КИЗИЛ-ТАШ. КРЫМ
Ломакин В.Г. (1858 – 1913).
На скамье в парке. 1900-е гг. БГХМ
Холст, масло.
В 1906-1907 годах Владимир Ломакин (1858-1913) был директором Никитского ботаническая сада. Крымские пейзажи, виды Кизил-Таша и родного имения вдохновили его на создание многочисленных этюдов. Крымская природа в его исполнении глубоко лирична. Это гимн гармоничному, даже идиллическому сосуществованию природы и человека. Нередко в живописных укромных уголках парка он изображал членов своей семьи. Работы Владимира Ломакина полны воздуха и света, а благодаря теплому колориту, зритель физически ощущает дуновение теплого южного воздуха. Свою любовь к поэзии крымского пейзажа он передал дочери.
Мария Ломакина родилась в одном из живописнейших уголков Крыма и провела свои детские годы и юность в имении отца в Кизил-Таше (ныне Краснокаменка (Ялта). Здесь в окружении прекрасных ландшафтов она получила от него – профессионального агронома и художника-любителя, первые уроки живописи, научилась видеть красоту простых вещей, подмечать и фиксировать незначительные на первый взгляд детали.
Ломакина М.В. (1896 – 1964)
Яйла с грядами камней. 1920-е гг. Частное собрание
Холст, масло.
В марте 1919 года Художественное общество Южного берега Крыма организовало вторую выставку картин и скульптур, на которой и состоялся художественный дебют Марии Ломакиной. Но из-за бурных исторических событий такая артистическая идиллия не могла долго продолжаться. Спустя недолгое время самая именитая часть местной богемы эмигрировала за рубеж. Мария же, оставшись в Крыму, стала свидетельницей страшного голода, которым закончилась на полуострове Гражданская война. Однако ужасы тех лет не нашли отражения в ее произведениях. Образ Кизил-Таша и его окрестностей, художественно запечатленный Марией, – это импрессионистический рассказ о местной природе, ее ясных красках и переменчивых состояниях. Позже она все же покинула родные пенаты ради поступления в Ленинградскую Академию Живописи, где училась на монументальном отделении под руководством К.С. Петрова-Водкина.