Размер шрифта: A A A
Цветовая схема: # # #
Изображения: Вкл. Выкл.
Выберите шрифт: Arial Times New Roman
Интервал между буквами (Кернинг): Стандартный Средний Большой
Интервал между строками: Стандартный Средний Большой
17 августа - 14 октября
«Роковая встреча. Ван Гог и Гоген»
Из собрания компании «Артгит» (г. Москва).
Подробнее
Постоянная экспозиция
«Отечественное искусство XX-XXI вв.»
Залы № 1, 2
второй этаж
Подробнее
Музейный молодежный клуб
Подробнее
Радуга эмоций
Программа развивающих занятий
Подробнее
9 августа – 14 октября
«Виды города Тутаева»
Выставка пленэрных работ белгородских художников
Подробнее
27 июля - 27 января 2019 г.
«Ритмы Прибалтики»
Выставка графики из фондов БГХМ
Подробнее
2 августа - 31 октября
«Город великий, город герой»
К 75-й годовщине со дня освобождения Белгорода от немецко-фашистских захватчиков.
Подробнее
5 сентября - 7 октября
«Расцвет вдохновения»
Групповая выставка юных художниц — Анастасии Лукши, Анны Обдымко, Марии Шевцовой
Подробнее
24 сентября
Творческая встреча с М.Е. Шепорневой
Творческая встреча с главным художником Белгородского академического драматического театра им. М. С. Щепкина — М. Е. Шепорневой
Подробнее
26 сентября
«Я живу жизнью тех, кого рисую. Надя Рушева»
Лекция из цикла «Музейные истории»
Подробнее
10 октября
«Александр Мамонтов. Вехи творчества»
К 90-летию со дня рождения автора.
Подробнее
10 октября
«Тайна забытых имен»
Из цикла «Музейные истории»
Подробнее
11 октября
«Ноктюрн»
Музыкально-искусствоведческий вечер из цикла «В содружестве муз»
Подробнее
12 октября
«Семья и город»
Выставка работ заслуженного художника РФ
С.С. Косенкова, посвященная дню рождения художника
Подробнее
17 октября
Вечер памяти А. П. Мамонтова
к 90-летию художника
Подробнее
19 октября
Выставка новых поступлений за 2013-2017 гг.
К 35-летию Белгородского художественного музея
Подробнее
19 октября
«История музея. Афиши. Фотографии»
Выставка приурочена к 35-летию Белгородского государственного художественного музея.
Подробнее
24 и 25 октября
Лекции Татьяны Ермаковой
Цикл лекций сотрудников ведущих музеев России
Подробнее
Главная » Выставки, события, конкурсы » Текущие выставки » «Отечественное искусство XX-XXI вв.»

«Отечественное искусство XX-XXI вв.»

зал 

20 декабря 2013 года обновлённые разделы живописи и скульптуры постоянной экспозиции «Отечественное искусство ХХ века» сменили прежнюю экспозицию, созданную в 2008 году. 

Взгляд на искусство насыщенного событиями ХХ века постоянно меняется, общество становится более открытым к восприятию многих особенностей современной художественной жизни.

Лучшее из созданного художниками реалистического направления ХХ века неотделимо от искусства советского периода нашей истории, неразрывно связано с его образами, проблемами, мечтами, а порой и наивными заблуждениями, то есть всем тем, что составляло содержание жизни той эпохи, её действительностью.

Главная цель новой экспозиции — показать через искусство ХХ века жизнь эпохи с её победами, драмами и настроениями, мечтами и устремлениями, представить живопись и скульптуру фондового собрания как часть многогранного художественного явления реалистического отечественного искусства советского периода.

В экспозиции, хронологически охватывающей произведения, созданные в 1910–1990-е годы, акцентированы лучшие работы музейных коллекций, крупные имена и ведущий жанр живописи XX века — сюжетно-тематическая картина. В новый проект наряду с хорошо известными зрителю работами А. Куприна, А. Осмеркина, В. Иванова, П. Оссовского, В. Стожарова, братьев А. и С. Ткачевых, О. Комова, В. Клыкова, Н. Томского и др. включены крупноформатные полотна, ранее редко или никогда не экспонировавшиеся в постоянных экспозициях музея.

Произведения живописи 2-ой половины ХХ века сгруппированы по тематике: события новейшей истории (гражданская война, Великая Отечественная война), романтизм «сурового стиля», образ современника (время, творчество, личность, городская среда), сельская жизнь страны и её многонациональный характер, индустрия страны, великие стройки эпохи, люди труда.

В станковой живописи прошлого столетия сюжетно-тематическая картина, практически ушедшая сегодня из реалистического искусства, была высоким жанром, королевой выставок. Создание крупноформатной сюжетно-тематической картины было своего рода доказательством профессиональной состоятельности художника, так как она требовала большого мастерства, идейного содержания, глубины раскрытия темы. 

Большая часть работ, представленных в новой экспозиции, создана в годы, когда сюжетно-тематическая картина переживала и новый виток в развитии жанра (1970-е гг.), и его агонию (1980-е гг.), так как начало и конец 1980-х годов принадлежали разным эпохам. Примечательно, что в музейном собрании произведения 1980-х годов созданы в начале десятилетия, до прихода перестройки, до провозглашения гласности и пересмотра былых ценностей в сознании общества в целом, и в искусстве в частности. Поэтому годы создания экспонируемых работ были ещё временем «высоких» взаимоотношений государства и изобразительного искусства, временем, когда звание художника в социуме было высоко и уважаемо, когда советская идеология, возможно, как никогда нуждалась в активной поддержке со стороны изобразительного искусства — сильного визуального аргумента её состоятельности. Советский художник, не находившийся в противостоянии с властью, отражал идеи, которые она проводила в жизнь. Но главное — художник идентифицировал себя с советским народом, поэтому лучшие произведения, созданные живописцами и скульпторами в эти годы, пронизаны глубоким личностным переживанием авторов и их искренним стремлением понять происходящие перемены в стране.

В эти годы искусство «соцреализма» уже трансформировалось из искусства «советского идеализма» 1930–1950-х через суровую романтику 1960-х в полифункциональное искусство с осознанием своей само¬стоятельной ценности. В начале 1970-х годов утверждается значение искусства как творческой деятельности, предназначенной не для служебноприкладных целей, а способной и призванной по своим собственным законам, в присущих лишь искусству образно-пластических формах осуществлять свойственную только ему социально-эстетическую миссию. В пластической культуре не только живописи, но и других видов искусства отчётливо наблюдается освоение выразительных средств художественной культуры разных стран и народов. В живописи этих лет нет единого стиля, каким был, например, «суровый стиль», нет жестких канонов в применении тех или иных выразительных средств и приемов.

1970-е годы — время появления на арене художественной жизни новых молодых творческих сил, время напряженности и многогранности творческого поиска новых образов и тем, вызванных становлением новых эстетических принципов. В отличие от своеобразной «репортажности», характерной для «сурового стиля» в показе современных явлений жизни — подъёма целины, гигантских строек Сибири, полёта в космос — художники 1970–1980-х стремятся иначе ставить художественные задачи. В эти годы появляются произведения другого интонационного и образного строя, в которых ярко ощутимо стремление к поэтическому осмыслению жизни, острый интерес к многогранности человеческого образа, сложной эмоциональной атмосфере его социального бытия. Поиск сурового лаконичного образа 1960-х сменяется более углубленной психологической характеристикой, но в целом художники остаются верны открытому выражению драматических переживаний и сложных психологических состояний. Усиливается и намеченная ранее тенденция сближения видов и жанров искусства. Многонациональная культура в Советском Союзе достигает в это время такого уровня своего современного развития, который позволил в начале 1970-х годов определить ее как «социалистическую по содержанию, национальную по форме и интернационалистическую по духу».

Все эти особенности живописи 1970-х — начала 1980-х годов отчетливо наблюдаются в живописи и скульптуре музейного собрания. Несмотря на то, что экспозиция структурирована по проблематике, всё логично взаимосвязано единой темой — темой Родины — Советского Союза. Этот масштабный образ великого государства предстает в работах практически всех авторов: А. и С. Ткачёвых, А. Дубинчика, Ю. Кугача, В. Телина, сочетающих пейзажную основу с элементами жанровой картины, и в фигурных композициях В. Васильева, Д. Дугарова, В. Игошева, О. Монгушевича, Т. Горчаковой с ясно выраженной фабулой, отражающих многонациональный характер страны. Первые полотна отличает яркая лирическая направленность восприятия Родины, вторые — мажорный национальный колорит республик СССР.

Образ современника в работах, представленных в экспозиции, решается с разнообразием жанровых интерпретаций. Здесь и портрет в его «чистом» виде — «Чингиз Айтматов» В. Арлашина, «Учительница» Г. Гордона, «Портрет милиционера Коваля» В. Ефанова; портрет-картина: «На родной земле» А. Плотнова, «Живёт такой парень» В. Кутилина, «Коля Подручный с Кировского» Н. Баскакова, «Портрет О. Тахтаурова» Г. Мищенко и групповой портрет с некой сюжетной линией — «Мои сверстники» А. Кирилова; и сцены повседневной жизни советского человека — «Белая ночь» Г. Фадина, «Операторы Надыма» Л. Зудова. В независимости от жанрового приоритета, всем работам присуща прочно утвердившаяся к началу 1970-х композиция раздумья.

В творчестве советских художников тема труда занимала видное место, начиная с первых лет революции, так как характер человека, его способности, его помыслы, его упорство и целеустремленность полнее всего раскрываются в труде. Идеал красоты человека в советском обществе, неразрывно связанный с мыслью о труде, проходит через все изобразительное искусство ХХ века в образе человека-созидателя, человека-творца. В живописи и скульптуре советского периода тема труда охватывает разные сферы деятельности человека. Показ созидательного преобразования страны в новой экспозиции представлен непосредственно в отражении великих строек советской эпохи: «Первый сквозной» из серии «Западный БАМ» Ю. Подляского, «Поступь Сибири» Е. Симонова, «Красноярская ГЭС» Д. Косьмина, «Новый район» И. Симонова и опосредованно в романтических образах героев пятилеток: «Покорённый Самотлор» Ю. Хухрова, «В Антарктике» Л. Постнова, «Воскресный день в посёлке Кунерма» В. Грызлова. И даже когда герои картин не акцентируются крупным планом, главным объектом внимания художника в отражении темы является мир чувств и переживаний человека, его отношение к трудовой деятельности.

Произведения, раскрывающие романтику трудовых будней селян, с ясной конкретикой и достоверностью сюжетной составляющей помогали советскому зрителю быть уверенными в завтрашнем дне, радоваться жизни и гордиться достижениями страны. Поэтому тема сельской жизни также занимала важное место в советском искусстве на всех его этапах. Повседневный труд колхозников-земледельцев представлен в полотнах «Разнотравье» А. Жабского, «Сев» В. Непьянова, «Трудный хлеб» В. Яркина, и других. В произведениях братьев А. и С. Ткачевых «На древнем Вщиже», «Сыновья», «Отец», посвященных крестьянской жизни и деревенскому быту, огромную роль играет тема родной земли. В картинах А. и С. Ткачевых — она не просто «фон», на котором разворачивается действие, а глубоко эмоциональный образ, неразрывно связанный с человеком. Искренняя заинтересованность и внимание к подробностям неспешно текущей деревенской жизни отличают работы «Весна» М. Суздальцева, «Зимний день в деревне» Е. Рябинского, «Под одной крышей» В. Телина.

Скульптура в экспозиции размещена в хронологических рамках по тематическому и образно-сюжетному принципу в соответствии с темами живописных блоков.

Несмотря на то, что раздел скульптуры ХХ века является самостоятельным разделом, вместе с живописью он образует смысловое единство.

При отборе произведений для нового раздела отечественной скульптуры ХХ века были учтены главные задачи — отразить в станковой скульптуре процессы и тенденции художественной жизни «ушедшей эпохи».

В экспозицию вошло 28 избранных станковых произведений российских и советских скульпторов, часть которых экспонируется впервые: «Спящий», «Каприз», «Твой час», «Портрет М. Н. Смоляк, члена партии с 1905 года», «Зимовщики». Хронологически скульптурные произведения охватывают период с четвёртого десятилетия XX века по 1990-е годы. Исключение составляют две работы Е. Лансере, созданные в конце ХIХ века и отлитые по моделям автора в ХХ веке на Каслинском заводе.

II зал

В экспозиционном пространстве представлено шесть разделов: «Живопись XXI века», «Скульптура XXI века», «Художники Белгородского края», «Графика XX-XXI веков», «Декоративно-прикладное и народное искусство», а также интерактивная экспозиция для детей «Арт-поход», открывшаяся в феврале 2015 года.

В экспозицию зала № 2 вошло более четырехсот произведений живописи, скульптуры, графики, декоративно-прикладного, народного и театрально-декорационного искусства, большая часть которых ранее не экспонировалась.

Лучшее из созданного художниками реалистического направления ХХ века неотделимо от искусства советского периода нашей истории, неразрывно связано с его образами, проблемами, мечтами, а порой и наивными заблуждениями, то есть всем тем, что составляло содержание жизни той эпохи, её действительностью.

Показ небольших, но активно формирующихся в последние годы фондовых коллекций искусства ХХI века дает возможность в комплексе с произведениями ХХ века первого зала отразить в динамике непрерывность отечественного художественного процесса, показать преемственные связи, стилистические поиски, индивидуальную манеру художников на современном этапе. 

Живопись XXI века

Коллекция отечественной живописи XX-ХХI веков в собрании музея насчитывает 1598 произведений. В соответствии с рекомендациями Русского музея Белгородский художественный музей при комплектовании своих фондов целенаправленно уделяет повышенное внимание сохранению культурного наследия Белгородского края и Центрального Черноземья. Благодаря этому в фондах сформировалась интересная коллекция произведений живописи XX-ХХI веков не только ведущих мастеров московской и ленинградской школы, но и ярких представителей российской провинции. Большая часть из них создана в прошлом веке и представлена в зале №1.

В раздел живописи ХХI века включено 38 произведений художников Москвы и российской провинции в произведениях И. П. Пчельникова, А. Н. Суховецкого, В. П. Полотнова, С. А. Гавриляченко, Н. И. Боровского, Н. Н. Соломина, В. А. Минкина, Е. Г. Захарова, Н. Д. Петрова, В. М. Богачева А. Г. Костянникова, О. М. Душечкиной, В. Р. Микитюка, В. М. Соколинского, В. А. Дайбова, И. И. Понарина, Е. П. Сальникова, В. М. Тормасова, А. А. Козикова, В. В. Ельчанинова, Е. Г. Захарова, А. А. Захарова, В. П. Полотнова, М. Л. Салмова, Н. Колобовой, В. А. Дайбова, В. В. Канищева, Н. И. Рымшина и др. 

Скульптура XXI века

Фондовое собрание БГХМ отражает основные этапы развития советской скульптуры и характеризует актуальные тенденции современности. В постоянной экспозиции представлена станковая скульптура и мелкая пластика, произведения выполнены в разных материалах: дерево, камень, металл, шамот.

Работы российских  советских скульпторов структурированы по тематическим комплексам, которые характеризуют искусство разных периодов в со

ответствии с хронологией экспозиции: «Историко-революционная тема», «Суровый стиль», «Время, творчество, личность», «Сельская жизнь страны и её многонациональный характер». В экспозицию вошли произведения таких выдающихся советских скульпторов как Н. В. Томский, О. К. Комов, В. М. Клыков и другие.

Скульптурные произведения 1930-1950-х гг. представлены преимущественно портретным жанром. Для этого периода характерен глубокий интерес к человеку, психологизм; скульпторы при этом стремятся к обобщению, создают портреты-типы ( Н. Л. Рябинин «Женский портрет»,  С. П. Санакоев «Старик с ребенком»).

Для произведений 1960-1970-х гг. характерна особая атмосфера романтичности, которая создается умением художников разглядеть великое в малом, будничном (В. А. Михалев «Зимовщики Беломорья», К. И. Коциенко «Охотовед»). В 1980-е гг. ряд скульпторов отходит от традиций художественного реалистического искусства. Мастера экспериментируют как с формой произведений, так и с материалами (О. И. Калита «Каприз»,  Х. Ф. Пальм «Весенняя земля»).

Графика XX-XXI веков

Графика — одна из самых обширных и интереснейших музейных коллекций: по авторскому составу, видовому и жанровому разнообразию произведений, диапазону техник и материалов. На новой стационарной экспозиции фондовое собрание графики XX-XXI вв. представлено сменным тематическим разделом. 

Коллекция графики музея насчитывает более двух тысяч единиц хранения. Данный раздел является сменным и обновляется каждые полгода.

Новая выставка «Сквозь времена и страны» в рамках графического раздела предлагает вниманию зрителя тридцать восемь графических листов отечественных российских и советских художников ХХ века.

Жизненное и правдивое искусство ушедшего столетия глубоко народно и многонационально: оно впитало в себя традиции более чем сотни больших и малых народов и выработало общие цели и методы. Процесс взаимодействия и взаимопроникновения культур народов СССР минимизировал преграды, мешавшие взаимопониманию и взаимному обогащению национальных сегментов, дал возможность приобщиться к высшим достижениям мировой культуры. Профессиональное художественное творчество проникало даже в географически отдаленные регионы страны, привнося новые горизонты в сложившуюся (зачастую декоративную) стилистику, открывало удивительные по самобытности сочетания видов и жанров. Интеграция культур и процесс демократизации искусства способствовала возрастанию его роли в идейном и эстетическом воспитании народа.

Выставка «Сквозь времена и страны» наглядно демонстрирует активную позицию художников в эстетическом просвещении всех трудящихся, стремление к раскрытию оригинальности этнических колоритов через символы (национальные костюмы, предметы быта, интерьеры, пейзажи), выразительные цветовые решения, стилизация, оригинальный пластический язык графических композиций.

География сюжетов охватывает пространство центральной России и Севера, просторы тайги и горных регионов, зарубежные страны.

В серийных листах А. Агабекова расцветают южные мотивы. Метафорической образности работ художника отвечает его оригинальный пластический метод, основанный на наложении и просвечивании звучных цветовых плоскостей. Композиции Ю. Атланова, одного из 10000 лучших художников мира (XVIII–XXI вв.) (согласно единому художественному рейтингу Профессионального союза художников России), транслируют впечатления автора от Вьетнама и Мексики. Загадочные офорты В. Винна из Эстонии привлекают фэнтезийностью сюжетов, состоящих из массы мельчайших символов. В эстампах В. Конева и В. Карамзина можно увидеть экзотические для человека средней полосы России бытовые сцены из жизни тувинцев отдаленного региона Монгун-Тайги и жителей Якутии.

Большое значение для авторов играют не только осязаемые факты бытия людей, но и духовные ценности: фольклор, музыка, структура межличностных отношений. Каждый лист подчеркивает уникальность своих персонажей, рассказывает истории их жизней. Произведения демонстрируют многообразие техник оригинальной и печатной графики: офорт, литография, линогравюра, карандашный рисунок, гуашь.

В экспозиции выделен монографический комплекс работ народного художника России С. Никиреева (1932 − 2007), сформированный к юбилею автора из двадцати эстампов.

Произведения Никиреева в полной мере отражают тематику выставки и отличаются точностью исполнения, ювелирной детальностью передачи натуры, уникальным стилем, филигранно продуманными и скомпонованными образами. Архитектурные пейзажи, анималистика, тонкие природные состояния, камерные натюрморты запечатлены в миллионах штрихов и точек.

Всемирно признанный мастер занесен в книгу рекордов Гиннеса, как художник, разместивший максимальное количество деталей (78) в одном квадратном сантиметре изображения.

В вертикальном выставочном драйвере для зрителей доступны экспонаты запечатлевшие завораживающие и мистические сокровища царства флоры.  Цветы — неизменные герои сказок и легенд многих народов, фигурирующие в священных писаниях и научных трактатах о целительстве с древних времен. Большинство композиций — натюрморты, особенные и неповторимые, погружающие зрителя в пространство грез и созерцания.

Декоративно-прикладное и народное искусство

В раздел «Декоративно-прикладное и народное искусство» вошли как авторские произведения, выполненные в различных материалах, так и уникальные современные образцы народных художественных промыслов России: ростовская финифть, лаковая миниатюрная живопись сс. Федоскино, Палех, Холуй, гончарно-лепная пластика гг. Скопина, Суджи, Белгорода. Разнообразно представлены традиционные промыслы глиняной игрушки: дымковская, филимоновская, суджанская, старооскольская и др. образцы, ставшие символами отечественной культуры.

Художники Белгородского края

Значительное место на экспозиции отведено и творчеству художников Белгородского края, произведения которых составляют четвертую часть собрания музея. Сохранение культурного наследия региона позволяет изучать профессиональное искусство Белгородчины второй половины ХХ — первой четверти XXI вв., выявлять тенденции и пути его развития, определять место в общей картине художественного процесса страны.

В новый раздел постоянной экспозиции вошли произведения живописи, скульптуры, графики театрально-декорационного искусства второй половины ХХ — первой четверти XXI веков. Основную часть раздела составляют произведения членов регионального отделения Союза художников России, с созданием которого в феврале 1968 года началось интенсивное развитие профессионального изобразительного искусства области и активное вовлечение молодых художественных сил в её социокультурную среду. В экспозицию включены работы заслуженных художников РСФСР и РФ С. С. Косенкова, Г. И. Гритчина, А. П. Мамонтова, М. И. Парахненко, И. Д. Бобенчика, А. А. Шишкова, Б. М. Пупынина, В. В. Козьмина, Г. А. Кудрявцева, а также Л. С. Блякницкого, А. С. Василенко, В. Ф. Блинова, Е. В. Поленова, В. Д. Леуса, В. И. Казака, Н. Д. Чернушкина, А. М. Тюрина, И. Ф. Чернышева, Е. Н. Савотченко, В. Е. Нестеркова, В. Ф. Желобка, А. П. Панова, И. Н. Хегая, П. В. Лесового, В. Н. Кутявина, А. А. Пшеничного, А. С. Смелого, А. И. Федоренко, С. Ф. Дымова, В. М. Крайнова, В. В. Лыткина и др. авторов. 

×