Размер шрифта: A A A
Цветовая схема: # # #
Изображения: Вкл. Выкл.
Выберите шрифт: Arial Times New Roman
Интервал между буквами (Кернинг): Стандартный Средний Большой
Интервал между строками: Стандартный Средний Большой
Постоянная экспозиция
«Отечественное
искусство XX-XXI вв.»
Участник культурной программы для молодежи «Пушкинская карта»

Зал №1, 2 второй этаж
Подробнее
21 февраля - 20 мая
«Русский и западноевропейский
фарфор XIX-XX веков»
Выставка из частных собраний белгородских коллекционеров

Участник культурной программы для молодежи «Пушкинская карта»
Подробнее
6 марта — 19 мая
«Купе»
Выставка народных художников России В.П. Полотнова, С.А. Гавриляченко, А.Н. Суховецкого и заслуженного художник России Ю.А. Грищенко

Участник культурной программы для молодежи «Пушкинская карта»
Подробнее
5 апреля - 20 мая
«Память»
Персональная выставка Гагика Матиняна, приуроченная к 65-летию художника
Подробнее
25 апреля - 2 июня
«Дары и дарители»
Выставка живописи, графики и скульптуры преподавателей
Санкт-Петербургской академии художеств им. И. Репина
Подробнее
16 февраля - 16 июля
«Мифы, легенды и сказания народов России»
Выставка графики и скульптуры из фондов БГХМ

Участник культурной программы для молодежи «Пушкинская карта»
Подробнее
2 февраля - 17 мая
«Возьмемся за руки, друзья…»
Выставка графики художников-современников из произведений советской станковой графики 60-80-х годов

Участник культурной программы для молодежи «Пушкинская карта»
Подробнее
К 180-летию Василия Поленова
«Поленовский декабрь»
Региональный конкурс юных художников

Работы предоставляются до 30 апреля 2024 года
Подробнее
«Белгородская палитра-2024»
Областной ежегодный конкурс юных художников

Сроки приема работ – до 30 апреля 2024 года.
Подробнее
Тактильные копии
В постоянной экспозиции музея
Подробнее
Пушкинская карта
Культурный проект для молодежи
Подробнее
Художественный салон открыт для посетителей
Режим работы:
Ежедневно с 10:00 до 19:00
Перерыв с 14:00 до 15:00

Вторник выходной
Подробнее
Школа керамики в БГХМ
Участник культурной программы для молодежи «Пушкинская карта»
Подробнее
Вам у нас понравилось? Расскажите нам!
Чтобы оценить условия предоставления услуг используйте QR-код или перейдите по ссылке ниже.
Подробнее
Главная » О музее » Наука и публикации » Искусствоведы рассказывают » Дымковский игрушечный промысел в собрании <br>Белгородского государственного художественного музея

Дымковский игрушечный промысел в собрании
Белгородского государственного художественного музея

Среди разнообразных коллекций традиционной глиняной игрушки представленных в собрании Белгородского государственного художественного музея (Филимоново, Суджи, Старого Оскола, Борисовки) привлекает внимание небольшая, но достойная особого внимания коллекция изделий дымковского промысла.

Известно много различных центров производства глиняной игрушки, но, пожалуй, наибольшей популярностью пользуется работы из Дымковской слободы под Вяткой – сегодня это город Киров. Для многих само понятие русской глиняной игрушки ассоциируется с дымковскими фигурками. Именно об этом удивительном промысле и пойдёт речь в нашем повествовании.

Название происходит от слободы Дымково, расположенной в пригороде г. Вятки. Основание слободы относится ко времени царствования Ивана III (1462-1505), который стремясь ослабить непокоренных ему жителей Великого Устюга, расселял их в наиболее глухие места. Часть устюжан основались за рекой Вяткой, близ города Хлынова (так раньше называлась Вятка). Переселившись, устюжане перенесли сюда название своей слободы – Дымково.

Уже в XIX веке производство дымковских игрушек было обширным. В первом «Адресе-календаре Вятской губернии», вышедшем в 1856 году, сообщается, что в «слободе Дымково выделкой глиняных игрушек занимается 59 семей».

К концу XIX века дымковские фигурки были постепенно вытеснены дешевой гипсовой скульптурой. Настоящее признание и мировая известность пришли к дымковскому промыслу уже в советское время.

Увидеть дымковское чудо в постоянной экспозиции Белгородского государственного художественного музея стало возможным лишь в 2012 году. Благодаря целенаправленному комплектованию предметов данного промысла. Именно в этот год сотрудниками музея была совершена командировка в Киров. Большая помощь в комплектовании была оказана Ираидой Валентиновной Кувалдиной – заместителем директора по научной деятельности Вятского художественного музея им. А.М. и В.М. Васнецовых. Именно она познакомила с носительницами дымковского промысла, потомственными мастерами.

Коллекция дымковской игрушки отличается видовым и авторским разнообразием. На сегодняшний день она включает 19 работ и представлена как типологическим рядом традиционных дымковских «персонажей»: женскими фигурками в широких колоколообразных юбках и высоких кокошниках или капорах по моде XIX века, всадниками, петухами, индюками, так и современной тематикой дымковских сюжетов, целых композиций: «Карусель», «Тройка», «Зимние забавы», «Кормилица» и др. Любая вятская игрушка традиционно создается одной мастерицей – от лепки до раскраски. Важную роль в художественном облике дымковской игрушки играет роспись. Её основу составляет простейший геометрический орнамент, состоящий из кругов, овалов, прямых, волнистых и зигзагообразных линий. Эти геометрические элементы, то соприкасаясь, то надвигаясь друг на друга, создают многоцветный орнаментальный узор. Гамма росписи – яркая, открытая. Она построена на контрасте цветов: синего и желтого, малинового и зеленого, черного и белого, используются также голубой, розовый, коричневый и другие цвета. Каждое красочное сочетание, каждый орнамент рождается непосредственно в момент работы, как результат творческой фантазии художника. Народные мастера скупыми художественными средствами добиваются огромной выразительности. Цвет дополняет и органически завершает пластический образ. Нарядную красочность игрушек дополняют ромбики из потали или сусального золота.

Знаменитую дымковскую игрушку в собрании музея представляют творческие работы семи авторов (Баранова Г.И., Колчанова Р.А., Втюрина Л.А., Ушакова Л.Г., Лалетина А.А., Суханова Н.Н., Суханова Н.К.). Хронологически период создания игрушек охватывает с 1973 года по 2016 год.

Самые ранние фигурки, представленные в собрании музея, датируются 1973 и 1975 годами: «Нянюшка» 1975 г., «Барин» 1973 г., «Индюк», 1973 г. Автор этих изделий член Союза художников РСФСР – Суханова Нина Николаевна (1916-2008), ученица потомственных мастериц Пенкиной З.В., Кошкиной Е.З. Эти игрушки были подарены в фонды музея в 2012 году дочерью художницы – Надеждой Константиновной Сухановой (1952). Нина Николаевна с 1958 года работала в Кировских производственных художественных мастерских. В своем творчестве она отдавала предпочтение дымковской миниатюре, легкой и изящной.

Высота её работ редко превышала 15 см. Любимые персонажи автора – мужички, необычайно выразительные барыни – «франтихи». Игрушки очень яркие по колориту, любимые цвета художницы: красные, синие, желтые, зеленые, оранжевые, малиновые. Декор автор использовала сдержанный, в меру, что придаёт её игрушкам пластичность и элегантность. Игрушки Сухановой Н.Н. обладают неповторимым индивидуальным обликом.

Баранова Галина Ивановна (1942), член Союза художников России, так же как и Суханова Н.Н. постигала азы художественного промысла села Дымково у потомственных мастериц Пенкиной З.В., Кошкиной Е.З. Спустя десятилетия сама стала обучать молодых мастериц искусству дымковской игрушки. В собрании музея творчество художницы представлено 3 работами: «Индюк» 2012 г., «Цирковой козел с витыми рогами» 2012 г., «Скоморохи на свинье» 2012 г. Работам Галины Ивановны свойственны тщательность и аккуратность исполнения, как лепки, так и росписи. Отточенная лаконичная форма игрушек, удачно дополнена насыщенной цветовой гаммой.

Среди работ Ушаковой Ларисы Геннадьевны (1965) преобладают групповые композиции на деревенские или городские темы. В собрании музея представлена жанровая композиция «Зимние забавы» 2011 г., персонажи которой отличаются задорным, веселым характером. Помимо сюжетных композиций в фондах имеются и другие излюбленные автором дымковские сюжеты: «Индюк» 2012 г., «Барыня с зонтиком» 2012 г., для которых характерны стройные удлиненные пропорции фигур, тяготение к большим размерам, присутствие в работах многочисленных лепных деталей. Лариса Геннадьевна склонна к творческим экспериментам и пробам, но ее поиски только обогащают язык традиций дымковской игрушки.

Последнее поступление дымковского промысла в фонды музея было в 2017 году. Директор Вятского художественного музея им. В.М. и А.М. Васнецовых – Мазур Т.С., подарила великолепный образец дымковской игрушки «Нянюшка», выполненный членом Союза художников России – Лалетиной Анной Анатольевной.

Дымковская игрушка – бесспорно удивительное явление народного искусства. Мастера не задавались целью «точно повторить» неповторимую жизнь, напротив, они создали яркие, звонкие, насыщенные жизнью образы, интересные и понятные современному зрителю.

 

старший научный сотрудник научно-экспозиционного отдела Людмила Булгакова

 

×
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!