«За гранью предметности» из коллекции Фонда Русского Абстрактного Искусства
24 марта в Белгородском государственном художественном музее открылась выставка «За гранью предметности». Зрители познакомились с работами художников, которые отошли от методов соцреализма, обратившись к поискам иных моделей живописно-пластического языка, из коллекции Фонда Русского Абстрактного Искусства.
Фонд русского абстрактного искусства — организация содействия культурным, просветительским и общественным инициативам. Основной своей задачей фонд считает формирование научного и исторического понимания русского абстрактного искусства в общемировом контексте. Коллекция фонда основывается на собрании произведений художников, составлявших ядро студии «Новая реальность» и включает в себя свыше 500 живописных и графических работ художников Студии и обширный архивный материал, позволяющий восстановить историю развития этого художественного течения.
Пятидесятые годы прошлого века — начало периода в советском искусстве, когда художники, не согласные с системой Академии художеств, самостоятельно искали другие пути и авторитеты. На смену лидерам школ русского авангарда (Казимир Малевич, Павел Филонов и другие) появились новые наставники. Они распространяли свое понимание искусства не с кафедр государственных учебных заведений, а, в основном, практикой совместной работы. Таких художников было немного. Среди них выделяется Элий Белютин, который создал экспериментальную студию «Новая реальность» как альтернативу существовавшей Академии художеств. Своей целью художники видели восстановление и дальнейшее формирование принципов русского авангардного и абстрактного искусства 1920-х годов, не получивших развития в нашей стране, но бурно расцветших за рубежом.
Именно работы Э. Белютина, а также картины его сподвижников подверг резкой критике Никита Хрущев во время знаменитой выставки в Манеже в 1962 году. Произведения этих авторов представлены на выставке «За гранью предметности».
Школа-студия Э. Белютина — малоизвестная страница в искусстве, однако без неё общая картина отечественной культуры была бы неполной. Белютинцы старались обобщить достижения русского авангарда, американского абстракционизма, экспрессионизма и сюрреализма, создавая собственное синтетическое искусство. Диапазон традиций и идей, на которые опирались и из которых черпали вдохновение художники студии, был весьма разнообразен. Элий Белютин, придерживался многозначности лаконичных форм, окрашенных особенной символикой и ассоциативностью («Портрет», 1965 г. «Madre» 1992 г.). Анатолий Сафохин («Лодки», 1977 г., «В Тарусе», 1990 г.; «Дуб». 1950-ые гг.) стремился продолжить опыты мастеров «Бубнового валета» по трансформации объемов на плоскости бумажного листа или холста. Вера Преображенская («Красный стан» 1960 г., «Старый натурщик», 1961 г.) тяготела к переосмыслению традиции русского супрематизма и геометрической абстракции. Тамара Тер-Гевондян («Ссора за столом», 1960 г.; «Физик-лирик», 1977 г.) в своих колоритных композициях, иногда с использованием элементов коллажа, стремилась воскресить традицию заострения формы и усиления динамики. Во многих живописных и графических произведениях Владислава Зубарева («Деревья», 1987 г.; «Портрет в экспрессивном ключе», 1976 г.), а также в некоторых наиболее свободных работах Люциана Грибкова («Горьковский завод. Литейный цех. У техэлектродной печи». 1962 г.; «Вечерняя симфония», 1969 г.) можно увидеть пластический диалог с творениями американских экспрессионистов и позднего Пабло Пикассо.
Каждый из этих художников обладает собственным почерком, они не копируют учителя, что придает этому сообществу особую значительность. Многие последователи Э. Белютина работают до сих пор. Их круг достаточно широк, творческие манеры весьма разнообразны.
Выставка членов студии «Новая реальность» с успехом прошла в Государственном Русском музее (г. Санкт-Петербург), Московском музее современного искусства, а в прошлом году её принимала Митрополия Белгородской области.
Выставка продлилась до 23 апреля.