Виртуальная выставка работ победителей III Белгородского открытого фестиваля изобразительных искусств памяти заслуженного художника России С. С. Косенкова

 

 

 

 

 

Виртуальная выставка графики
заслуженного художника РСФСР
Станислава Степановича Косенкова
(1941-1993),
к 75-летию со дня рождения автора

 

 

 

Виртуальный каталог выставки

«Памятники архитектуры и природные заповедники Крыма в отечественном изобразительном искусстве»

art sezony th

 

ПРОИЗВЕДЕНИЯ БЕЛГОРОДСКИХ ХУДОЖНИКОВ В СОБРАНИИ
БЕЛГОРОДСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО МУЗЕЯ

Живопись >>> Скульптура >>> Графика >>>
Декоративно-
прикладное
искусство
>>>

Примечание: для просмотра необходим установленный Adobe Flash Player версии не ниже 9.

Виртуальная выставка «Дарите женщинам цветы...»
(из фондов БГХМ)

Костяников Анатолий Гаврилович. 1958. Заслуженный художник РФ. Розы на фоне города. 2013. Холст, масло. 50х70.5, Ж – 1590
Костяников Анатолий Гаврилович. 1958
Заслуженный художник РФ
Розы на фоне города. 2013
Холст, масло. 50х70.5
Ж – 1590
Рымшин Николай Иванович (1947 – 2006). Заслуженный работник культуры РФ. В Орле. Городские цветы. 1997. Холст, масло. 95х95.5. Ж – 1556
Рымшин Николай Иванович (1947 – 2006).
Заслуженный работник культуры РФ.
В Орле. Городские цветы. 1997.
Холст, масло. 95х95.5.
Ж – 1556
Скаргина Лидия Васильевна. 1937, Натюрморт с лимоном. 2003, Холст, масло. 80х90, Ж – 1412
Скаргина Лидия Васильевна. 1937
Натюрморт с лимоном. 2003
Холст, масло. 80х90
Ж – 1412
Попов Евгений. Цветы. 2007, Холст, масло. 50х60, Ж – 1333
Попов Евгений
Цветы. 2007
Холст, масло. 80х90
Ж – 1412
Конев Вячеслав Васильевич. 1933. Заслуженный художник РФ. Натюрморт с раковиной. 1995. Холст, масло. 81х60. Ж – 1249
Конев Вячеслав Васильевич. 1933.
Заслуженный художник РФ
Натюрморт с раковиной. 1995.
Холст, масло. 81х60
Ж – 1249
Парахненко Марат Ефимович (1936 – 2005). Заслуженный художник РФ. Солнечный цветок. 2000, Холст, масло. 69х50, Ж – 1225
Парахненко Марат Ефимович (1936 – 2005)
Заслуженный художник РФ
Солнечный цветок. 2000
Холст, масло. 69х50
Ж – 1249
Парахненко Марат Ефимович (1936 – 2005). Заслуженный художник РФ. Жасмин. 2002. Картон, масло. 80х52.5, Ж – 1226
Парахненко Марат Ефимович (1936 – 2005)
Заслуженный художник РФ
Жасмин. 2002
Картон, масло. 80х52.5
Ж – 1226
Хватов Николай Дмитриевич. 1924. Цветы и фрукты. 1982, Холст, масло. 65х89, Ж – 1123
Хватов Николай Дмитриевич. 1924
Цветы и фрукты. 1982
Холст, масло. 65х89
Ж – 1123
Дымов Станислав Федорович.1952, Зимний натюрморт. 2001, Холст, масло. 50х75, Ж – 1046
Дымов Станислав Федорович. 1952
Зимний натюрморт. 2001
Холст, масло. 50х75
Ж – 1046
Мамонтов Александр Павлович (1928 – 2013). Заслуженный художник РСФСР Пионы. 1995, Холст, масло, 57х62, Ж – 944
Мамонтов Александр Павлович (1928 – 2013)
Заслуженный художник РСФСР
Пионы. 1995
Холст, масло. 57х62
Ж – 944
Христенко Александр Андреевич (1947 – 2005), Натюрморт с нарциссом. 1997, Картон, масло. 40х50, Ж – 940
Христенко Александр Андреевич (1947 – 2005)
Натюрморт с нарциссом. 1997
Картон, масло. 40х50
Ж – 940
Крайнов Вячеслав Михайлович. 1948, Лилии в корзине. 1997, Холст, масло. 47х45, Ж – 943
Крайнов Вячеслав Михайлович. 1948
Лилии в корзине. 1997
Холст, масло. 47х45
Ж – 943
Поленов Евгений Васильевич. 1937, Хризантемы. 1997, Картон, масло. 80х50, Ж – 801
Поленов Евгений Васильевич. 1937
Хризантемы. 1997
Картон, масло. 80х50
Ж – 801
Мамонтов Александр Павлович (1928 – 2013). Заслуженный художник РСФСР, Пионы. 1990, Холст, масло. 76х80, Ж – 732
Мамонтов Александр Павлович (1928 – 2013)
Заслуженный художник РСФСР
Пионы. 1990
Холст, масло. 76х80
Ж – 732
Желобок Владимир Федорович. 1957, Сирень. 1991, Холст, масло. 50х60, Ж – 683
Желобок Владимир Федорович. 1957
Сирень. 1991
Холст, масло. 50х60
Ж – 683
Кудрявцев Геннадий Андреевич. 1942, Заслуженный художник РФ, Сухие травы. 1990, Холст, масло. 100х70, Ж – 598
Кудрявцев Геннадий Андреевич. 1942
Заслуженный художник РФ
Сухие травы. 1990
Холст, масло. 100х70
Ж – 598
Блинов Виктор Филиппович (1940 – 2006), Полевые цветы. 1980-е гг. Холст, масло. 60х40, Ж – 563
Блинов Виктор Филиппович (1940 – 2006)
Полевые цветы. 1980-е гг.
Холст, масло. 60х40
Холст, масло. 100х70
Ж – 563
Блинов Виктор Филиппович (1940 – 2006), Осенний букет. 1989 Холст, масло. 45х39, Ж – 564
Блинов Виктор Филиппович (1940 – 2006)
Осенний букет. 1989
Холст, масло. 45х39
Ж – 564
Чернышев Иван Федорович. 1940, Снег сошел. 1982, Холст, масло. 83х112, Ж – 572
Чернышев Иван Федорович. 1940
Снег сошел. 1982
Холст, масло. 83х112
Ж – 572
Алексеев Адольф Евгеньевич. 1934, Розы и фрукты. 1986, Холст, масло. 80х60, Ж – 432
Алексеев Адольф Евгеньевич. 1934
Розы и фрукты. 1986
Холст, масло. 80х60
Ж – 432
Щербаков Борис Валентинович (1916 – 1995), Народный художник СССР, Белые пионы. 1957, Холст, масло. 70х50, Ж – 336
Щербаков Борис Валентинович (1916 – 1995)
Народный художник СССР
Белые пионы. 1957
Холст, масло. 70х50
Ж – 336
Анисимова Татьяна Сергеевна, Колокольчики. Вторая половина ХХ века, Холст, масло. 80х100, Ж – 331
Анисимова Татьяна Сергеевна
Колокольчики. Вторая половина ХХ века
Холст, масло. 80х100
Ж – 331
Хватов Николай Дмитриевич. 1924, Цветы. 1984, Холст, масло. 80х80, Ж – 262
Хватов Николай Дмитриевич. 1924
Цветы. 1984
Холст, масло. 80х80
Ж – 262
Добронравов Михаил Николаевич (1904 – 1979), Опадающие цветы. 1948, Холст, масло. 82х80, Ж – 57
Добронравов Михаил Николаевич (1904 – 1979)
Опадающие цветы. 1948
Холст, масло. 82х80
Ж – 57
Добронравов Михаил Николаевич (1904 – 1979), Цветы. 1961, Холст, масло. 94х115, Ж – 59
Добронравов Михаил Николаевич (1904 – 1979)
Цветы. 1961
Холст, масло. 94х115
Ж – 59
Добронравов Михаил Николаевич (1904 – 1979), Натюрморт (ромашки, пионы, черешни). 1947, Картон, масло. 57.5х68.5, Ж – 54
Добронравов Михаил Николаевич (1904 – 1979)
Натюрморт (ромашки, пионы, черешни). 1947
Картон, масло. 57.5х68.5
Ж – 54
Коростелёв Пётр Гурьевич. 1924, Народный художник РФ, Белые лилии. 1973, Холст, масло. 90х100, Ж – 13
Коростелёв Пётр Гурьевич. 1924
Народный gay videos художник РФ
Белые лилии. 1973
Холст, масло. 90х100
Ж – milf porn 13
Филимонова Алла Ивановна. 1967, Окно. 2002, Бумага, акварель. 39х48,5
Филимонова Алла Ивановна. 1967
Окно. 2002
Бумага, акварель. 39х48,5
Г-1289
Хребтов Егор Иванович. 1949, Цветы. 2004, Бумага, акварель. 55х44,5, Г-1371
Хребтов Егор Иванович. 1949
Цветы. 2004
Бумага, акварель. 55х44,5
Г-1371
Хребтов Егор Иванович. 1949, Цветы у окна. 2001, Бумага, акварель. 74х60, Г-1372
Хребтов Егор Иванович. 1949
Цветы у окна. milf videos 2001
Бумага, акварель. 74х60
Г-1372
Гребенюк Анатолий Иванович. (1938-2005), Новый мир. 1990, Бумага, акварель, 85х47, Г-1472
Гребенюк Анатолий Иванович. (1938-2005)
Новый мир. 1990
Бумага, акварель. 74х60
Г-1372
Скорбач Маргарита Викторовна. 1973, Белые розы. 2004, Бумага, акварель. 46х56, Г-1589
Скорбач Маргарита Викторовна. 1973
Белые розы. 2004
Бумага, акварель. 46х56
Г-1589
Скорбач Маргарита Викторовна. 1973, Одуванчики. 2008, Бумага, акварель. 90х62, Г-1777
Скорбач Маргарита Викторовна. 1973
Одуванчики. 2008
Бумага, акварель. 90х62
Г-1777
Скорбач Маргарита Викторовна. 1973, Одуванчики. 2008, Бумага, акварель. 90х62, Г-1777
Скорбач Маргарита Викторовна. 1973
Одуванчики. 2008
Бумага, акварель. 90х62
Г-1777
Васнецова Елизавета Юрьевна. 1937, Южные цветы. 1979, Бумага, автолитография. 56,5х45; 48х36, Г- 1827
Васнецова Елизавета Юрьевна. 1937
Южные цветы. 1979
Бумага, автолитография. 56,5х45; 48х36
Г- 1827
Васнецова Елизавета Юрьевна. 1937, Букет на окне. 1965, Бумага, автолитография. 60х45; 49х36, Г- 1828
Васнецова Елизавета Юрьевна. 1937
Букет на окне. 1965
Бумага, автолитография. 60х45; 49х36
Г- 1828
Васнецова Елизавета Юрьевна. 1937, Лесной букет с брусникой. 1984, Бумага, автолитография. 59,5х46,5; 53,5х38,5; Г- 1829
Васнецова Елизавета Юрьевна. 1937
Лесной букет с брусникой. 1984
Бумага, lesbian porn автолитография. 59,5х46,5; 53,5х38,5;
Г- 1829
Васнецова Елизавета Юрьевна. 1937, Вероника. 1983, Бумага, автолитография. 55х40; 41,5х29, Г- 1830
Васнецова Елизавета Юрьевна. 1937
Вероника. 1983
Бумага, автолитография. 55х40; 41,5х29;
Г- 1830
Васнецова Елизавета Юрьевна. 1937, Букет с красными листьями. 1990, Бумага, автолитография. 59,8х50; 46,5х40, Г- 1831
Васнецова Елизавета Юрьевна. 1937
Букет с красными листьями. 1990
Бумага, автолитография. 59,8х50; 46,5х40;
Г- 1831
Андрияка Сергей Николаевич. 1957, Народный художник РФ, Белые розы. 1995, Бумага, акварель. 28х19, Ж-1207
Андрияка Сергей Николаевич. 1957
Народный художник РФ
Белые розы. 1995
Бумага, акварель. 28х19
Ж-1207
Андрияка Сергей Николаевич. 1957, Народный художник РФ, Белые и красная роза. 2006, Бумага, акварель. 38х28, Ж-1207
Андрияка Сергей Николаевич. 1957
Народный художник РФ
Белые и красная роза. 2006
Бумага, акварель. 38х28
Ж-1207
Андрияка Сергей Николаевич. 1957, Народный художник РФ, Чайные розы. 2006, Бумага, акварель. 40х31, Ж-1207
Андрияка Сергей Николаевич. 1957
Народный художник РФ
Чайные lesbian videos розы. 2006
Бумага, акварель. 40х31
Ж-1207

 

Виртуальная выставка работ
лауреатов и победителей
III Международной выставки-конкурса
"Прохоровское поле" (2016)

 

 

 

Виртуальная выставка «Художник и книга», посвященная Году литературы
(из фондов БГХМ)

 

Добронравов Михаил Николаевич (1904–1979). Шевченко и Чернышевский. 1939. Автолитография, 35.5х45.4; 38.5х48.2. Г – 36

Добронравов Михаил Николаевич (1904–1979)
Шевченко и Чернышевский. 1939. Автолитография, 35.5х45.4; 38.5х48.2
Г - 36

Кибрик Евгений Адольфович (1906–1978). Илья Муромец идет к Идолищу поганому. 1950. Литография. 31х24; 46х30. Г-39

Кибрик Евгений Адольфович (1906–1978)
Илья Муромец идет к Идолищу поганому. 1950
Литография. 31х24; 46х30
Г - 39

Кибрик Евгений Адольфович (1906–1978). Конец боя Ильи Муромца с Сокольчиком. 1950. Литография. 11.5х9; 19.5х14. Г – 452

Кибрик Евгений Адольфович (1906–1978)
Конец боя Ильи Муромца с Сокольчиком. 1950
Литография. 11.5х9; 19.5х14
Г – 452

Кибрик Евгений Адольфович (1906–1978). Михайло Данилович кличет коня. 1950. Литография. 31х23.5; 41.5х29. Г – 456

Кибрик Евгений Адольфович (1906–1978)
Михайло Данилович кличет коня. 1950
Литография. 31х23.5; 41.5х29
Г – 456

Пономаренко Павел Григорьевич (1927) <br /> Иллюстрация к поэме Г. Федоссева «Смерть меня подождет». ХХ в. <br /> Смешанная техника. 24х19; 22.5х15<br />Г - 1410

Пономаренко Павел Григорьевич (1927)
Иллюстрация к поэме Г. Федоссева «Смерть меня подождет». ХХ в.
Смешанная техника. 24х19; 22.5х15
Г - 1410

Волович Виталий Михайлович (1928) <br /> Иллюстрация к «Саге о Волсунгах». 1968. <br /> Офорт. 25.5х32; 52х40.<br />Г – 1392

Волович Виталий Михайлович (1928)
Иллюстрация к «Саге о Волсунгах». 1968.
Офорт. 25.5х32; 52х40.
Г – 1392

Кузнецов Иван Александрович (1908) <br />Летучий корабль. 1965. <br /> Линогравюра. 49х41<br />Г – 721

Кузнецов Иван Александрович (1908)
Летучий корабль. 1965.
Линогравюра. 49х41
Г – 721

Дианов Андрей Владимирович (1950) <br />Верхом на буйволе. 1983. <br /> Иллюстрация к алтайским героическим сказаниям. Бум, тушь, перо. 24.5х19.<br />Г – 1536

Дианов Андрей Владимирович (1950)
Верхом на буйволе. 1983.
Иллюстрация к алтайским героическим сказаниям. Бум, тушь, перо. 24.5х19.
Г – 1536

Дианов Андрей Владимирович (1950) <br />Лучник. 1983. <br /> Иллюстрация к алтайским героическим сказаниям. Бумага, тушь, перо. 24.5х17.8.<br />Г – 1535

Дианов Андрей Владимирович (1950)
Лучник. 1983.
Иллюстрация к алтайским героическим сказаниям. Бумага, тушь, перо. 24.5х17.8.
Г – 1535

Мечев Мюд Мариевич (1929) <br />Лучник. 1971. <br /> Иллюстрация к эпосу «Калевала». Гравюра на пластике. 15х17.0; 30.5х21.4..<br />Г – 1552

Мечев Мюд Мариевич (1929)
Лучник. 1971.
Иллюстрация к эпосу «Калевала». Гравюра на пластике. 15х17.0; 30.5х21.4..
Г – 1552

Мечев Мюд Мариевич (1929) <br />Городище. 1971. <br /> Иллюстрация к эпосу «Калевала». Гравюра на пластике. 27х29<br />Г – 1545

Мечев Мюд Мариевич (1929)
Городище. 1971.
Иллюстрация к эпосу «Калевала». Гравюра на пластике. 27х29
Г – 1545

Богдеско Илья Трофимович (1923-2010) <br />Раскольников. 1970-е гг. <br /> Иллюстрация к «Преступлению и наказанию» Ф. Достоевского. Линогравюра. 23.6х16х8;<br />Г – 1670

Богдеско Илья Трофимович (1923-2010)
Раскольников. 1970-е гг.
Иллюстрация к «Преступлению и наказанию» Ф. Достоевского. Линогравюра. 23.6х16х8;
Г – 1670

Богдеско Илья Трофимович (1923-2010) <br />Соня. 1971.<br /> Иллюстрация к «Преступлению и наказанию» Ф. Достоевского. Линогравюра. 23х17; 42.5х30.5.<br />Г – 1671

Богдеско Илья Трофимович (1923-2010)
Соня. 1971.
Иллюстрация к «Преступлению и наказанию» Ф. Достоевского. Линогравюра. 23х17; 42.5х30.5.
Г – 1671

Васнецова Елизавета Юрьевна (1937).<br />Золотой волос. 1980.<br /> Иллюстрация к сказам П. Бажова. Цветная литография. 49.6х40; 71.5х53.7.<br />Г – 236

Васнецова Елизавета Юрьевна (1937).
Золотой волос. 1980.
ИИллюстрация к сказам П. Бажова. Цветная литография. 49.6х40; 71.5х53.7.
Г – 236

Копейко Юрий Васильевич (1933-2010).<br />Иллюстрация к книге «В космосе». 1988.<br /> Смешанная техника. 16.5х15.<br />Г – 1925

Копейко Юрий Васильевич (1933-2010).
Иллюстрация к книге «В космосе». 1988.
Смешанная техника. 16.5х15.
Г – 1925

Копейко Юрий Васильевич (1933-2010).<br />Эскиз обложки книги «В космосе». 1988.<br /> Смешанная техника. 20.8х14.5.<br />Г – 1923

Копейко Юрий Васильевич (1933-2010).
Эскиз обложки книги «В космосе». 1988.
Смешанная техника. 20.8х14.5.
Г – 1923

Мазурин Герман Алексеевич (1932).<br />Иллюстрация к рассказу Ю. Сотника «Архимед Вовки Грушина». 1963.Смешанная техника. 40х32.<br />Г – 2015

Мазурин Герман Алексеевич (1932).
Иллюстрация к рассказу Ю. Сотника «Архимед Вовки Грушина». 1963.Смешанная техника. 40х32.
Г – 2015

Мазурин Герман Алексеевич (1932).<br />Иллюстрация к произведению Ю. Сотника «Дрессировщики». 1963. Смешанная техника. 37.5х47.5; 28х34.<br />Г – 2014

Мазурин Герман Алексеевич (1932).
Иллюстрация к произведению Ю. Сотника «Дрессировщики». 1963. Смешанная техника. 37.5х47.5; 28х34.
Г – 2014

Косенков Станислав Степанович (1941 - 1993).<br />Форзац к поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила». ХХ в. Смешанная техника. 30.5х44.5; 38х50.5.<br />Г – 666

Косенков Станислав Степанович (1941 - 1993).
Форзац к поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила». ХХ в. Смешанная техника. 30.5х44.5; 38х50.5.
Г – 666

Косенков Станислав Степанович (1941 - 1993).<br />Бой Руслана с головой. ХХ в. Иллюстрация к поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила». Смешанная техника. 32х46.<br />Г – 667

Косенков Станислав Степанович (1941 - 1993).
Бой Руслана с головой. ХХ в. Иллюстрация к поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила». Смешанная техника. 32х46.
Г – 667

Власов Борис Васильевич (1936–1981). <br />Пролог. 1974. Иллюстрация к поэме В. Маяковского «Облако в штанах». Литография. 52х32; 65.5х56<br />Г – 732

Власов Борис Васильевич (1936–1981).
Пролог. 1974. Иллюстрация к поэме В. Маяковского «Облако в штанах». Литография. 52х32; 65.5х56
Г – 732

Власов Борис Васильевич (1936–1981). <br />Тринадцатый апостол. 1974. Иллюстрация к поэме В. Маяковского «Облако в штанах». Литография. 52х32; 65.5х56. <br />Г – 733

Власов Борис Васильевич (1936–1981).
Тринадцатый апостол. 1974. Иллюстрация к поэме В. Маяковского «Облако в штанах». Литография. 52х32; 65.5х56.
Г – 733

Пономаренко Павел Григорьевич (1927) <br /> Иллюстрация к поэме Г. Федоссева «Смерть меня подождет». ХХ в. <br /> Смешанная техника. 24х19; 22.5х15<br />Г - 1410

Пономаренко Павел Григорьевич (1927)
Иллюстрация к поэме Г. Федоссева «Смерть меня подождет». ХХ в.
Смешанная техника. 24х19; 22.5х15
Г - 1410

Семенов Валерий Алексеевич (1950). <br /> Поход князя Игоря на половцев. 2004. Из Серии «Слово о полку Игореве». <br /> Линогравюра. 61.3х86; 41х80.6.<br />Г - 1892

Семенов Валерий Алексеевич (1950).
Поход князя Игоря на половцев. 2004. Из Серии «Слово о полку Игореве».
Линогравюра. 61.3х86; 41х80.6.
Г - 1892

 

 

 

 

Виртуальный каталог выставки

«Белгородские арт-сезоны»

art sezony th

 

 

Выставка работ победителей ежегодного конкурса "Белгородская палитра - 2017"

 

1 июня в концертном зале музея состоялось торжественное подведение итогов областного конкурса юных художников «Белгородская палитра», вручение Гран-при и денежных премий. Участниками и гостями мероприятия стали победители и участники конкурса, преподаватели, родители, члены жюри.

 

 

 

 

Всероссийская виртуальная выставка «70 лет Победы»

 

Белгородский государственный художественный музей с февраля 2015 г. принимает участие во Всероссийской виртуальной выставке, приуроченной к 70-летнему юбилею Великой Победы. Она объединяет произведения живописи, станковой и печатной графики, скульптуры и декоративно-прикладного искусства из коллекции Русского музея и сорока художественных музеев России, созданные как в годы Великой Отечественной войны, так и в послевоенное время.

На виртуальной выставке из фондов БГХМ представлены живописные, графические и скульптурные произведения, посвященные теме Великой Отечественной войны, среди них работы Е.И. Самсонова, братьев А. и С. Ткачевых, Е.Н. Савотченко, П.И. Жигимонта, А.М. Тюрина, С.С. Косенкова, Пахомова А.Ф., Цыгаля В.Е. и др.

Познакомиться с произведениями этих и других авторов, получить интересную информацию о художниках и их работах можно на портале проекта «Русский музей: виртуальный филиал» www.virtualrm.spb.ru

 

Выставка работ победителей ежегодного конкурса "Белгородская палитра"

 

31 мая в концертном зале музея состоялось торжественное подведение итогов областного конкурса юных художников «Белгородская палитра», вручение Гран-при и денежных премий. Участниками и гостями мероприятия стали победители и участники конкурса, преподаватели, родители, члены жюри.

 

 

 

 

Выставка новых поступлений
Белгородского государственного художественного музея
(2007–2012)

 

26 июля 2013 года в 16.00 состоится торжественное открытие Выставки новых поступлений Белгородского государственного художественного музея (2007–2012). Данный проект приурочен к 30-летнему юбилею музея и является подарком зрителю, своеобразным отчетом о нашей деятельности, важнейшим направлением которой является комплектование фондов музея.

 

 

Федоренко А.И. Святая Русь. 2005, Холст, темпера. Дар автора

Федоренко А.И.
Святая Русь.
2005
Холст, темпера.
Дар автора

Солдатенков И.А.<br>Узень. <br>1968 <br>Картон, темпера. Дар автора

Солдатенков И.А.
Узень.
1968
Картон, темпера.
Дар автора

Шебеко К.И. Заслуженный художник РСФСР. На восточных рубежах. 1985 <br> Холст, масло

Шебеко К.И.
Заслуженный художник РСФСР.
На восточных рубежах.
1985
Холст, масло

Крайнов В.М.
В.С. Жуковский
1989
Холст, смешанная техника
Дар автора

Молодых С.С.
Окраина Белгорода. Савино
1995
Холст, масло

Савотченко Е.Н. Портрет Галины Половиной, 2001 <br>Холст, масло

Савотченко Е.Н.
Портрет Галины Половиной
2001
Холст, масло

Грицай А.М., Народный художник СССР, Первая зелень, 1972 <br>холст, картон, масло

Грицай А.М.
Народный художник СССР
Первая зелень
1972
Холст, картон, масло

Щеглов Е.Д. Портрет отца Олега Воропаева. Вербное воскресенье. 2011

Щеглов Е.Д.
Портрет отца
Олега Воропаева.
Вербное воскресенье.
2011

Ткачев А.П., - Народный художник СССР, Ткачев С.П. - Народный художник СССР, По первому снегу, 1988–1990, Холст, масло

Ткачев А.П., Ткачев С.П.
Народные художники СССР
По первому снегу
1988–1990
Холст, масло

Ерофеев В.И., Народный художник РФ, Приближение грозы, 2002, холст, масло. Дар ОАО «Белгородские молочные фермы». Генеральный директор А.Л. Даниленко

Ерофеев В.И.
Народный художник РФ
Приближение грозы
2002
Холст, масло
Дар ОАО «Белгородские молочные фермы».
Генеральный директор
А.Л. Даниленко

Гавриляченко С.А. Народный художник РФ, В мастерской, 2003, Холст, масло

Гавриляченко С.А.
Народный художник РФ
В мастерской
2003
Холст, масло

Рымшин Н.И. К ночи. Дом иконописца - 1999, Холст, масло

Рымшин Н.И.
К ночи.
Дом иконописца
1999
Холст, масло

Минкин В.А., Народный художник РФ. Спасо-Преображенский собор - 2005, Холст, масло

Минкин В.А.
Народный художник РФ
Спасо-Преображенский собор
2005
Холст, масло

Минкин В.А., Народный художник РФ. По дороге в Терехово - 2006, Холст, масло. Дар автора

Минкин В.А.
Народный художник РФ
По дороге в Терехово
2006
Холст, масло
Дар автора

Минкин В.А., Народный художник РФ. Осенние цветы - 2006. Холст, масло. Дар автора

Минкин В.А.
Народный художник РФ
Осенние цветы
2006
Холст, масло
Дар автора

Мельников М.Н., Осенние сумерки - 2010. Холст, масло

Мельников М.Н.
Осенние сумерки
2010
Холст, масло

Гавриляченко С.А., Народный художник РФ. Часовой. Утро моей Родины - 2010. Холст, масло.

Гавриляченко С.А..
Народный художник РФ
Часовой. Утро моей Родины
2010
Холст, масло

Воробьев В.Ю., Селекция - 2011. Сталь, цветные металлы, ковка, сварка

Воробьев В.Ю.
Селекция
2011
Сталь, цветные металлы, ковка, сварка

Серебряков Ю.П., Лена - 1976. Холст, масло

Серебряков Ю.П.
Лена
1976
Холст, масло

Федоренко А.И., Одинокий свет в тенмоте. Памяти С.С. Косенкова - 2011. Холст, масло

Федоренко А.И.
Одинокий свет в тенмоте.
Памяти С.С. Косенкова
1976
Холст, масло

Руднев Л.И., Заслуженный художник РФ, Осенняя пора. 1990, Холст, масло. Дар УК - ЖБК-1. Генеральный директор Ю.А. Селиванов

Руднев Л.И.
Заслуженный художник РФ
Осенняя пора
1990
Холст, масло.
Дар УК - ЖБК-1.Генеральный директор Ю.А. Селиванов

Дайбов В.А., Ветреный день.Плес. 2007, Холст, масло. Дар автора

Дайбов В.А.
Ветреный день.Плес.
2007
Холст, масло.
Дар автора

Михеев В.Ф., Портрет художника С. Косенкова, 2011. Дерево, резьба

Михеев В.Ф.
Портрет художника
С. Косенкова
2011
Дерево, резьба
Дар автора

Мамонтов А.П., Заслуженный художник РСФСР, Свидетель времен. Холст, масло. Дар автора

Мамонтов А.П.
Заслуженный художник РСФСР,
Свидетель времен.
1986
Холст, масло
Дар автора

Золотых А.С., Иван. Диптих «Иван да Марья», 2010. Холст, масло.

Золотых А.С.
Иван.
Диптих «Иван да Марья»
2010
Холст, масло

Золотых А.С., Марья. Диптих «Иван да Марья», 2010. Холст, масло.

Золотых А.С.
Марья.
Диптих «Иван да Марья»
2010
Холст, масло

Парахненко М.Е., Заслуженный художник РСФСР. Отражение, 1983. Холст, масло. Дар М.М. Парахненко

Парахненко М.Е.
Заслуженный художник РСФСР.
Отражение
1983
Холст, масло
Дар М.М. Парахненко

Березин В.В., Уголок мастерской, 1981. Холст, масло. Дар автора

Березин В.В.
Уголок мастерской
1981
Холст, масло
Дар автора

Сальников Е.П., Заслуженный художник РФ. Вечер, 1990. Холст, масло.

Сальников Е.П.
Заслуженный художник РФ.
Вечер
1990
Холст, масло

Дайбов В.А., Теплый вечер, 2011. Холст, масло.

Дайбов В.А.
Теплый вечер
2011
Холст, масло

Канищев В.В., Пассажир, 2010. Холст, масло.

Канищев В.В.
Пассажир
2010
Холст, масло

Сальников Е.П., Заслуженный художник РФ. Обновленный храм, 2004. Холст, масло.

Сальников Е.П.
Заслуженный художник РФ.
Обновленный храм
2004
Холст, масло

Конев В.В., Заслуженный художник РФ. Монмартр. Кафе «Le Bogeme du Tertre» 1993. Оргалит, масло. Дар автора

Конев В.В.
Заслуженный художник РФ.
Монмартр. Кафе «Le Bogeme du Tertre»
1993
Оргалит, масло.
Дар автора

Кириченко И.В., Райская птица. Алконост 1993. Холст, масло. Дар автора

Кириченко И.В.
Райская птица. Алконост
1993
Холст, масло.
Дар автора

Солдатенков И.А., Боровск. Монастырь 1980-е гг. Холст, масло. Дар автора

Солдатенков И.А.
Боровск. Монастырь
1980-е гг.
Холст, масло.
Дар автора

Болотов Ю.И., Свет. 2011. Холст, масло.

Болотов Ю.И.
Свет
2011
Холст, масло.

Гапоченко И.И., Заслуженный художник Украины. Посвящение. 2009. Холст, масло. Дар автора

Гапоченко И.И.
Заслуженный художник Украины.
Посвящение
2009
Холст, масло.
Дар автора

Конев А.В., Октябрь. 2001. Холст, масло. Дар автора

Конев А.В.
Октябрь
Посвящение
2009
Холст, масло.
Дар автора

Блинов В.Ф., Атланты. 1987. Холст, масло. Дар И.П. Блиновой

Блинов В.Ф.
Атланты
1987
Холст, масло.
Дар И.П. Блиновой

Савич Аница, Мистерия на Радан планини (на горе Радан) 2008. Холст, масло. Дар автора

Савич Аница
Мистерия на Радан планини (на горе Радан)
2008
Холст, масло.
Дар автора

Конев В.В., Заслуженный художник РФ. Охотничьи трофеи, 1955. Холст, масло.

Конев В.В.
Заслуженный художник РФ
Охотничьи трофеи
1955
Холст, масло

Конев В.В., Заслуженный художник РФ. Автопортрет, 1971. Бумага на картоне, масло.

Конев В.В.
Заслуженный художник РФ
Автопортрет
1971
Бумага на картоне, масло

 

 

В июле 1983 года тогда еще областной художественный музей принял своих первых посетителей, а его сотрудники начали активную работу по комплектованию музейных фондов.

В системе профильных учреждений Белгородский художественный музей имеет свою неповторимую особенность, заключающуюся в большой по составу коллекции местных художников. На момент создания молодой музей в формировании собрания испытал сильное влияние со стороны Белгородского отделения Союза художников СССР, имевшего в своих запасниках работы, экспонировавшиеся на выставках российского и всесоюзного значения. Наиболее активными в комплектовании музейного фонда были 1980-е годы: произведения поступали из РОСИЗО, с выставок, из мастерских художников, приобретались у наследников, самих авторов, передавались в дар музею.

За тридцатилетний период существования музея, сформировалось собрание Отечественного изобразительного искусства ХIХ – ХХI веков. Главным достижением работы музея этих лет стала коллекция произведений Отечественного искусства второй половины ХХ века. Достойное место в ней занимают работы художников Белгородского края, так как одной из главных задач формирования музейных коллекций является сохранение культурного наследия региона. Комплектованию этого фонда музей всегда уделял особое внимание, ведь широкий пласт белгородского творчества в контексте всего Отечественного искусства в большинстве случаев отражал и отражает картину основных тенденций художественного процесса страны ХХ – ХХI веков. Поэтому вполне закономерным является тот факт, что четвертая часть музейного собрания принадлежит произведениям белгородских художников: живописцев, графиков, монументалистов, скульпторов, прикладников, сценографов, внесших весомый вклад в развитие культуры города и области.

В свое время основу музейных фондов составили выставочные работы Белгородского отделения Союза художников России, поступления из запасников Министерства культуры СССР, РСФСР и дар (свыше двухсот работ) вдовы нашего земляка – художника М.Н. Добронравова (1904-1979). Общеизвестно, что Белгородская земля богата не только своими природными ресурсами, но и талантливыми людьми: великими подвижниками Церкви, историческими деятелями, учеными, писателями, актерами, музыкантами, в том числе художниками, вписавшими свою страницу в историю страны.

Один из них – Михаил Николаевич Добронравов – художник широкого творческого диапазона – родился 27 октября 1904 года в Белго­роде, в семье железнодорож­ника. Получил академическое образование, окончив Харьковский ху­дожественный институт, его преподавателями были С.М. Прохоров, М.С. Федоров, О.А. Кокель – ученики И.Е. Репина. Великая Отечественная война прервала творческую и педагогическую деятельность худож­ника. К ней он вернулся лишь после войны, окончательно поселившись во Львове. Этот го­род стал для художника ис­точником постоянного вдохнове­ния. Здесь создана большая часть его произведений, в том числе и самых значительных. Михаила Николаевича Доб­ронравова можно назвать ро­весником XX века, очевид­цем революционных и крова­вых событий двух войн, соци­альных переворотов в жизни страны. Несмот­ря на все испытания, выпав­шие на его долю, Доб­ронравову удалось сохранить до глубо­кой старости светлое поэти­ческое мироощущение. Работы художника находятся во многих музеях страны, в На­циональном музее города Токио, в частных коллекциях Японии. Примечательно, что самая боль­шая коллекция произведений Добронравова собрана в Бел­городском государственном художественном му­зее, на родине художника.

Белгородчина дала путевку в большую творческую жизнь еще одному талантливому живописцу, народному художнику Киргизской ССР, лауреату Государственной премии Киргизской ССР имени Токтогула Александру Илларионовичу Игнатьеву (1906–1997).

Игнатьев родился 28 марта 1906 года в г. Валуйки Воронежской губернии (ныне Белгородская область) в семье кустаря-кровельщика. Учился в городской приходской школе. Как художник заявил о себе, работая в Валуйском театре декора­тором. Окончил Воронежский художественный педагогический техникум. По запросу Наркомпроса Кир­гизской ССР Иг­натьева направили в г. Фрунзе, где он работал преподавателем изобразительного искусства, вел клубные занятия в Центральном педагогическом техникуме. Много сил Игнатьев отдал объединению местных художников в твор­ческий Союз. За годы профессиональной деятельности он создал полнокровные образы, посвященные жизни Киргизии. Индустриальные полотна Игнатьева – это своеобразная ху­дожественная летопись новостроек, в которых органично сочетаются красота края с правди­выми образами промышленной жизни страны. Художник не раз бывал на малой Родине в Валуйках, а затем по этюдам, привезенным из родных мест, писал картины-пейзажи. Талант Игнатьева колориста ярко проявился в жанровых и пейзажных произведениях с акцентом на феерию света, воздуха, вибрирующего цвета. В 1964 году по инициативе Александра Илларионовича в Валуйках создается музей изобразительных искусств, который в настоящее время преобразован в Валуйский историко-художественный музей. Творчество Игнатьева внесло большой вклад в развитие советского многонационального изобразительного искусства. Работы художника хранятся в Киргизском Государственном музее изобразительных искусств, Государственной Третьяковской галерее, Валуйском историко-художественном музее. Белгородскому художественному музею принадлежит одно живописное полотно автора.

Белгородская земля – родина и Станислава Семеновича Молодых (1942–2003), действительного члена Петровской академии наук и искусств, художника мощного живописного дарования и жанрового диапазона. Проживая в Санкт-Петербурге, он ежегодно приезжал в Белгород, в отчий дом. Здесь работал над этюдами к картине «Год 1929», посвященной образованию первых колхозов на Белгородчине. Много писал старые улочки родного города, его людей. Им создана целая галерея творческой интеллигенции Белгорода. Все это дает право относить живописца к разряду и белгородских художников. Наиболее ярко талант живописца раскрылся в исторических крупномасштабных полотнах, таких как «Пугачевщина», «1773 год», «Раскаяние», «Смута», «Александр Невский».

Произведения М.Н. Добронравова и С.С. Молодых включены в постоянную экспозицию музея в раздел «Отечественное искусство ХХ века». А их именами названы новые улицы г. Белгорода.

В новой стационарной экспозиции «Отечественное искусство ХХ – ХХI веков» выделен большой раздел «Художники Белгородского края», открывающий посетителям те художественные ценности, которые они не могут увидеть в музеях других регионов. Основную часть раздела составляют произведения авторов – членов Всероссийской творческой общественной организации «Союз художников России». И это неслучайно, так как становление профессионального изобразительного искусства на Белгородчине неразрывно связано с образованием области.

Белгородское отделение Союза художников сформировалось из прибывших на Белгородскую землю в 1960–1970-е гг. выпускников высших и средних художественных учебных заведений Моск­вы, Ленинграда, Харькова, Курска, Орла, Иркутска, Екатеринбурга, Чебоксар, Пензы. Здесь они в полной мере смогли применить свои профессиональные знания, талант, творческое вдохновение. Многие из них сегодня передают свой опыт молодым, начинающим художникам, обучая профессиональному мастерству студентов на факультетах художественных специальностей Белгородских вузов.

Яркие страницы вписаны белгородскими художниками в историю Союза, в художественную, культурную жизнь города и области. На протяжении всех лет существования БРО ВТОО «СХР» художники организации много и плодотворно работают по художественно-эстетическому оформлению Белгорода, городов и районов области, формируя самобытный облик улиц, площадей, интерьеров общественных зданий.

За прошедшие годы Белгородская организация прошла сложные этапы эволюции, ее влияние на культурную жизнь областного центра и области сложно переоценить. Белгородские художники принимали активное участие в городских, областных, зональных, всероссийских и международных художественных выставках. Многие получили широкую известность. Несколько художников – Г.И. Гритчин, С.С. Косенков, А.П. Мамонтов, М.И. Парахненко, И.Д. Бобенчик, А.А. Шишков, В.В. Козьмин, Б.М. Пупынин, Г.А. Кудрявцев – в разные годы были удостоены почетного звания «Заслуженный художник России».

На сегодняшний день в областную организацию Союза художников России входит 67 художников, творчество большинства из них представлено в собрании музея.

Фондам музея принадлежат и произведения белгородских авторов, не входящих в состав Союза художников России, но в большинстве своем талантливо работающих в разных областях изобразительной деятельности.

Коллекция произведений живописи белгородских художников

Коллекция живописи в собрании произведений белгородских художников – самая обширная. Это обусловлено несколькими факторами, и в первую очередь численным составом профессиональных живописцев в городе и области. А также и тем, что живопись со времени формирования фондов была приоритетным видом искусства в собирательской деятельности музея. В художественной жизни 1960–1980-х годов именно живопись была одним из главных объектов притяжения зрительского и искусствоведческого интереса на зональных и всесоюзных выставках. С годами менялась направленность этих выставок. Но почти неизменной оставалась их будоражащая роль в культурной жизни страны, а произведения живописи были квинтэссенцией её отражения. Сделать живопись основой музейного собрания в те годы было и своего рода выполнением социального заказа. Еще одним фактором, определившим судьбу живописной доминанты в собрании музея, была роль личности в формировании коллекций. Два директора – члены Союза художников СССР Е.Н. Савотченко и В.Ф. Блинов, в разные годы возглавлявшие музей, были художниками живописцами.

Не последнюю лепту в пополнении фондов живописными произведениями белгородских художников вносят и Международные славянские пленэры, проводимые на Белгородской земле с 2000 года. Согласно условиям их проведения около 10 произведений, созданных авторами, БРО ВТОО «СХР» передает в фонды музея. Среди участников пленэров всегда присутствуют местные художники, соответственно их работы пополняют фонды ежегодно.

Живописная коллекция художников Белгородского края представлена 66 авторами и более чем 600 произведениями. Наиболее широко она отражает творчество белгородских живописцев разных поколений, оказавших большое влияние на течение художественного процесса области второй половины ХХ – начала ХХI веков. Старшее поколение художников: Л.С. Блякницкий, Г.И. Гритчин, А. П. Мамонтов, В. Ф. Блинов, Е.В. Поленов, В.Д. Леус, В.И. Казак, Н.Д. Чернушкин, А.М.Тюрин, И.Ф. Чернышев, Е.Н. Савотченко, Р.Ю. Салихов, А.Г. Савинов, А.И. Гребенюк, А.С. Василенко, А.П. Панов, В.В. Голышев и П.С. Шляпников, В.Н. Кутявин – авторы яркого дарования, каждый со своей темой, со своей пластической формой. Они пришли в большое искусство в 1960–1970-е гг. и весомо заявили о творческих достижениях художников Белгородской области во всесоюзном масштабе. Произведения этих живописцев и составляют основу раздела белгородских художников в собрании БГХМ.

Жанр сюжетно-тематической картины, ведущий в отечественной живописи ХХ века, представлен в собрании музея произведениями, созданными белгородскими авторами преимущественно в 1970–1980-е годы. Работы А.М. Тюрина, И.Ф. Чернышева, Л.С. Блякницкого, Е.Н. Савотченко, А.П. Мамонтова, Г.И. Гритчина, В.В. Голышева и П.С. Шляпникова, В.И. Парамонова отражают и дух времени двух последних десятилетий советской эпохи и тематические предпочтения художников тех лет.

Тема созидательного труда, охватывающего разные сферы деятельности человека, также как и тема повседневной жизни людей представлены в произведениях А.М. Тюрина, И.Ф. Чернышева, В.И. Парамонова, Е.Н. Савотченко, В.Ф. Желобка.

Самобытное творчество И.Ф. Чернышева, апеллирующее к примитивным тенденциям в отечественной живописи 1970-х гг., представлено жанровыми и пейзажными полотнами. Работы, раскрывающие мир очень теплых земных образов неторопливо текущей жизни белгородской деревни 1970–80-х годов, написаны энергично и эмоционально в индивидуальной образно-пластической манере автора.

Полотна А.М. Тюрина 1970-1980-х гг., принадлежащие фондовому собранию, убедительно отражают и трудовые будни современников тех лет, и героическое прошлое страны в сюжетах, посвященных драматическим моментам Великой Отечественной войны.

Историко-революционная тема была одной из самых разрабатываемых в искусстве тех лет, в коллекции живописи она представлена работами Г.И. Гритчина, А.П. Мамонтова, И.Ф. Чернышева, А.М. Тюрина.

В 1990-е годы социально-политические перемены, сотрясавшие страну и ее искусство, не могли не отразиться на мировоззрении ху­дожников. Более сложно пришлось старшему и среднему поколению живописцев – уте­ряны были идеалы, которыми они жили и воплощали многие годы в своих полотнах. Начались мучительные искания. Вопрос поиска новой темы, нового сюжета, нового героя особенно остро встал в творчестве тех авторов, которые работали в области исторического и бытового жанра. И тем не менее, целый ряд белгородских живописцев продолжал работать в сложном жанре сюжетно-тематической картины. В их числе: В.Ф. Блинов, В.Ф. Желобок, Е.Н. Савотченко, Б.М. Пупынин, И.Ф. Чернышев, В.В. Голышев, П.С. Шляпников. Произведения этих художников глубоко индивидуальных в подходе и ре­шении избранной темы, представлены в собрании музея.

Фондам принадлежат исторические полотна Е.Н. Савотченко, посвящённые выдающимся людям России: великому русскому реформатору Петру I, А.С. Пушкину, декабристу В.Ф. Раевскому. Художник показывает и более близкие нам времена в сюжетных работах, отражающих эпизоды Великой Отечественной войны. Е.Н. Савотченко вписал важную страницу в историю Края и Белгородского отделения Союза художников России не только как художник, увлеченно работающий в историческом жанре, портрете, пейзаже, но и как об­щественный деятель, усилиями которого в городе были открыты выставочный зал, создан художественный музей, музей-дио­рама «Огненная дуга».

Творческий тандем – В. В. Голышев и П. С. Шляпников – представлен в коллекции работами также исторического жанра. gay porn Живописцев объединяет профессиональное образование и общность художественных устремлений в отражении на полотнах реалий действительности, исторических событий.

В отображении многогранного образа Родины художники часто применяли сочетание пейзажной основы с элементами сюжетного действия жанровой картины. Такой прием в своем творчестве использовали Л.С. Блякницкий, И.Ф Чернышев, Н.Д. Чернушкин. Л.С. Блякницкий был одним из первых художников на Белгородчине, кто глубоко, масштабно и в то же время эмоционально тепло разработал в нашей живописи тему трудовых будней строите­лей и горняков Курской магнит­ной аномалии. Лучшие рабо­ты автора этой серии были представ­лены на областных, региональ­ных, республиканских, всесоюз­ных и международных выставках, часть из них пополнила фонды музея.

Н.Д. Чернушкин в 1967 году был направлен Союзом художников СССР в Белгород, где принял активное участие в создании областной организации СХР. С тех пор его жизнь и творчество были связаны с Белгородчиной. Произведения из музейного собрания, созданные художником в жанре портрета, пейзажа, жанровой картины, отражают лучшие традиции русской реалистической школы живописи и импрессионистического письма.

Образ современника, решаемый как в контексте тематической картины, так и в жанре портрета, представлен в коллекции живописи работами Е.В. Поленова, Н.Д. Чернушкина, Е.Н. Савотченко, Г.И. Гритчина, В.Н. Кутявина, В.Ф. Желобка, В.Е. Нестеркова, С.М. Доляновского, В.М. Крайнова.

Творчество Е.В. Поленова, многоплановое и разностороннее, емко представлено в собрании пейзажем, натюрмортом, сюжетно-тематической картиной, циклом портретов современников. В жанре портрета наиболее ярко ощутим «особый пластический модуль» Поленова, в котором органично сплелись принципы конструктивизма со стремлением автора к монументализации форм.

Большое место в коллекции принадлежит произведениям В.Ф. Блинова. Художник большого содержательного и образного диапазона – от многофигурных монументальных композиций до психологических портретов, от исторических архитектурных панорам до лирических пейзажных миниатюр. Имея свое отношение к натуре, тщательно изучая ее, он всегда стремился не копировать ее, а тонко интерпретировать.

В собрании произведений живописцев края преобладает жанр пейзажа, к которому в своем творчестве в большей или меньшей степени обращаются практически все белгородские художники. В 1990-е годы пейзаж в силу объективных причин стал ведущим жанром искусства региона и на сегодняшний день утвердился как его жанровая доминанта.

Не последнюю роль играл в те годы и играет сегодня покупательский спрос на пейзажную картину, и то, что именно в этом жанре можно, не изменяя своим идеалам, относительно спо­койно существовать в искусстве в согласии и с ним, и с самим собой. Все зависит от меры таланта и искренности, с кото­рой посредством жанра художник говорит со зрителем. Но основной причиной всеобщего увлечения пейзажем сегодня является все же тот факт, что пейзаж, как жанр, наиболее стабилен в языке художественного выражения эмоций, мыслей, мироощущения автора в целом. Ведь пейзаж, это не только непосредственное обращение художника к природе, об­щение с ней изобразительно-пластическими средствами, но и отношение автора к миру – созерцательное ли, чувственно-по­этическое, философское или лирико-романтическое. Можно назвать целый ряд авторов, работавших и работающих в пейзажном жанре и довольно успешно решающих не только чисто живописные и стилистические задачи, но и миро­воззренческие, разнообразно воплощающих свое отношение к миру, восхищение его красотой. Среди них: А. П. Мамон­тов, В. Ф. Блинов, Е.В. Поленов, Л.С. Блякницкий, Р.Ю. Салихов, А.Г. Савинов, И.Н. Хегай, Е.Н. Савотченко, В.П. Легеза, В.Ф. Желобок, В.Е. Нестерков, Г.А. Кудрявцев, В.М. Крайнов, А.М. Тюрин, Н.Д. Чернушкин, Н.И. Коркин, В.Д. Леус, В.И. Казак, А.И. Федоренко, А.С. Василенко, Ю.И. Болотов, В.В. Березин, произведения которых в этом жанре представлены в коллекции музея.

Есть в фондах музея и произведения авторов с индивидуаль­ной стилистикой, таких как И.Н. Хегай, Ю.К. Вишневский, В.В. Осышный, А.И. Федоренко, С.Ф. Дымов, В.Н. Кутявин, А.В. Шпагоняк, В.И. Пронькин, чье творчество являет собой синтез различных художественных школ и жанров.

Значительное место в собрании БГХМ занимает театрально-декорационное искусство, представленное произведениями белгородских художников. Их творчество высоко было оценено искусствоведами и театральными критиками в 70-80-е годы прошлого столетия.

Заслуженные художники России, авторы разнопланового дарования – А.П. Мамонтов, Г.И. Гритчин, М.Е. Парахненко в разные годы работали главными художниками Белгородского государственного академического драматического театра им. М.С. Щепкина.

Последователь реалистических традиций в искусстве Г.И. Гритчин в станковой живописи и графике создал галерею ярких, запоминающихся образов современников. Для сценографии художника характерны лапидарность, сдержанность и точность изобразительного языка. Приверженец реализма, Гритчин и решение сценического образа строил только через реальные элементы, несмотря на неизбежную условность театральных постановок. Его сценические работы отличают лаконизм и острота мысли, энергичный почерк, пружинистый ритм, меткость колористического решения.

Особое место в истории и жизни Белгородской организации, в российском искусстве по праву принадлежит А.П. Мамонтову, им оформлено около 60-ти спектаклей в театрах страны. Художник ярко выраженного драматического дарования, остро чувствовавший драматургию литературной первоосновы, самую ее сущность, он решал образно-пластическое оформление спектакля напряженными, лаконичными выразительными средствами. В станковой же картине, представленной в фондах музея, автор выступает тонким лириком, с целой гаммой чувств и переживаний.

М.Е. Парахненко работал в жанре портрета, пейзажа, натюрморта. Но в первую очередь был прирожденным сценографом. Его дипломная работа в Харьковском художественно-промышленном институте – эскизы де­кораций к спектаклю по пьесе Н. Погодина «Цветы живые», были столь удачными, что экспонирова­лись на Всесоюзной выставке дипломных работ выпускников художественных вузов, которая ежегодно устраивалась в Москве. Эскизы декораций М.Е. Парахненко на всероссийских выставках всегда привлекали внимание специалистов особой живописностью, выразительностью колористической характеристики места действия.

Мир Н.А. Мельниковой в сценографии – это пространство, полное сияющих красок, где почти нет полутонов и нюансов, а все имеет четкие очертания и объемы, где ландшафт, форма домов, интерьер, пред­меты обихода вполне отвечают жизненным реалиям разных эпох, хотя и несут в себе черты экспрессивной заостренности образов.

Это краткая характеристика коллекции живописи белгородских художников не претендует на полноту освещения их творчества, её цель дать представление о специфике собрания по персоналиям и жанрам.

Коллекция произведений скульптуры белгородских художников.

Собрание Белгородского государственного художественного музея обладает интересной коллекцией скульптуры, хронологически охватывающей рамки второй половины ХХ – начала ХХI веков. Сегодня коллекция трехмерного искусства насчитывает 133 единицы хранения круглой и рельефной скульптуры. Из общего числа произведений – 30 выполнены белгородскими авторами: Д.Ф. Гориным, А.А. Пшеничным, А.Г. Саушкиным, А.С. Смелым, О.Н. Трофименко, А.А. Шишковым, В.А. Мельниковым, В.Ю. Воробьевым.

Самые ранние произведения белгородских скульпторов в собрании БГХМ выполнены в 70-е годы ХХ столетия. Они представлены работами крупного мастера объемной пластической формы – Александра Григорьевича Саушкина, уроженца Волгоградского края. Художник работал в разных материалах: граните, дереве, шамоте, гипсе. Его творчеству характерны тема героики и стремление к укрупнённости и обобщенности формы, уходу от второстепенных деталей в фигуре, портрете. Даже станковой скульптуре Саушкина небольших размеров присущи черты монументализма.

Непревзойденным мастером миниатюрного рельефа на плоскости был Б. М. Пупынин. В коллекции медальерного искусства его творчество представлено 16 произведениями, среди которых медали-персоналии: Н.Ф. Ватутин, Иоасаф Белгородский из серии «Знаменитые люди Белгородчины», а также медали, отображающие знаковые даты и выдающиеся события в истории Белгородской области: «Белгороду 1000 лет» и др. Произведения Б.М. Пупынина отличаются авторской «режиссурой», в которой выразительная поверхность и информативность сочетаются с лаконичным композиционным решением.

Фондам принадлежит 9 работ А.А. Шишкова последовательно и целеустремленно развивающего классические основы скульптурной пластики, как в станковых формах, так и в монументальных образах, создаваемых автором для городов и районов Белгородской области.

А.А. Пшеничный – художник с ярко выраженным пластическим языком. Корни его творчества можно найти, как в классической скульптуре, так и в первобытной, языческой, этнической (некоторые скульптуры из этого ряда напоминают идолов). Но более всего Пшеничный идёт от натуры, от того посыла, который она даёт, и в этом художник проявляет себя как последователь реалистических традиций отечественного изобразительного искусства. Из всего многообразия тенденций, анализа и синтеза мирового искусства, собственного видения пластической объёмной формы и происходит индивидуальная манера художника, о чем свидетельствуют фондовые произведения.

Муза О.Н. Трофименко и в портрете, и в жанровых сценках скромна и непритязательна, потому что живет как бы по соседству, а не приходит из «заоблачного» мира фантазий. Потому и образно-пластический язык скульптора, как правило, внешне безыскусен, с акцентом на точность и остроту внешних характеристик моделей, что подтверждают, представленные в собрании работы.

Белгородские скульпторы – явление многогранное. Результаты их творчества можно увидеть не только в залах постоянно-действующей экспозиции Белгородского государственного художественного музея, но и на просторах Белгородского региона.

Это лишь краткий обзор коллекций живописи и скульптуры произведений белгородских художников в фондах музея.

Тем не менее анализ музейного собрания и целенаправленное его комплектование произведениями местных художников позволяют проследить становление профессионального искусства на Белгородчине, выявить его основные тенденции, определить место того или иного автора в общей картине художественной жизни региона, а, главное, сохранить культурное наследие края.

Г.А. Половина.