I зал

20 декабря 2013 года обновлённые разделы живописи и скульптуры постоянной экспозиции «Отечественное искусство ХХ века» сменили прежнюю экспозицию, созданную в 2008 году.

Главной целью предыдущей постоянной экспозиции БГХМ, был как можно более полный и широкий показ фондовых коллекций отечественного изобразительного искусства, систематизированный хронологически, тематически, с выделением ведущих школ (московской и ленинградской), монографических комплексов (М. Добронравов, В. Иванов, В. Стожаров, А. и С. Ткачёвы, Ю. и М. Кугачи и др.).

Экспозиция, успешно проработавшая 5 лет, включала более семисот произведений живописи, скульптуры, графики, ДПИ, иконописи (что составляет пятую часть музейного собрания). Тем не менее, прошедшее время показало, что экспозиция нуждается в совершенствовании. В первую очередь это коснулось самых больших в экспозиции разделов живописи и скульптуры ХХ века (зал №1), актуальность реэкспозиции которых вызвана несколькими факторами.

За прошедшие годы стало очевидно, что взгляд на искусство насыщенного событиями ХХ века постоянно меняется, общество становится более открытым к восприятию многих особенностей современной художественной жизни.

Лучшее из созданного художниками реалистического направления ХХ века неотделимо от искусства советского периода нашей истории, неразрывно связано с его образами, проблемами, мечтами, а порой и наивными заблуждениями, то есть всем тем, что составляло содержание жизни той эпохи, её действительностью.

Экспозиция 2008 года в этом отношении носила нейтральный характер, не отражая в полной мере дух советской страны.

Главная цель новой экспозиции – показать через искусство ХХ века жизнь эпохи с её победами, драмами и настроениями, мечтами и устремлениями, представить живопись и скульптуру фондового собрания как часть многогранного художественного явления реалистического отечественного искусства советского периода.

В соответствии с новой концепцией уменьшено количество экспонируемых работ, изменён авторский состав, а также сам способ показа произведений. Организована более свободная развеска картин, изменено цветовое решение оформления зала.

В экспозиции, хронологически охватывающей произведения, созданные в 1910–1990-е годы, акцентированы лучшие работы музейных коллекций, крупные имена и ведущий жанр живописи XX века – сюжетно-тематическая картина. В новый проект наряду с хорошо известными зрителю работами А. Куприна, А. Осмеркина, В. Иванова, П. Оссовского, В. Стожарова, братьев А. и С. Ткачевых, О. Комова, В. Клыкова, Н. Томского и др. включены крупноформатные полотна, ранее редко или никогда не экспонировавшиеся в постоянных экспозициях музея.

Произведения 2-ой половины ХХ века сгруппированы по тематике: события новейшей истории (гражданская война, Великая Отечественная война), романтизм «сурового стиля», образ современника (время, творчество, личность, городская среда), lesbian videos сельская жизнь страны и её многонациональный характер, индустрия страны, великие стройки эпохи, люди труда.

В станковой живописи прошлого столетия сюжетно-тематическая картина, практически ушедшая сегодня из реалистического искусства, была высоким жанром, королевой выставок. Создание крупноформатной сюжетно-тематической картины было своего рода доказательством профессиональной состоятельности художника, так как она требовала большого мастерства, идейного содержания, глубины раскрытия темы.

Большая часть работ, представленных в новой экспозиции, создана в годы, когда сюжетно-тематическая картина переживала и новый виток в развитии жанра (1970-е гг.), и его агонию (1980-е гг.), так как начало и конец 1980-х годов принадлежали разным эпохам. Примечательно, что в музейном собрании произведения 1980-х годов созданы в начале десятилетия, до прихода перестройки, до провозглашения гласности и пересмотра былых ценностей в сознании общества в целом, и в искусстве в частности. Поэтому годы создания экспонируемых работ были ещё временем «высоких» взаимоотношений государства и изобразительного искусства, временем, когда звание художника в социуме было высоко и уважаемо, когда советская идеология, возможно, как никогда нуждалась в активной поддержке со стороны изобразительного искусства – сильного визуального аргумента её состоятельности. Советский художник, не находившийся в противостоянии с властью, отражал идеи, которые она проводила в жизнь. Но главное – художник идентифицировал себя с советским народом, поэтому лучшие произведения, созданные живописцами и скульпторами в эти годы, пронизаны глубоким личностным переживанием авторов и их искренним стремлением понять происходящие перемены в стране.

В эти годы искусство «соцреализма» уже трансформировалось из искусства «советского идеализма» 1930–1950-х через суровую романтику 1960-х в полифункциональное ис¬кусство с осознанием своей само¬стоятельной ценности. В начале 1970-х годов утверждается значение искусства как творческой деятельности, предназначенной не для служебноприкладных целей, а способной и призванной по своим собственным законам, в присущих лишь искусству образно-пласти¬ческих формах осуществлять свойственную только ему социально-эстетическую миссию. В пластической культуре не только живописи, но и других видов искусства отчётливо наблюдается освоение выразительных средств художественной культуры разных стран и народов. В живописи этих лет нет единого стиля, каким был, например, «суровый стиль», нет жестких канонов в применении тех или иных выразительных средств и приемов.

1970-е годы – время появления на арене художественной жизни новых молодых творческих сил, время напряженности и многогранности творческого поиска новых образов и тем, вызванных становлением новых эстетических принципов. В отличие от своеобразной «репортажности», характерной для «сурового стиля» в показе современных явлений жизни – подъёма целины, гигантских строек Сибири, полёта в космос – художники 1970–1980-х стремятся иначе ставить художественные задачи. В эти годы появляются произведения другого интонационного и образного строя, в которых ярко ощутимо стремление к поэтическому осмыслению жизни, острый интерес к многогранности человеческого образа, сложной эмоциональной атмосфере его социального бытия. Поиск сурового лаконичного образа 1960-х сменяется более углубленной психологической характеристикой, но в целом художники остаются верны открытому выражению драматических переживаний и сложных психологических состояний. Усиливается и намеченная ранее тенденция сближения видов и жанров искусства. Многонациональная культура в Советском Союзе до¬стигает в это время такого уровня своего современного развития, который позволил в начале 1970-х годов определить ее как «социалистическую по содержанию, национальную по форме и интернационалистическую по духу».

Все эти особенности живописи 1970-х – начала 1980-х годов отчетливо наблюдаются в живописи и скульптуре музейного собрания. Несмотря на то, что экспозиция структурирована по проблематике, всё логично взаимосвязано единой темой – темой Родины – Советского Союза. Этот масштабный образ великого государства предстает в работах практически всех авторов: А. и С. Ткачёвых, А. Дубинчика, Ю. Кугача, В. Телина, сочетающих пейзажную основу с элементами жанровой картины, и в фигурных композициях В. Васильева, Д. Дугарова, В. Игошева, О. Монгушевича, Т. Горчаковой с ясно выраженной фабулой, отражающих многонациональный характер страны. Первые полотна отличает яркая лирическая направленность восприятия Родины, вторые – мажорный национальный колорит республик СССР.

Образ современника в работах, представленных в экспозиции, решается с разнообразием жанровых интерпретаций. Здесь и портрет в его «чистом» виде – «Чингиз Айтматов» В. milf videos Арлашина, «Учительница» Г. Гордона, «Портрет милиционера Коваля» В. Ефанова; портрет-картина: «На родной земле» А. Плотнова, «Живёт такой парень» В. Кутилина, «Коля Подручный с Кировского» Н. Баскакова, «Портрет О. Тахтаурова» Г. Мищенко и групповой портрет с некой сюжетной линией – «Мои сверстники» А. Кирилова; и сцены повседневной жизни советского человека – «Белая ночь» Г. Фадина, «Операторы Надыма» Л. Зудова. В независимости от жанрового приоритета, всем работам присуща прочно утвердившаяся к началу 1970-х композиция раздумья.

В творчестве советских художников тема труда занимала видное место, начиная с первых лет революции, так как характер человека, его способности, его помыслы, его упорство и целеустремленность полнее всего раскрываются в труде. Идеал красоты человека в советском обществе, неразрывно связанный с мыслью о труде, проходит через все изобразительное искусство ХХ века в образе человека-созидателя, человека-творца. В живописи и скульптуре советского периода тема труда охватывает разные сферы деятельности человека. Показ созидательного преобразования страны в новой экспозиции представлен непосредственно в отражении великих строек советской эпохи: «Первый сквозной» из серии «Западный БАМ» Ю. Подляского, «Поступь Сибири» Е. Симонова, «Красноярская ГЭС» Д. Косьмина, «Новый район» И. Симонова и опосредованно в романтических образах героев пятилеток: «Покорённый Самотлор» Ю. Хухрова, «В Антарктике» Л. Постнова, «Воскресный день в посёлке Кунерма» В. Грызлова. И даже когда герои картин не акцентируются крупным планом, главным объектом внимания художника в отражении темы является мир чувств и переживаний человека, его отношение к трудовой деятельности.

Произведения, раскрывающие романтику трудовых будней селян, с ясной конкретикой и достоверностью сюжетной составляющей помогали советскому зрителю быть уверенными в завтрашнем дне, радоваться жизни и гордиться достижениями страны. Поэтому тема сельской жизни также занимала важное место в советском искусстве на всех его этапах. Повседневный труд колхозников-земледельцев представлен в полотнах «Разнотравье» А. Жабского, «Сев» В. Непьянова, «Трудный хлеб» В. Яркина, и других. В произведениях братьев А. и С. Ткачевых «На древнем Вщиже», «Сыновья», «Отец», посвященных крестьянской жизни и деревенскому быту, огромную роль играет тема родной земли. В картинах А. и С. Ткачевых – она не просто «фон», на котором разворачивается действие, а глубоко эмоциональный milf porn образ, неразрывно связанный с человеком. Искренняя заинтересованность и внимание к подробностям неспешно текущей деревенской жизни отличают работы «Весна» М. Суздальцева, «Зимний день в деревне» Е. Рябинского, «Под одной крышей» В. Телина.

Скульптура в экспозиции размещена в хронологических рамках по тематическому и образно-сюжетному принципу в соответствии с темами живописных блоков.

Несмотря на то, что раздел скульптуры ХХ века является самостоятельным разделом, вместе с живописью он образует смысловое единство.

При отборе произведений для нового раздела отечественной скульптуры ХХ gay porn века были учтены главные задачи – отразить в станковой скульптуре процессы и тенденции художественной жизни «ушедшей эпохи».

В экспозицию вошло 28 избранных станковых произведений российских и советских скульпторов, часть которых экспонируется впервые: «Спящий», «Каприз», «Твой час», «Портрет М.Н. Смоляк, члена партии с 1905 года», «Зимовщики». Хронологически скульптурные произведения охватывают период с четвёртого десятилетия XX gay videos века по 1990-е годы. Исключение составляют две работы Е. Лансере, созданные в конце ХIХ века и отлитые по моделям автора в ХХ веке на Каслинском заводе.

II зал

Реэкспозиция проведена в рамках плановых мероприятий музея по обновлению стационарных выставочных площадей. Главная цель этих преобразований – расширение доступа населения к фондовым коллекциям, к произведениям отечественного искусства XX – XXI веков фондового собрания, редко выставляемым или экспонирующимся впервые.

Первым этапом реализации поставленной цели стала реэкспозиция зала №1, осуществленная по оригинальной концепции в 2013 году и по-новому представившая отечественную живопись и скульптуру ХХ века.

Реэкспозиция зала №2 является вторым этапом обновления стационарной экспозиции, которая позволяет на базе музейных коллекций воссоздать целостную картину основных тенденций в развитии изобразительного искусства страны двух столетий.

В экспозиционном пространстве изменено архитектурно-художественное решение зала и представлено шесть разделов: «Живопись XXI века», «Скульптура XXI века», «Художники Белгородского края», «Графика XX-XXI веков», «Декоративно-прикладное и народное искусство», а также интерактивная экспозиция для детей «Арт-поход», открывшаяся в феврале 2015 года.

Лучшее из созданного художниками реалистического направления ХХ века неотделимо от искусства советского периода нашей истории, неразрывно связано с его образами, проблемами, мечтами, а порой и наивными заблуждениями, то есть всем тем, что составляло содержание жизни той эпохи, её действительностью.

Показ небольших, но активно формирующихся в последние годы фондовых коллекций искусства ХХI века дает возможность в комплексе с произведениями ХХ века первого зала отразить в динамике непрерывность отечественного художественного процесса, показать преемственные связи, стилистические поиски, индивидуальную манеру художников на современном этапе.

Коллекция отечественной живописи XX-ХХI веков в собрании музея насчитывает 1598 произведений. В соответствии с рекомендациями Русского музея Белгородский художественный музей при комплектовании своих фондов целенаправленно уделяет повышенное внимание сохранению культурного наследия Белгородского края и Центрального Черноземья. Благодаря этому в фондах сформировалась интересная коллекция произведений живописи XX-ХХI веков не только ведущих мастеров московской и ленинградской школы, но и ярких представителей российской провинции. Большая часть из них создана в прошлом веке и представлена в зале №1.

В раздел живописи ХХI века включено 38 произведений художников Москвы и российской провинции в произведениях И.П. Пчельникова, А.Н. Суховецкого, В.П. Полотнова, С.А. Гавриляченко, Н.И. Боровского, Н.Н. Соломина, В.А. Минкина, Е.Г. Захарова, Н.Д. Петрова, В.М. Богачева А.Г. Костянникова, О.М. Душечкиной, В.Р. Микитюка, В.М. Соколинского, В.А. Дайбова, И.И. Понарина, Е.П. Сальникова, В.М. Тормасова, А.А. Козикова, В.В. Ельчанинова, Е.Г. Захарова, А.А. Захарова, В.П. Полотнова, М.Л. Салмова, Н. Колобовой, В.А. Дайбова, В.В. Канищева, Н.И. Рымшина и др.

Графика – одна из самых обширных и интереснейших музейных коллекций: по авторскому составу, видовому и жанровому разнообразию произведений, диапазону техник и материалов. На новой стационарной экспозиции фондовое собрание графики XX-XXI вв. представлено сменным тематическим разделом.

Коллекция графики музея насчитывает более двух тысяч единиц хранения. На экспозиции представлено девяносто семь произведений российских и советских авторов.

В экспозиционном драйвере выставлена важная часть собрания графики первой половины XX века, включающая произведения выдающихся мастеров данного столетия, в том числе дореволюционного периода: З.Е. Серебряковой, И.И. Бродского, Ф.А. Малявина, Е.С. Кругликовой.

1917 год кардинально изменил ход развития русского искусства, повернув его на другие приоритеты монументального пропагандистского искусства, выдержанного в рамках старой русской реалистической школы и передвижников (В.А. Ватагин, Н.К. Соломин). Художники-графики одними из первых активно включились в новую социальную и политическую жизнь после великих постреволюционных перемен, тогда как многие живописцы, находясь в некоторой растерянности, на время перестали писать. Активное развитие графики было еще обусловлено и тем, что страна находилась в глубоком экономическом кризисе, многим не хватало средств на приобретение необходимых художественных материалов. Графика же, требовала минимума материальных затрат для своего воспроизведения. Так в экспозиции представлены яркие экспериментаторские работы Г.Г. Нисского, Н.С. Трошина, манерой трактовки формы передающие дух новой эпохи. Значительное место в экспозиции этого периода занимают детальные и характерные иллюстрации Е.А. Кибрика, М.Н. Добронравова.

Выставка графики второй половины ХХ века «Осколки исчезнувшей империи» приурочена к 25-летию со дня распада СССР.

За время своего существования советский народ пережил сложный этап становления социалистического общества, небывалый подъем экономики, великие стройки, активное исследование и освоение новых территорий, режим партийности, репрессий, трудовых лагерей, войны, в том числе самую страшную - Великую Отечественную войну, после которой восстанавливал страну из руин. Со сменой глав государства, менялся и характер правления. Постепенно началась реабилитация жертв репрессий, больше внимания стало уделяться повышению уровня жизни народа, развитию сельского хозяйства, жилищного строительства, легкой промышленности. Затем пришли тяжелые времена перестройки: введение госприемки, антиалкогольная кампания, «борьба с нетрудовыми доходами», углубились разногласия внутрисоюзных политических сил.

С распадом СССР исчезла целая эпоха, но в памяти многих поколений с теплотой и ностальгией, несмотря на все сложности реалий того времени, продолжают жить воспоминания о советской жизни.

Новая выставка раздела графики демонстрирует работы, отражающие культуру, быт, идеологию, научные и спортивные достижения, трудовые и патриотические подвиги простых людей многонационального государства. Неповторимый дух и колорит жизни советского народа художники передают при помощи различных графических техник, приёмов, материалов.

Графика в советском изобразительном искусстве второй половины ХХ века пережила небывалый расцвет. В первые послевоенные годы в графическом искусстве было создано много произведений, посвященных мирной жизни нашей страны. Вторая половина ХХ века стала временем самопознания и нового жизнеутверждения в Советском обществе. Гражданские мотивы преобладали и в искусстве. Среди круга тем очевидное первенство занимали изображения общественных событий и ситуаций с порой скрытым, а иногда и явственно прорывающимся драматическим напряжением (В.И. Ленчин «Пролетариат», И.Ж. Хелмут «Нулевая готовность», Н.Я. Третьяков «Домны»). Главный внутренний смысл произведений художников этого времени – острота социального зрения, чувство больших перемен в жизни. 1960-1970 - е гг. – время энергичного индустриального освоения Сибири и Севера (Р.И. Яушев «Кино в бригаде», В.С. Смирнов, «Прощание славянки», Н.Л. Воронков «Самолёт над Уэленом»). Работы этого периода повествуют о нелегком труде строителей, первопроходцев, охотников, докеров. В стремлении отразить его героику в полной мере проявляется современное понимание задач искусства. Художники-графики все более сосредоточиваются на эстампе, позволяющем создавать масштабные серии на злободневные темы.

Большие серии и отдельные листы самостоятельного значения создают атмосферное «полотно» из фрагментов разных сфер жизни советских людей со всех уголков необъятной страны.

В раздел «Декоративно-прикладное и народное искусство» вошли как авторские произведения, выполненные в различных материалах, так и уникальные современные образцы народных художественных промыслов России: ростовская финифть, лаковая миниатюрная живопись сс. Федоскино, Палех, Холуй, гончарно-лепная пластика гг. Скопина, Суджи, Белгорода. Разнообразно представлены традиционные промыслы глиняной игрушки: дымковская, филимоновская, суджанская, старооскольская и др. образцы, ставшие символами отечественной культуры.

Значительное место на экспозиции отведено и творчеству художников Белгородского края, произведения которых составляют четвертую часть собрания музея. Сохранение культурного наследия региона позволяет изучать профессиональное искусство Белгородчины второй половины ХХ – первой четверти XXI вв., выявлять тенденции и пути его развития, определять место в общей картине художественного процесса страны.

В новый раздел постоянной экспозиции вошли произведения живописи, скульптуры, графики театрально-декорационного искусства второй половины ХХ – первой четверти XXI веков. Основную часть раздела составляют произведения членов регионального отделения Союза художников России, с созданием которого в феврале 1968 года началось интенсивное развитие профессионального изобразительного искусства области и активное вовлечение молодых художественных сил в её социокультурную среду. В экспозицию включены работы заслуженных художников РСФСР и РФ С.С. Косенкова, Г.И. Гритчина, А.П. Мамонтова, М.И. Парахненко, И.Д. Бобенчика, А.А. Шишкова, Б.М. Пупынина, В.В. Козьмина, Г.А. Кудрявцева, а также Л.С. Блякницкого, А.С. Василенко, В.Ф. Блинова, Е.В. Поленова, В.Д. Леуса, В.И. Казака, Н.Д. Чернушкина, А.М. Тюрина, И.Ф. Чернышева, Е.Н. Савотченко, В.Е. Нестеркова, В.Ф. Желобка, А.П. Панова, И.Н. Хегая, П.В. Лесового, В.Н. Кутявина, А.А. Пшеничного, А.С. Смелого, А.И. Федоренко, С.Ф. Дымова, В.М. Крайнова, В.В. Лыткина и др. авторов.

В новую экспозицию вошло более четырехсот произведений живописи, скульптуры, графики, декоративно-прикладного, народного и театрально-декорационного искусства, большая часть которых ранее не экспонировалась.