Размер шрифта: A A A
Цветовая схема: # # #
Изображения: Вкл. Выкл.
Выберите шрифт: Arial Times New Roman
Интервал между буквами (Кернинг): Стандартный Средний Большой
Интервал между строками: Стандартный Средний Большой
Постоянная экспозиция
«Отечественное
искусство XX-XXI вв.»
Участник культурной программы для молодежи «Пушкинская карта»

Зал №1, 2 второй этаж
Подробнее
21 февраля - 19 апреля
«Русский и западноевропейский
фарфор XIX-XX веков»
Выставка из частных собраний белгородских коллекционеров

Участник культурной программы для молодежи «Пушкинская карта»
Подробнее
6 марта — 13 апреля
«Купе»
Выставка народных художников России В.П. Полотнова, С.А. Гавриляченко, А.Н. Суховецкого и заслуженного художник России Ю.А. Грищенко

Участник культурной программы для молодежи «Пушкинская карта»
Подробнее
16 февраля - 16 июля
«Мифы, легенды и сказания народов России»
Выставка графики и скульптуры из фондов БГХМ

Участник культурной программы для молодежи «Пушкинская карта»
Подробнее
2 февраля - 12 апреля
«Возьмемся за руки, друзья…»
Выставка графики художников-современников из произведений советской станковой графики 60-80-х годов

Участник культурной программы для молодежи «Пушкинская карта»
Подробнее
26 января - 25 марта
«Непобеждённый Ленинград»
Выставка посвящается 80-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады 27 января 1944 года.
Подробнее
22 ноября - 14 апреля
«Живое»
Выставка Яны Серпуховой

Участник культурной программы для молодежи «Пушкинская карта»
Подробнее
К 180-летию Василия Поленова
«Поленовский декабрь»
Региональный конкурс юных художников

Работы предоставляются до 30 апреля 2024 года
Подробнее
«Белгородская палитра-2024»
Областной ежегодный конкурс юных художников

Сроки приема работ – до 30 апреля 2024 года.
Подробнее
Тактильные копии
В постоянной экспозиции музея
Подробнее
Пушкинская карта
Культурный проект для молодежи
Подробнее
Художественный салон открыт для посетителей
Режим работы:
Ежедневно с 10:00 до 19:00
Перерыв с 14:00 до 15:00

Вторник выходной
Подробнее
Вам у нас понравилось? Расскажите нам!
Чтобы оценить условия предоставления услуг используйте QR-код или перейдите по ссылке ниже.
Подробнее
Школа керамики в БГХМ
Участник культурной программы для молодежи «Пушкинская карта»
Подробнее
Главная » О музее » Наука и публикации » Искусствоведы рассказывают » Вещный мир, запечатленный кистью

Вещный мир, запечатленный кистью

10 ноября в г. Губкине в выставочном зале Дворца Культуры «Форум» открылась вторая в этом году выставка, сформированная из произведений фондового собрания Белгородского государственного художественного музея. Экспозиция «Свой тайный смысл доверят мне предметы…», включившая 26 живописных работ советских и российских (в том числе белгородских) художников ХХ-ХХI вв., знакомит зрителя с жанром натюрморта и его разновидностями.

Глюдза Ю.С. Натюрморт с грушами (БГХМ)

Глюдза Ю.С. Натюрморт с грушами (БГХМ)

Как самостоятельный жанр — натюрморт («мертвая натура») возник в Голландии на рубеже XVI и XVII вв. и быстро достиг необычайного совершенства в передаче многообразия предметов материального мира, утвердил эстетическую ценность привычных обыденных вещей.

Произведения, представленные на выставке, объединяет стремление авторов показать красоту повседневно окружающей нас жизни, увидеть ее по-новому, приглядеться к будничным вещам и ощутить их особенную поэзию, понять, что и повседневные предметы могут быть наполнены особенным настроением и нести в себе рассказ о людях, живущих среди них.

В истории искусства сложились два основных типа натюрморта. В одном — предметы говорят, прежде всего, не о самих себе, а о своем хозяине. Это как бы его косвенная характеристика. В ином типе натюрморта вещи изображаются, скорее, как нечто самоценное. Они говорят, в первую очередь, о себе, словно предлагая зрителю полюбоваться красотой их облика, формы, цвета, ощупать фактуру и предметные качества.

 

Первый тип натюрморта в большей степени отражен в работах В. М. Соколинского, А. С. Работнова, Д. А. Игнатьевой. Неодушевленные предметы для этих авторов — сфера не только поиска формы, но и содержания — через них идет осмысление и «вещного мира» как части реальной жизни, и его неотъемлемой связи с человеком. К особой группе в этом ряду можно отнести натюрморты с ярко выраженным мемориальным характером. «Натюрморт с фотографией» Ю. В. Данченко лаконичным набором предметов отсылает к событиям Великой Отечественной войны, а работа В. Ф. Желобка посвящена памяти трагически погибшего талантливого советского художника Виктора Попкова, оказавшего большое влияние на развитие отечественного искусства 70-х годов прошлого века.

На экспозиции представлены натюрморты, относящиеся в основном ко второму типу, где вещи говорят о своей самоценности. Но и среди них можно выделить два вида. В одном из них — художники отдают все силы исключительно передаче натуры, правдивости фактуры предметов, их объема и цвета, что можно увидеть в работах В. Ф. Желобка, Д. А. Игнатьевой, А. П. Мамонтова и др.

 

 

В другом — изображенные предметы не только «говорят о себе», но и передают настроение художника, его чувства, эмоции. Как, например, в работах Т. Д. Ярковой и В. А. Ульянова. Живописный язык Т. Д. Ярковой в «Натюрморте с арбузом», производит впечатление внутренней гармонии — сочно написаны арбуз и фрукты, лежащие рядом с ним. В работе нет стремления автора точно передать детали, здесь все подчинено одному порыву — показать яркость красок плодов. В картине В. А. Ульянова «Натюрморт с красной смородиной» напротив, через подробную передачу деталей, тщательность написания складок драпировок, узоров рушников, характеристику всех компонентов натюрморта ощущается желание живописца донести красоту формы, фактуры разных предметов материального мира и через них передать очарование крестьянского домашнего быта.

На выставке экспонируются натюрморты не только названных видов, наблюдаются и переходные, промежуточные разновидности, где выделяются или даже заостряются какие-то другие свойства предмета, например, декоративные, как в полотнах Н. С. Трошина (мотивы гжельской росписи) и И. В. Сорокина (узор жостовского подноса).

В особую группу натюрмортов можно выделить композиции с цветами в работах М. В. Добросердова, В. Ф. Блинова, А. А. Давыдова, И. Л. Туржанской, В. Н. Ларионова. Цветы всегда были одной из наиболее популярных и постоянных тем натюрмортов. Они, безусловно, прекрасны, и уже одно это привлекает в них художников. Но главное живописцы стремятся остановить на холсте недолговечность и мимолетность их красоты, сохранить на долгие времена их эфемерное цветение.

По словам выдающегося советского живописца К. Петрова-Водкина — «натюрморт — это одна из острых бесед живописца с натурой…» и действительно этот жанр можно в определенной степени назвать творческой лабораторией живописи. В нем максимально раскрываются пластические и колористические возможности живописца, выявляются особенности его пластического мышления, поиски стилистических решений, что наглядно демонстрируют работы Ю. С. Глюдзы, Л. В. Скаргиной, В. М. Лузанова, П. А. Петяева, Л. Я. Микко.
Выставка, рассчитанная на широкий круг посетителей, будет работать до 17 декабря.

 

Cтарший научный сотрудник,
заведующая научно-экспозиционным отделом Половина Г. А.

×
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!