Размер шрифта: A A A
Цветовая схема: # # #
Изображения: Вкл. Выкл.
Выберите шрифт: Arial Times New Roman
Интервал между буквами (Кернинг): Стандартный Средний Большой
Интервал между строками: Стандартный Средний Большой
Постоянная экспозиция
«Отечественное
искусство XX-XXI вв.»
Участник культурной программы для молодежи «Пушкинская карта»

Зал №1, 2 второй этаж
Подробнее
21 февраля - 19 апреля
«Русский и западноевропейский
фарфор XIX-XX веков»
Выставка из частных собраний белгородских коллекционеров

Участник культурной программы для молодежи «Пушкинская карта»
Подробнее
6 марта — 13 апреля
«Купе»
Выставка народных художников России В.П. Полотнова, С.А. Гавриляченко, А.Н. Суховецкого и заслуженного художник России Ю.А. Грищенко

Участник культурной программы для молодежи «Пушкинская карта»
Подробнее
16 февраля - 16 июля
«Мифы, легенды и сказания народов России»
Выставка графики и скульптуры из фондов БГХМ

Участник культурной программы для молодежи «Пушкинская карта»
Подробнее
2 февраля - 12 апреля
«Возьмемся за руки, друзья…»
Выставка графики художников-современников из произведений советской станковой графики 60-80-х годов

Участник культурной программы для молодежи «Пушкинская карта»
Подробнее
26 января - 25 марта
«Непобеждённый Ленинград»
Выставка посвящается 80-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады 27 января 1944 года.
Подробнее
22 ноября - 14 апреля
«Живое»
Выставка Яны Серпуховой

Участник культурной программы для молодежи «Пушкинская карта»
Подробнее
К 180-летию Василия Поленова
«Поленовский декабрь»
Региональный конкурс юных художников

Работы предоставляются до 30 апреля 2024 года
Подробнее
«Белгородская палитра-2024»
Областной ежегодный конкурс юных художников

Сроки приема работ – до 30 апреля 2024 года.
Подробнее
Тактильные копии
В постоянной экспозиции музея
Подробнее
Пушкинская карта
Культурный проект для молодежи
Подробнее
Художественный салон открыт для посетителей
Режим работы:
Ежедневно с 10:00 до 19:00
Перерыв с 14:00 до 15:00

Вторник выходной
Подробнее
Вам у нас понравилось? Расскажите нам!
Чтобы оценить условия предоставления услуг используйте QR-код или перейдите по ссылке ниже.
Подробнее
Школа керамики в БГХМ
Участник культурной программы для молодежи «Пушкинская карта»
Подробнее
Главная » Выставки, события, конкурсы » Текущие выставки » «Отечественное искусство <br>XX-XXI вв.»

«Отечественное искусство
XX-XXI вв.»

зал 

Обновленная постоянная экспозиция «Отечественное искусство ХХ века» включила 170 произведений живописи и скульптуры фондового собрания. Из них 69 работ, ранее не экспонировавшихся, в том числе 55 – поступивших за последние пять лет. Реэкспозиция ХХ века обусловлена тем, что предшествующая стационарная экспозиция этого периода, проработавшая 10 лет, нуждалась в обновлении, так как за эти годы фонды музея пополнились значительным количеством новых интересных работ за счет закупок, даров и большой передачи от Министерства культуры РФ из фондов Международной конфедерации Союзов художников в 2020 году.

Экспозиция, хронологически охватывающая произведения, созданные с 1910 по 1990-е годы, разделена на 2 больших периода – на 1-ю и 2-ю половину ХХ века. Акцентированы лучшие работы музейных коллекций, крупные имена и ведущий жанр живописи XX века – сюжетно-тематическая картина.
Коллекция 1-ой половины в собрании музея небольшая по своему составу, ее лучшие произведения включены в новую экспозицию: А.Куприн. «Бахчисарай. Сумерки», А. Осмеркин «Улочка в Крыму», П. Петровичев «Ледоход на Москва-реке», К. Коровин «Русская зима», и другие.

Вторая половина столетия, широко представленная в фондах музея выстроена по тематическому принципу, позволяющему не только продемонстрировать идейные приоритеты в советской живописи и скульптуре официального направления (соцреализма), но и ярко и убедительно отразить жизнь людей советской и постсоветской эпохи в таких выставочных блоках как: «История России», «Суровый стиль», «Городская повседневность, детство, юность, зрелость», «Сельская жизнь страны, национальный колорит», «Советская индустрия, великие стройки страны, люди труда». Отдельный тематический блок посвящен творчеству художников, работавших в русле официального направления,

но имевших свой,особый взгляд и на искусство, и на реалии окружающей жизни (В. Тюленев, Т.Назаренко, Т. Яблонская, Н Белянов и др.). Такая тематическая структура экспозиции обусловлена наличием большого количества работ в жанре сюжетно-тематической картины, позволяющих рассмотреть жизнь страны 2-ой половины ХХ века в разных аспектах.

 

В блоке «История России» сгруппированы работы о событиях прошлых веков и ХХ столетия (Октябрьская революция, Гражданская война, Великая Отечественная война). Так называемый «Суровый стиль», сложившийся на рубеже 1950-1960-х годов, представлен работами его основоположников: В.Иванова, П. Оссовского, В.Попкова, И.Обросова.

 

В тематическом блоке «Городская повседневность, детство, юность, зрелость» наряду с видами повседневной городской жизни, отражены разные вехи взросления человека, начиная с раннего детства до вступления в комсомол, выбора и обретения профессии. В Советском Союзе формированию юной личности уделялось большое внимание. Была создана система идеологического и патриотического воспитания, в которой свою роль играли детская и молодежная организация: пионеры и комсомольцы. В кинематографе, литературе, музыке, театре и других видах искусства активно воплощался образ счастливого детства. В изобразительном искусстве тема детства приобрела агитационное значение, раскрывая ценности и идеалы, заложенные государством.

В творчестве советских художников тема труда занимала видное место, так как характер человека, его способности, его помыслы, его упорство и целеустремленность полнее всего раскрываются в труде. Идеал красоты человека в советском обществе, неразрывно связанный с мыслью о труде, проходит через все изобразительное искусство ХХ века в образе человека-созидателя, человека-творца. Мотив созидательного преобразования страны в новой экспозиции представлен в изображении великих строек советской эпохи: «Трудовая победа» из серии «Западный БАМ» Ю. Подляского, «Поступь Сибири» Е. Симонова, и опосредованно в романтических образах героев пятилеток: «Покоренный Самотлор» Ю. Хухрова, «Портрет бригадира арматурщиков В.В. Поливщукова» А. Левитина, «Живет такой парень» В. Кутилина, «Воскресный день в посёлке Кунерма» В. Грызлова. И даже когда герои картин не акцентируются крупным планом, главным объектом внимания художника в отражении темы является мир чувств и переживаний чело¬века, его отношение к трудовой деятельности.

Произведения, раскрывающие романтику трудовых будней селян, с ясной конкретикой и достоверностью сюжетной составляющей, помогали советскому зрителю быть уверенными в завтрашнем дне, радоваться жизни и гордиться достижениями страны. Поэтому тема сельской жизни также занимала важное место в советском искусстве на всех его этапах. Повседневный труд колхозников-земледельцев представлен в полотнах «Трудный хлеб» В. Яркина, и других. В произведениях братьев А. и С. Ткачевых, «Сыновья», «Отец», посвященных крестьянской жизни и деревенскому быту, огромную роль играет тема родной земли. Она не просто «фон», на котором разворачивается действие, а глубоко эмоциональный образ, неразрывно связанный с человеком. Масштабный образ великого государства предстает в работах практически всех авторов: В. Стожарова, Ю. Кугача, В. Телина, В. Загонека, сочетающих пейзажную основу с элементами жанровой картины. В сюжетных композициях Д. Дугарова, И. Зариня, С. Чуйкова, А. Папикяна, И. Раздрогина, Т.Горчаковой и др. с ясно выраженной фабулой, отражающих многонациональный характер страны. Первые полотна отличает яркая лирическая и эпическая направленность восприятия Родины, вторые – мажорный национальный колорит республик СССР.

 

Станковая скульптура в экспозиции размещена в хронологических рамках по тематическому и образно-сюжетному принципу в соответствии с темами живописных блоков. Несмотря на то, что раздел скульптуры ХХ века является самостоятельным разделом, вместе с живописью он образует смысловое единство. При отборе произведений для нового раздела отечественной скульптуры ХХ века были учтены главные задачи – отразить в станковой скульптуре процессы и тенденции художественной жизни «ушедшей эпохи». В экспозицию вошло более 20 избранных станковых произведений российских и советских скульпторов, часть которых экспонируется впервые: Д. А. Якерсон «Шахтёр» (1936), Л.Л. Кремнёва «Памяти погибшим воинам» (1975), Л.Т. Гадаев «Портрет Биазарти» (1985), К.И. Суворова «Сборщица хлопка» (1964), А.В. Цигаль «Маленький человек с большим сердцем» (1973-1974). Хронологически скульптурные произведения охватывают период с третьего десятилетия XX века по 1990-е годы. Исключение составляет работа Е. Лансере «Запорожец после боя», созданная в конце ХIХ века и отлитая по модели автора в ХХ веке на Каслинском заводе.

1-2. Первая половина ХХ века. 1900-1950-е гг.
3-8. Вторая половина ХХ века.1960-1990 –е гг.:
3. История России
4. Суровый стиль
5. Городская повседневность, детство, юность, зрелость.
6. Сельская жизнь страны, национальный колорит
7. Советская индустрия, великие стройки страны, люди труда
8. Иной взгляд

 

 

II зал 

В зале №2 постоянной экспозиции «Отечественное искусство XX – XXI вв.» представлено четыре раздела: «Живопись XXI века», «Скульптура XXI века», «Художники Белгородского края», «Декоративно-прикладное и народное искусство.
В экспозицию вошло более трёхсот произведений живописи, скульптуры, декоративно-прикладного и народного искусства, большая часть которых ранее не экспонировалась.

Лучшее из созданного художниками реалистического направления ХХI века неотделимо от искусства советского периода нашей истории, неразрывно связано с его образами, проблемами, мечтами, а порой и наивными заблуждениями, то есть всем тем, что составляло содержание жизни той эпохи, её действительностью.

Показ небольших, но активно формирующихся в последние годы фондовых коллекций искусства ХХI века дает возможность в комплексе с произведениями ХХ века первого зала отразить в динамике непрерывность отечественного художественного процесса, показать преемственные связи, стилистические поиски, индивидуальную манеру художников на современном этапе.

 

                                                                                                        Живопись XXI века

Коллекция отечественной живописи XX-ХХI веков в собрании музея одна из самых многочисленных после графического собрания. В соответствии с рекомендациями Русского музея Белгородский художественный музей при комплектовании своих фондов целенаправленно уделяет повышенное внимание сохранению культурного наследия Белгородского края и Центрального Черноземья. Благодаря этому в фондах сформировалась интересная коллекция произведений живописи XX-ХХI веков не только ведущих мастеров московской и ленинградской школы, но и ярких представителей российской провинции. Большая часть из них создана в прошлом веке и представлена в зале №1.

В раздел живописи ХХI века включено 58 произведений художников Москвы и российской провинции в произведениях А.А. Любавина, А.Н. Суховецкого, В.П. Полотнова, С.А. Гавриляченко, Н.И. Касаткина, М.В. Переяславец, В. А. Минкина, В.М. Богачевой, М.А. Богачева, А.Г. Костяникова, О.М. Душечкиной, В.Р. Микитюка, В.М. Соколинского, Е.П. Сальникова, В.М. Тормасова, В.А. Дайбова, В.В. Канищева, Ю.С. Глюдзы, Н. И. Рымшина и других авторов.

 

          Скульптура XXI века

В новый раздел «Скульптура ХХI века», вошли 17 работ, представляющие собой круглую и рельефную пластику, созданную с 2001 года по 2014 год. Данные произведения выполнены мастерами из Курска (С.В.  Третьяков, В.И. Бартенев), Сергиева-Посада (Ю.П. Хмелевской), Воронежа (Ю.Д. Астапченко), Орла (В.Ф. Михеев), Рязани (Р.А. Лысенина) и др. Медальерное искусство представлено работами народного художника РФ Г.И. Праваторова (г. Москва). Выразительные скульптуры в дереве, в бронзе, в шамоте демонстрируют многообразие авторских интересов в сфере разрабатываемых тем и пластическую раскованность современных мастеров объемного искусства.

 

Декоративно-прикладное и народное искусство

В раздел «Декоративно-прикладное и народное искусство» вошли 183 предмета. Это произведения современных мастеров декоративного искусства, выполненные в различных материалах и техниках, так и уникальные образцы народных художественных промыслов России: ростовская финифть, лаковая миниатюрная живопись сс. Федоскино, Палех, Холуй, гончарно-лепная пластика гг. Скопина, Суджи, Белгорода. Разнообразно представлены традиционные промыслы глиняной игрушки: дымковская, филимоновская, суджанская, старооскольская и др. образцы, ставшие символами отечественной культуры.

 

                                 Художники Белгородского края

 

Значительное место на экспозиции отведено и творчеству художников Белгородского края, произведения которых составляют четвертую часть собрания музея. Сохранение культурного наследия региона позволяет изучать профессиональное искусство Белгородчины второй половины ХХ — первой четверти XXI вв., выявлять тенденции и пути его развития, определять место в общей картине художественного процесса страны.

В новый раздел постоянной экспозиции вошли произведения живописи, скульптуры второй половины ХХ — первой четверти XXI веков. Основную часть раздела составляют произведения членов регионального отделения Союза художников России, с созданием которого в феврале 1968 года началось интенсивное развитие профессионального изобразительного искусства области и активное вовлечение молодых художественных сил в её социокультурную среду. В экспозицию включены работы заслуженных художников РСФСР и РФ С.С. Косенкова, Г.И. Гритчина, А.П. Мамонтова, М.И. Парахненко, И.Д. Бобенчика, А.А. Шишкова, Б.М. Пупынина, Л.С. Блякницкого, А.С. Василенко, В.Ф. Блинова, Е.В. Поленова, В.Д. Леуса, В.И. Казака, Н.Д. Чернушкина, А.М. Тюрина, И.Ф. Чернышева, Е.Н. Савотченко, В.Е. Нестеркова, В.Ф. Желобка, А.П. Панова, И.Н. Хегая, В.Н. Кутявина, А.А. Пшеничного, А.С. Смелого, А.И. Федоренко, С.Ф. Дымова и других авторов. Большая часть представляемых работ была приобретена в 2019 году с выставки-конкурса «В русле традиций и новаторства» и экспонируется впервые.

 

 

 

 

×
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!