности. А так же позволяла реализовать любовь к морю и морской технике.

Немцы ушли.1942

Севастополь.1942 г.

 

В послевоенные годы художник вырабатывает новое видение процессов быстро меняющегося мира, новое восприятие Родины. Теперь это пространство полное уютной лирической воздушности. Композиции оставаясь масштабными, улавливают непринужденность провинциальных уголков огромной страны, уникальные вибрации воздуха безмятежных просторов. Художник романтизирует красоту и величие человеческого труда, преобразующего лик земли. Личностный подход и частная история мягко вплетаются в стройные, динамичные, досконально продуманные ритмы картин Георгия Григорьевича, не оставляя зрителей равнодушными.

Белорусский пейзаж. 1947 г.

Верхняя-Волга. 1949 г.

 

Александр Дейнека о работах друга говорил: «Нисского узнаешь сразу: колорит и композиция его полотен настолько выразительны и своеобразны, что спутать его с кем-нибудь просто невозможно», он пишет природу «как ее хозяин, а не зритель с обочины».

В 1950 году состоялась первая персональная выставка Нисского. На ее обсуждении пейзажи художника совершенно справедливо были названы идейными, ибо в них отражалась значимость строительства новой жизни, они звучали гимном созидательному труду человека.

Подмосковный пейзаж. 1957 г.

 

Москва. Сортировочная. 1954 г.

Как правило, в работах первой половины 50-х годов нет ничего внешнего. Они покоряют сдержанностью. Их поэтический язык очень скуп, лаконичен, а художественный образ обобщен.

Одинаково продуктивно Георгий Нисский работал на природе и в мастерской: он мог взять холст, куда-то уехать. В те времена водить машину умел далеко не каждый художник, несмотря на сравнительно небольшую цену «достать» Волгу было не просто. Верной спутницей в творческих поездках Нисского была его собачка Редька, сопровождавшая художника не только за городом, но и в мегаполисах. Для того чтоб возить питомицу на метро художник имел специальный чемоданчик с дырочками, в который сообразительная Редька с готовностью запрыгивала по команде.

Жил в «Городке художников» на улице Верхней Масловке в Москве. У Нисского было множество друзей, в том числе среди летчиков и спортсменов с которыми он ходил на яхте. Его собственная трофейная яхта-швертбот «Нерпа» швартовалась в Московском яхтенном порту в Хлебниково.

В коллекции Белгородского государственного художественного музея хранится тринадцать пейзажных композиций, написанных автором гуашью в 1950 — е годы — период расцвета и творческой зрелости.

Даже в быстрых этюдах можно проследить особую архитектонику с организованным построением предметов, подчеркнутым соотношением ритмов и объемов, придающих парадную торжественность. Работы раскрывают мироощущение человека середины XX столетия с его новыми представлениями о пространстве, масштабах и темпах. Красота природы и красота, внесенная в природу человеком, сливаются для художника воедино. И произведения его, несмотря на то что в них деятельность людей чаще всего прямо не показана, полны динамики человеческих действий.

Над снегами. 1964 г.

Самой сложной задачей для художника оставался поиск лаконичных, знаковых построений, отбор визуального материала. Заметно смелое взаимопроникновение жанров, и соединение романтической приподнятости с лиризмом.

 

Художник был дружен с участниками объединения ОСТ, часто его упоминают как фундаменталиста, заложившего основы к изменению живописной пластики, породившему в последствии суровый стиль, однако, Георгий Нисский никогда не был привержен к какому-либо конкретному течению. Каждая его работа в любой период творчества глубоко самобытна. Наследие автора в настоящее время играет все более ощутимую роль в отечественном искусстве, вызывая интерес со стороны профессионалов и широкой общественности. Произведения Нисского высоко ценятся на мировом арт-рынке, подчеркивает ситуация тот факт, что основная часть работ распределена по советским и российским собраниям еще при его жизни.

Монографические выставки Георгия Григорьевича проводятся в крупнейших музеях России и за рубежом.

 

 

Научный сотрудник научно-экспозиционного отдела А. Бердникова

×
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!