«Радость для всех чувств»
Выставка из собрания Государственного Эрмитажа
Художественный музей продолжает знакомить белгородцев с коллекциями ведущих музеев России.
23 ноября один из крупнейших и наиболее значительных художественных и культурно-исторических музеев мира Государственный Эрмитаж презентует выставку «Радость для всех чувств» в Белгородском художественном музее. Это очередной проект, организованный при поддержке благотворительного фонда Алишера Усманова «Искусство, наука и спорт» в рамках Фестиваля искусств АРТ-ОКНО.
Выставка посвящена одному из самых интересных жанров живописи – натюрморту. На ней будет представлена сорок одна картина работы мастеров ведущих художественных школ и центров Западной Европы XVI–XIX веков, в творчестве которых значительное место принадлежало изображению объектов живой и неживой природы – цветов и плодов, дичи, рыбы, домашней утвари, профессиональных атрибутов и тому подобного. Все это – образцы старого европейского – «классического» – натюрморта, основные типы которого оформились в XVII столетии, когда этот жанр достиг вершины популярности и переживал свой «золотой век».
Численно преобладают на выставке произведения фламандских и голландских художников, являвшихся зачинателями натюрморта как самостоятельного жанра. Представительно показаны также итальянские мастера XVII–XVIII веков, творчество французских и немецких натюрмортистов отражено в экспозиции лишь фрагментарно. В целом экспонаты выставки не столько дают возможность судить о специфических чертах различных национальных школ, сколько позволяют составить яркое представление о своеобразии жанра, его главных особенностях.
Зритель увидит яркие образцы различных типов натюрморта. Это и «завтраки» и «десерты» голландских мастеров с виртуозно написанной драгоценной утварью и экзотическими фруктами («Закуска» Юриана ван Стрека, «Десерт» Баренда ван дер Мера, «Завтрак с устрицами» Александра Адриансена), и причудливые композиции из рыб и морской фауны («Сцена в кухне» Джованни Франческо Чиппера), и охотничьи натюрморты («Натюрморт с битым зайцем» Петера Снейерса, «Натюрморт с битыми петухами и лисицей» Филиппа Фердинанда де Хамильтона), и загадочный «ночной» натюрморт («Цветы, бабочки и ящерица» Кристиана Янса ван Стрипа). Демонстрацией щедрости итальянской природы, изобилующей дарами благодатного южного лета предстают «Фрукты» Абрахама Брейгеля, «Натюрморт с дыней» и «Попугай на тыквах» Микеле Паче с их крупными гроздьями винограда, разрезанными арбузами, треснувшими дынями и лопнувшими гранатами, яблоками, персиками – всего этого многообразия земных плодов большими массами громоздящегося прямо на земле. Выставка раскроет явные и тайные смыслы натюрморта, расскажет о радости жизни и напомнит о бренности бытия и подарит эстетическое наслаждение.