Александр Бенуа – служитель царства Аполлона
Диапазон творческой деятельности Александра Бенуа поражает сознание своей широтой. Живописец, график, художник театра и кино, театральный режиссер-постановщик, иллюстратор и оформитель книг, журналов, художник-монументалист, теоретик и историк искусства, художественный критик, музейный деятель, публицист – его деятельностью была ознаменована новая эпоха в русском искусстве XIX – XX веков.
Жизненный путь Александра Николаевича был полон труда и исканий, ошибок и больших творческих успехов. Он был младшим и самым известным из детей архитектора Николая Леонтьевича Бенуа, связавших свою судьбу с искусством.
Родился будущий художник в Петербурге 3 мая 1870 года. Художественному воспитанию маленького Шуры способствовала обстановка в доме и творческая среда, окружавшая его. Отец практически с пеленок занимался с сыном рисованием.
Осенью 1887 года юноша поступил вольнослушателем в Петербургскую Академию художеств, занимался в вечерних классах, мечтая стать театральным художником. Первое участие Александра Бенуа в выставке Общества русских акварелистов состоялось 1892 году. После этого он отказался от обучения в Академии художеств, придавая первостепенное значение самостоятельной работе с натуры.
Окончив частную гимназию К. И. Мая, А. Бенуа поступил на юридический факультет Петербургского университета. Параллельно с учебой художник стал углубленно заниматься историей искусства и стал основоположником изучения русского искусства XIX века, как равноправной национальной школы в ряду европейских школ.
К этому же времени относится начало его дружеских отношений с С.П. Дягилевым, знакомство с московскими живописцами нового поколения В.А. Серовым, И.И. Левитаном, М.В. Нестеровым, К.А. Коровиным. Впервые в их среде возникает идея устройства совместных выставок молодых художников Петербурга и Москвы.
В конце 1896 года вместе с друзьями Александр Бенуа впервые приехал в Париж и полюбил этот город. Здесь им были созданы знаменитые «Версальские серии». Впоследствии в Петербурге появились серии видов Петергофа, Ораниенбаума, Павловска.
Путешествуя, А. Бенуа неоднократно бывал на Белгородчине, завороженный красотами имения своей сестры Екатерины. Так он описывал белгородскую природу: «Ряды невысоких холмов тянулись один за другим, все более растворяясь и голубея, а по круглым их склонам желтели и зеленели луга и поля; местами же выделялись небольшие, сочные купы деревьев, среди которых ярко белели хаты с их приветливыми квадратными оконцами. Своеобразную живописность придавали всюду торчавшие по холмам ветряные мельницы. Все это дышало благодатью…».
Екатерина Бенуа в молодости была художником-графиком. Она вышла замуж за скульптора-анималиста Евгения Лансере. Все трое детей Екатерины и Евгения стали известными художниками. В Белгородском государственном художественном музее хранятся работы Евгения Лансере и несколько графических работ его дочери Зинаиды, известной всему миру под фамилией мужа – Серебрякова.
Для маленькой Зины знаменитый дядя Шура Бенуа был большим авторитетом. Он часто приезжал в село Нескучное Белгородского уезда, где родилась и создавала свои первые работы Зинаида Серебрякова. Александр Бенуа стал первым искусствоведом, который отметил ее уникальный талант. Он всячески оберегал и поддерживал Зинаиду, как блестящую художницу не только на родине, но и за границей.
Еще находясь во Франции, Бенуа принимает участие в разработке идеи журнала «Мир искусства». Он участвовал в издании журнала как автор и член редколлегии, стал идейным руководителем объединения и участником ежегодных выставок. «Мир искусства» раскрыл немало забытых имен, привлек внимание к прикладному искусству, архитектуре, народным промыслам, поднял значение графики, художественного оформления и иллюстрирования книги.
Основное направление в книжной графике Бенуа было определено творчеством А.С. Пушкина, начиная с первой его иллюстрации к «Пиковой даме», затем к «Капитанской дочке». В сотрудничестве с Горьким Бенуа редактировал детские книги, иллюстрировал азбуку.
Однако лучшие произведения Александра Бенуа связаны с искусством театра. «Мирискусники» во главе с Бенуа были своего рода реформаторами, они поменяли точку зрения на художественное оформление спектаклей: добились соблюдения исторической правды, особенно в костюмах.
В 1909-1913 годы Бенуа отдает большую часть своего времени и сил знаменитым «Русским сезонам». Именно ему принадлежала идея представить за рубежом балетные спектакли. Художник поставил балеты «Павильон Армиды», «Сильфиды» «Жизель», «Петрушка» и спектакль «Соловей» по сказке Андерсена, соединяющий оперу и балет. На протяжении многих лет самые выдающиеся деятели культуры и искусства Франции, Англии, Германии, Испании, Австрии восторженно отзывались об этих постановках.
На родине художник заведовал Картинной галереей Эрмитажа, участвовал в организации Ленинградского Большого драматического театра, работал в качестве художника и постановщика в Мариинском, Большом драматическом, Народном и Академическом театре драмы. «Женитьба Фигаро» 1926 года стала последней театральной работой Александра Бенуа в Советской России.
После очередной командировки, Александр Николаевич не вернулся на родину, а так и остался в Париже. В период своей жизни за границей он наиболее плодотворно работал в сценографии. Особенно много оперных и балетных постановок создал художник для миланского театра Ла Скала, где его сын, известный театральный художник Николай Бенуа возглавлял постановочную часть.
Александр Николаевич Бенуа скончался 9 февраля 1960 года в Париже. Как и многие другие деятели русской культуры, со своим отъездом из России Бенуа продолжал миссию пропаганды русского искусства за рубежом.
Вот уже несколько лет в рамках проекта «Достояние музеев России – белгородцам!» жителям нашей области предоставляется возможность увидеть подлинные произведения Александра Бенуа, а также полотна отечественных мастеров живописи, представляющих собрания музеев Москвы, Санкт-Петербурга, Тамбова, Курска, Рязани и других городов.
научный сотрудник отдела культурно-образовательной деятельности Юлия Гридасова