Размер шрифта: A A A
Цветовая схема: # # #
Изображения: Вкл. Выкл.
Выберите шрифт: Arial Times New Roman
Интервал между буквами (Кернинг): Стандартный Средний Большой
Интервал между строками: Стандартный Средний Большой
80-я годовщина Победы в Великой Отечественной войне
19 марта - 14 апреля
«Изведанное»
Выставка Андрея Полушкина – молодого белгородского живописца и художника-реставратора, участника Белгородского сообщества художников «Гать»
Подробнее
13 марта - 21 апреля
«Люди в истории и искусстве»
Персональная выставка Дмитрия Горина, приуроченная к 75-летнему юбилею скульптора

Участник культурной программы для молодежи «Пушкинская карта»
Подробнее
27 февраля - 6 апреля
«Наша Россия»
Выставка известных московских художников Василия Кураксы и Натальи Антохиной-Куракса

Участник культурной программы для молодежи «Пушкинская карта»
Подробнее
6 марта - 18 апреля
«Отражение»
Персональная выставка А.А. Галюзина, к 80-летию со дня рождения художника

Участник культурной программы для молодежи «Пушкинская карта»
Подробнее
6 февраля - 16 июля
«Разговор по душам»
Выставка графики и скульптуры из фондов БГХМ

Участник культурной программы для молодежи «Пушкинская карта»
Подробнее
Постоянная экспозиция
«Отечественное
искусство XX-XXI вв.»
Участник культурной программы для молодежи «Пушкинская карта»

Зал №1, 2 второй этаж
Подробнее
7 февраля - 2 апреля
«Достоевский сквозь время»
Выставка графики С.С. Косенкова

Музей-мастерская заслуженного художника РФ С.С. Косенкова

Участник культурной программы для молодежи «Пушкинская карта»
Подробнее
Пушкинская карта
Культурный проект для молодежи
Подробнее
Уважаемые посетители!
Нам важно Ваше мнение! Оцените работу нашей организации.
Для этого используйте QR-код или перейдите по ссылке.
Подробнее
Меры поддержки участников специальной военной операции
Подробнее
Художественный салон открыт для посетителей
Режим работы:
Ежедневно с 10:00 до 19:00
Перерыв с 14:00 до 15:00

Вторник выходной
Подробнее
Школа керамики в БГХМ
Участник культурной программы для молодежи «Пушкинская карта»
Подробнее
Вам у нас понравилось? Расскажите нам!
Чтобы оценить условия предоставления услуг используйте QR-код или перейдите по ссылке ниже.
Подробнее
Главная » О музее » Наука и публикации » Александр Бенуа – служитель царства Аполлона

Александр Бенуа – служитель царства Аполлона

Диапазон творческой деятельности Александра Бенуа поражает сознание своей широтой. Живописец, график, художник театра и кино, театральный режиссер-постановщик, иллюстратор и оформитель книг, журналов, художник-монументалист, теоретик и историк искусства, художественный критик, музейный деятель, публицист – его деятельностью была ознаменована новая эпоха в русском искусстве XIX – XX веков.

Жизненный путь Александра Николаевича был полон труда и исканий, ошибок и больших творческих успехов. Он был младшим и самым известным из детей архитектора Николая Леонтьевича Бенуа, связавших свою судьбу с искусством.
Родился будущий художник в Петербурге 3 мая 1870 года. Художественному воспитанию маленького Шуры способствовала обстановка в доме и творческая среда, окружавшая его. Отец практически с пеленок занимался с сыном рисованием.

Осенью 1887 года юноша поступил вольнослушателем в Петербургскую Академию художеств, занимался в вечерних классах, мечтая стать театральным художником. Первое участие Александра Бенуа в выставке Общества русских акварелистов состоялось 1892 году. После этого он отказался от обучения в Академии художеств, придавая первостепенное значение самостоятельной работе с натуры.

Окончив частную гимназию К. И. Мая, А. Бенуа поступил на юридический факультет Петербургского университета. Параллельно с учебой художник стал углубленно заниматься историей искусства и стал основоположником изучения русского искусства XIX века, как равноправной национальной школы в ряду европейских школ.

К этому же времени относится начало его дружеских отношений с С.П. Дягилевым, знакомство с московскими живописцами нового поколения В.А. Серовым, И.И. Левитаном, М.В. Нестеровым, К.А. Коровиным. Впервые в их среде возникает идея устройства совместных выставок молодых художников Петербурга и Москвы.

В конце 1896 года вместе с друзьями Александр Бенуа впервые приехал в Париж и полюбил этот город. Здесь им были созданы знаменитые «Версальские серии». Впоследствии в Петербурге появились серии видов Петергофа, Ораниенбаума, Павловска.
Путешествуя, А. Бенуа неоднократно бывал на Белгородчине, завороженный красотами имения своей сестры Екатерины. Так он описывал белгородскую природу: «Ряды невысоких холмов тянулись один за другим, все более растворяясь и голубея, а по круглым их склонам желтели и зеленели луга и поля; местами же выделялись небольшие, сочные купы деревьев, среди которых ярко белели хаты с их приветливыми квадратными оконцами. Своеобразную живописность придавали всюду торчавшие по холмам ветряные мельницы. Все это дышало благодатью…».

Екатерина Бенуа в молодости была художником-графиком. Она вышла замуж за скульптора-анималиста Евгения Лансере. Все трое детей Екатерины и Евгения стали известными художниками. В Белгородском государственном художественном музее хранятся работы Евгения Лансере и несколько графических работ его дочери Зинаиды, известной всему миру под фамилией мужа – Серебрякова.

Для маленькой Зины знаменитый дядя Шура Бенуа был большим авторитетом. Он часто приезжал в село Нескучное Белгородского уезда, где родилась и создавала свои первые работы Зинаида Серебрякова. Александр Бенуа стал первым искусствоведом, который отметил ее уникальный талант. Он всячески оберегал и поддерживал Зинаиду, как блестящую художницу не только на родине, но и за границей.

Еще находясь во Франции, Бенуа принимает участие в разработке идеи журнала «Мир искусства». Он участвовал в издании журнала как автор и член редколлегии, стал идейным руководителем объединения и участником ежегодных выставок. «Мир искусства» раскрыл немало забытых имен, привлек внимание к прикладному искусству, архитектуре, народным промыслам, поднял значение графики, художественного оформления и иллюстрирования книги.

Основное направление в книжной графике Бенуа было определено творчеством А.С. Пушкина, начиная с первой его иллюстрации к «Пиковой даме», затем к «Капитанской дочке». В сотрудничестве с Горьким Бенуа редактировал детские книги, иллюстрировал азбуку.

Однако лучшие произведения Александра Бенуа связаны с искусством театра. «Мирискусники» во главе с Бенуа были своего рода реформаторами, они поменяли точку зрения на художественное оформление спектаклей: добились соблюдения исторической правды, особенно в костюмах.

В 1909-1913 годы Бенуа отдает большую часть своего времени и сил знаменитым «Русским сезонам». Именно ему принадлежала идея представить за рубежом балетные спектакли. Художник поставил балеты «Павильон Армиды», «Сильфиды» «Жизель», «Петрушка» и спектакль «Соловей» по сказке Андерсена, соединяющий оперу и балет. На протяжении многих лет самые выдающиеся деятели культуры и искусства Франции, Англии, Германии, Испании, Австрии восторженно отзывались об этих постановках.

На родине художник заведовал Картинной галереей Эрмитажа, участвовал в организации Ленинградского Большого драматического театра, работал в качестве художника и постановщика в Мариинском, Большом драматическом, Народном и Академическом театре драмы. «Женитьба Фигаро» 1926 года стала последней театральной работой Александра Бенуа в Советской России.

После очередной командировки, Александр Николаевич не вернулся на родину, а так и остался в Париже. В период своей жизни за границей он наиболее плодотворно работал в сценографии. Особенно много оперных и балетных постановок создал художник для миланского театра Ла Скала, где его сын, известный театральный художник Николай Бенуа возглавлял постановочную часть.

Александр Николаевич Бенуа скончался 9 февраля 1960 года в Париже. Как и многие другие деятели русской культуры, со своим отъездом из России Бенуа продолжал миссию пропаганды русского искусства за рубежом.

Вот уже несколько лет в рамках проекта «Достояние музеев России – белгородцам!» жителям нашей области предоставляется возможность увидеть подлинные произведения Александра Бенуа, а также полотна отечественных мастеров живописи, представляющих собрания музеев Москвы, Санкт-Петербурга, Тамбова, Курска, Рязани и других городов.

 

 

научный сотрудник отдела культурно-образовательной деятельности  Юлия Гридасова

×
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!