Достоевский в произведениях художников
Мировая общественность в 2021 году отмечает 200-летие со дня рождения Федора Михайловича Достоевского. Спустя столетия не утихают споры о личности писателя и его литературном наследии. Произведения Достоевского созвучны современности и продолжают приобретать поклонников и почитателей во всем мире: по романам, рассказам, повестям и очеркам мыслителя снимают кино, ставят спектакли, организуют как отдельные выставки в музеях и библиотеках, так и целые литературные и мемориальные музеи. Творчество Федора Михайловича не первый год обсуждают на конференциях и вопросы, волнующие интеллигенцию настолько объемны и обширны, что появилось несколько научных журналов и информационных порталов, посвященных Достоевскому.
Интерес к образу и творчеству писателя не миновал и художников, которые в личности автора находят единомышленника: создают портреты Достоевского, и, конечно, же, иллюстрируют его произведения.
Единственным прижизненный портрет Достоевского выполнил Василий Григорьевич Перов по заказу Павла Михайловича Третьякова. Федор Михайлович был очень занятый человек, в то время работал над романом «Бесы». Свободные минуты он проводил с семьей. Третьяков, будучи незнакомым с Достоевским, написал ему деликатное письмо, в котором написал, что хотел бы иметь портрет Федора Михайловича в своей галерее, наряду с такими мэтрами отечественной литературы, как Карамзин, Жуковский, Островский. Супруга Достоевского радушно приняла уже известного художника Перова и познакомила с мужем. Вначале Федор Михайлович холодно отнесся к живописцу, но со временем проникся симпатией и нашел картины Василия Григорьевича по смыслу, по духу и по теме очень близкими своему мировоззрению. Перов был таким же певцом «униженных и оскорбленных» («Проводы покойника», «Очередь у бассейна», «Тройка», «Приезд гувернантки» и др.) только в изобразительном искусстве. Когда портрет был окончен, Анна Григорьевна Достоевская заметила «Перов сумел подметить самое характерное в лице. Именно то, когда Достоевский имел, когда он был погружён в свои художественные мысли. Он уловил момент творчества, Такое выражение я примечаю в лице Достоевского, когда бывало, войдешь к нему и увидишь, как он как бы в себя смотрит» [7]. Картина Перова получила высокую оценку современников, а для всех следующих поколений образ писателя слился с этим выдающимся произведением.
Весь XX век прошел под знаком Достоевского. Исследователи творчества автора видят в нем предвестника революции 1917 года, отмечают влияние на ведущие умы того времени, такие как Зигмунд Фрейд, Жан-Поль Сартр, Франц Кафка, Альберт Эйнштейн, Марсель Пруст и многие другие. Литературный гений Достоевского сопоставляют с Уильямом Шекспиром, чьим произведениям присущи вневременность, конфликтность, психологизм, а насыщенная духовная жизнь героев позволяет осмысливать их характеры разным поколениям читателей и находить новые точки соприкосновения с событиями прошлого, настоящего и будущего. Поэтому и у художников XX века Достоевский и его произведения стали вызывать большой интерес. Иллюстрирование – это не копирование содержания произведения, это «новое, изобразительное измерение по сравнению с языком писателя» – отмечал мастер книги И.Т. Богдеско [1]. Пропуская литературные труды через призму своего художественного опыта, иллюстраторы не только визуализируют текст, но и обогащают его, дополняют графическими средствами выразительности. Если художнику удалось справиться с поставленной задачей, то иллюстрации обретают собственную художественную ценность и начинают жить вне книги.
Среди иллюстраторов и портретистов Достоевского отметим выдающего художника Илью Сергеевича Глазунова. Он находил источник вдохновения в литературном наследии Достоевского, его «волновала тема вечной борьбы добра и зла, где поле битвы – сердце человека» [5]. Глазунов также воплотил образ любимого писателя в серии живописных и графических портретов. Для создания портрета Достоевского художник провел не только исследование его биографии и творчества, воспоминаний современников, но и изучил труды Н.П. Анциферова, описавшего Петербург – город, фигурирующий во многих произведениях Федора Михайловича. Илья Сергеевич изобразил Достоевского неотделимым от городского пространства: он гуляет в темном пальто и шляпе в непогоду по Петербургу, задумчиво стоит на набережной, сжимая в руке лист бумаги, но при этом взгляд Федора Михайловича всегда направлен вдаль. Город у художника выступает величественной декорацией.
Глазунов выполнил иллюстрации к романам «Идиот», «Преступление и наказание», «Униженные и оскорбленные», «Подросток», «Братья Карамазовы», а также повестям «Белые ночи», «Неточка Незванова», «Записки из подполья» в техниках соуса, пастели, угля и угольного карандаша. Художнику удалось прочувствовать характеры главных героев произведений и передать не только внешние сходство, но и сложный внутренний мир, полный противоречий. Начинал Глазунов с иллюстраций к роману «Идиот» в середине 1950-х годов. Портреты князя Мышкина, Рогожина и Настасьи Филипповны выполнены в технике, сочетающей градации черного тона соуса и цветовые акценты пастели. Цветом художник подчеркнул наиболее характерные черты персонажа, например, «небесно-голубые глаза отражают по-детски открытую миру натуру Мышкина, красный воротник – горячий темперамент купца Рогожина, охваченного земными страстями, а цвет губ и карих глаз Настасьи Филипповны усиливает магнетическую притягательность ее образа» [5]. В 1957 году состоялась персональная выставка Ильи Глазунова, тогда еще ленинградского студента, по завершению которой иллюстрации к роману «Идиот» были приобретены музеем Ф.М. Достоевского в Москве.
В 1982 году художник работал над иллюстрациями к произведению «Братья Карамазовы». Спустя 4 года, он завершил последнюю картину триптиха «Легенда о Великом Инквизиторе» – отдельной главы романа «Братья Карамазовы», повествующей о разговоре между главными героями – братьями Иваном и Алешей.
На левой части триптиха изображен разговор Инквизитора с Иисусом. «Голгофа» – название центральной части триптиха отсылает зрителей к обширной истории христианского мира. Измученный, одинокий, печальный Христос смиренно и покорно несет крест на холм, где и будет распят. Правая часть триптиха – «Ночь» представляет собой портрет Достоевского. Таким образом, художник вписывает писателя не только в произведение, но и во всю христианскую традицию. Глазунов выбирает более сложную форму для воплощения сути романа – не иллюстрацию, а живописное полотно, причем триптих, так как «речь идет о глубинной сопереживаемости Глазуновым произведений Достоевского» [5]. Акцент в этих картинах художник делает на глаза изображенных, в которых отражается гамма эмоций.
Следует отметить, что Илья Сергеевич – один из немногих художников, который проиллюстрировал полное собрание сочинений Ф.М. Достоевского.
В собрании Белгородского государственного художественного музея находятся портреты Федора Михайловича, а также графические серии к произведениям писателя. Среди авторов, обращавшихся к творчеству Достоевского, графики В.А. Фаворский, С.С. Косенков, А.Д. Гончаров, И.Т. Богдеско и скульпторы М.В. Переяславец и Ю.П. Хмелевской. Интересно то, что произведения трех мастеров печатной графики (Косенкова, Гончарова, Богдеско) объединяет участие с иллюстрациями литературного наследия Достоевского в Международной выставке искусства книги в 1971 году. Это старейшая (появилась в XVII веке) выставка-ярмарка проходит в Лейпциге – центре книжной торговли Германии. Работы всех трех художников были отмечены золотыми медалями.
В 2020 году собрание музея пополнилось 22 работами В.А. Фаворского из коллекции Международной конфедерации СХР. Художник работал в области печатной графики, сценографии, писал искусствоведческие труды, преподавал в нескольких учебных заведениях. Среди его учеников были такие известные художники, как Ю.И. Пименов, А.А. Дейнека, А.Г. Тышлер. Владимир Андреевич возродил классическую черноштриховую гравюру на дереве и создал отечественную школу книжной иллюстрации. Цельность была одной из руководящих идей в работе графика. Книга, в его понимании, должна становиться, благодаря художнику, стройной и строго организованной вещью.
В гравюре-портрете Достоевского 1929 года писатель предстает сосредоточенным, с напряженным взглядом. Федор Михайлович – «костлявый, худой человек стоит вытянувшись, как свеча, – творчество для него подвиг, служение, жертва» [8]. Обычно писатель работал по ночам. В портрете Фаворский символично показывает, что мысль писательская рождается как свет во тьме.
Белгородец Станислав Степанович Косенков был одним из почитателей творчества Достоевского. Он выполнил несколько портретов писателя, а также иллюстрировал его произведения – «Преступление и наказание», «Бедные люди», «Игрок», «Двойник». Об особой роли Федора Михайловича в жизни Косенкова на основе его дневниковых записей писали А.К. Косенкова, С.А. Минаков.
В портретах Станислав Степанович изображает Достоевского, погруженного в раздумья. Особенно выразителен портрет 1971 года, где сидящий за столом писатель, окружен множеством листов рукописи. Федор Михайлович положил руку на широкий лоб, его лицо и поза выражают творческое напряжение, образы будущих произведений витают вокруг.
Роман «Преступление и наказание» Достоевского Косенков начал иллюстрировать в 1969 году по заказу Центрально-Черноземного книжного издательства после окончания Харьковского художественно-промышленного института. Всего к произведению художник выполнил более 40 линогравюр. Первый опыт иллюстрирования, причем такого сложного писателя, как Достоевский, получил международное признание на выставках в Лейпциге (1971) и Брно (1976). Последующая работа над образами литературных героев Достоевского только утвердила выбор Станислава Степановича. Косенков приглашает в своеобразное путешествие по миру Достоевского: сложные образы Макара Девушкина и Варвары Алексеевны, Родиона Раскольникова и Сони Мармеладовой, Алексея Ивановича и Полины, Якова Голядкина и многих других персонажей художник переосмыслил, сделал их ближе и понятнее для вдумчивого читателя. Достоевский и Косенков были схожи в мировоззрении и мироощущении, хоть и жили в разные столетия.
Среди иллюстраторов Достоевского – ученик В.А. Фаворского – А.Д. Гончаров. Андрей Дмитриевич, также как и его наставник, был разносторонним художником: работал в области монументальной и станковой живописи, театрально-декорационного искусства, иллюстрировал и оформлял крупнейшие памятники мировой литературы.
Первое обращение к Достоевскому произошло в 1930-е годы, когда художник иллюстрировал роман-биографию «Рулетенбург» Л.П. Гроссмана. «Рулетенбургом» хотел назвать Федор Михайлович роман «Игрок», в котором достоверно изобразил самого себя, как азартного человека, охваченного страстью к рулетке. Гончаров в то время был преподавателем ленинградского ВХУТЕИНа. Иллюстрации художник выполнил в технике ксилографии, обращаясь к традициям оформления книги, заложенным Фаворским. Среди иллюстраций был также представлен портрет Достоевского на эшафоте. Художник изобразил писателя в роковой час своей биографии, разделивший жизнь на «до» и «после», ведь в последние минуты смертная казнь была заменена каторгой. Достоевский показан «в смело очерченном силуэте, с резкими черно-белыми контрастами, полными какого-то страдания и рока» [10, http]. Этот опыт Гончарова как иллюстратора был началом постижения творчества писателя.
В 1960 году художник оформлял спектакль «Братья Карамазовы» в МХАТ им. А.П. Чехова в постановке и режиссуре Б.Н. Ливанова, П.А. Маркова, В.П. Маркова. Почти полвека театрам запрещалось играть Достоевского. Новый спектакль вернулся в афишу после долгой борьбы. По воспоминаниям О. Фельдмана, «художник А.Д. Гончаров разработал образец психологической повествовательной декорации. Словно менялась наводка стекол объектива. Немногословные мизансцены строились крупно, твердость была их определяющей чертой. Строгое течение каждого эпизода инкрустировали один-два эффектные акцента, отнесенные, как правило, ближе к началу» [12,189].
В начале 70-х годов XX века Андрей Дмитриевич иллюстрирует рассказы, а также романы «Идиот» и «Братья Карамазовы» Ф.М. Достоевского. Это оказалось новое, современное прочтение классики. Гончаров для раскрытия образов персонажей выбирает метафору, отказавшись от прямых портретных характеристик (кроме портрета Екатерины Ивановны в «Братьях Карамазовых») и избегая кульминационно-драматических сцен. Гравюры к роману «Братья Карамазовы» передают общую трудную атмосферу времени, порождающую трагедию человеческой личности.
В собрании Белгородского художественного музея хранится 6 листов к последнему роману писателя: «Екатерина Ивановна», «Алеша», «Великий инквизитор», «Штабс-капитан Снегирев», «Последнее свидание со Смердяковым», «Федор Павлович Карамазов», а также гравюра к первому роману «Бедные люди». Эти иллюстрации выполнены уже зрелым художником, который свободно владел выразительными средствами графики – штрихом, линией, пятном, а также искусно представлял форму и пространство. Фигуру Алеши Карамазова художник выделил светящимся белым пятном на мрачном фоне провинциального города. Екатерина Ивановна, обиженная женихом – Митей Карамазовым, показана гордой и надменной. Множество мелких штрихов, пересекающихся в гравюре, демонстрируют душевные переживания героини, готовой либо погубить, либо спасти подсудимого Митю. Сцена разговора Ивана и Алеши в трактире смещена в гравюре в нижний угол композиции, в то время как в центральной части произведения над персонажами возвышается зловещая фигура великого инквизитора с поднятой вверх рукой. Крупным планом показан униженный и бедный штабс-капитан Снегирев. Художник акцентирует внимание на его выступающей бороде. Но большей глубины эмоционального выражения Гончаров достиг в гравюрах, изображающих Смердякова и Ивана, а также отца семейства – Федора Павловича Карамазова. Смердяков – побочный сын Карамазова безобразен, как внутри, так и снаружи. Он, подобно рептилии, наступает на сидящего перед ним Ивана. Федор Павлович также не вызывает симпатии читателя: сгорбленный старик расхаживает в темной комнате, дожидаясь встречи с возлюбленной. Зажженная свеча на переднем плане подчеркивает черную, возрастающую, страшную тень Карамазова, которая словно черный ворон захватывает и подавляет все пространство гравюры. Глава семейства олицетворяет само злодейство в чистом виде, прежде всего, по отношению к своим сыновьям. Важными составляющими в этих иллюстрациях Гончарова являются жесты, удачно дополнившие художественные образы героев.
Андрей Дмитриевич иллюстрировал также эпистолярный роман Достоевского «Бедные люди», принесший начинающему писателю признание и известность. Гравюра из собрания БГХМ приоткрывает скромный мир Макара Девушкина, бедного и смиренного мелкого чиновника, по-отечески оберегающего сироту Вареньку.
Работы Гончарова к романам и рассказам писателя были по достоинству оценены. Художник был награжден Государственной премией СССР за иллюстрации к произведениям Ф.М. Достоевского, А.Н. Островского, А.В. Сухово-Кобылина, к поэме В.В. Казина «Великий почин».
Обратимся к следующему иллюстратору Достоевского из собрания БГХМ И.Т. Богдеско. Творчество выпускника факультета книжной графики Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина Ильи Трофимовича было неразрывно связано с русской и мировой классической литературой. Наследие художника составляют произведения в области станковой графики, гравюры, живописи, монументального искусства, плаката. Богдеско проявил себя и как педагог, а также оставил интереснейшие воспоминания-рассуждения о своей жизни и творчестве. Большое внимание Илья Трофимович уделяет описанию книжного искусства – «художник должен в определенной мере и сам встать вровень с великими авторами, оказаться достойным их славы. Такая работа требует не только высочайшего профессионализма и редкостной фантазии (попробуй-ка в сотый раз изобразить известных всем персонажей, да так, чтобы оставить их узнаваемыми, при этом не повторив предшественников!), но и какой-то особой силы духа, возвышающей над сиюминутным и дающей почувствовать «дрожание вечности» на кончике кисти» [1].
В 1971 году Богдеско приступил к работе над романом «Преступление и наказание» и выполнил три иллюстрации. Эти линогравюры представляют собой ключевые образы романа – Раскольникова, старуху-процентщицу и Соню Мармеладову. Родиона он показал высоким молодым человеком в длинном плаще, спиной повернутым к зрителю, держащим руки в карманах. Старуха изображена в профиль, сгорбленной, с длинными костлявыми пальцами. А вот Соня, стыдливо опустившая голову, представлена в фас. Ее наряд, «разукрашен по-уличному, под вкус и правила, сложившиеся в своём особом мире, с ярко и позорно выдающеюся целью», – как написано в первоисточнике [3]. Художник освещает только «внутреннее состояние…, их настроение, отказываясь от подробной обрисовки среды» [6]. Основательно углубляясь в суть трагического мира Достоевского, мастер отягощает атмосферу «ритмом линий в сложных пересечениях и изломах и насыщенными плоскостями глубокого черного, кристаллическими пятнами сжимающего героев» [6, 12]. К сожалению, иллюстрации к роману «Преступление и наказание» так и не получили продолжения в качестве комплексного цикла книжной графики. Однако, спустя два десятилетия художник вновь обращается к миру писателя, преобразовав ранее исполненные образы иной техникой – резцовой гравюрой. Плоскостное видение было заменено на острое, нервное, частое движение резца. Илья Трофимович обогатил изображения образом Петербурга.
Портреты Достоевского создавали не только живописцы и графики, но и скульпторы. Самый первый памятник писателю был установлен в Москве на Цветном бульваре в 1918 году в рамках Ленинского плана монументальной пропаганды. Он представлял собой гранитную статую, выполненную скульптором-монументалистом С.Д. Меркуровым. В 1936 году памятник был перенесен к зданию Мариинской больницы, где, как известно, будущий мыслитель родился и жил до 16 лет. В здании северного флигеля бывшей больницы в настоящее время расположена музей-квартира Достоевского – один из первых литературных музеев Москвы и первый в мире музей, посвященный биографии и творчеству писателя. Статуя и постамент выполнены из шведского гранита. Писатель изображен во весь рост. О скульптуре сложились разные мнения в обществе. Поэт С.М. Городецкий писал: «Все линии статуи Достоевского бегут изнутри. Впечатление искания вечного беспокойства, мучительной тревоги дают эти линии. Нервные руки соединены на груди. Голова тянется куда-то в сторону, словно великий прозорливец вглядывается в последние бездны человеческого духа» [11, 191].
Памятники и бюсты Достоевского расположены и в других городах России, с которыми были связаны его жизнь и творчество – Санкт-Петербург, Омск, Старая Русса, Новокузнецк, а также в Германии, Франции, Эстонии. Интересно, что в открытии памятника писателю в Дрездене в 2006 году приняли участие президент России В.В. Путин и канцлер ФРГ А. Меркель, подчеркнув значение нового монумента в укреплении культурных связей между странами.
Собранию БГХМ принадлежат рельеф Ю.П. Хмелевского «Белые ночи Достоевского» (2005 г.) и круглая камерная скульптура М.В. Переяславца «Федор Михайлович Достоевский» (2007 г.).
Следующий автор, приоткрывающий мир писателя, Юрий Павлович Хмелевской. Скульптор работает в различных жанрах и материалах, включая монументальную пластику и камерную миниатюру из кости. Большинство его произведений последних лет посвящены историческим и религиозным деятелям, а также писателям и художникам.
Выразительно и лаконично автор представил русского интеллигента Федора Михайловича в своем произведении. В названии скульптуры Хмелевской подчеркнул не только явление, характерное для Петербурга. «Белые ночи» – название повести Достоевского, написанной незадолго до ареста за деятельность в кружке петрашевцев. Главный герой произведения – мечтатель, влюбленный в девушку Настеньку. Его прототипом стал сам писатель. Достоевский продолжает развивать тему «маленького человека», показывая романтику и одиночество в Петербурге, неустроенность и несбывшиеся надежды современников. Той самой белой ночью Федор Михайлович неустанно трудится до раннего утра над образами своих героев. Именно ночью происходят важные события в произведениях автора, играющие ключевую роль в повествовании.
Композиция рельефа состоит из трех частей. На левой – фрагмент стола, над ним – икона Спаса Вседержителя. Тем самым художник показал, что вера – важная часть жизни писателя. В тяжелые минуты жизни Достоевский обращался к Библии. Иконой Спас Вседержитель мать писателя перед смертью благословила детей. В правой части композиции над Достоевским изображен летящий ангел, протягивающий руки и оберегающий мыслителя. В центре и правой части композиции художник расположил поколенное изображение писателя. Скульптор показал силуэт мыслителя на белом фоне. В облике Федора Михайловича Хмелевской сделал акценты на покорно сложенных руках, высоком лбе, длинной бороде, мешковатом пиджаке.
Завершает обзор произведений, посвященных Достоевскому в собрании БГХМ, скульптура, М.В.Переяславца – художника известной творческой династии. Михаил Владимирович работал в области монументальной скульптуры. Среди известных произведений автора – масштабные композиции, посвящённые героям Первой мировой и Великой Отечественной войн, памятники воинам-десантникам и другим событиям и персоналиям (В.И. Суриков, А.С. Пушкин, П.П. Ершов, А.В. Вампилов).
Памятник Достоевскому Михаила Переяславца был открыт в Тобольске в 2010 году, где писатель в 1850 году провел 10 дней в пересыльной тюрьме по дороге на каторгу в Омск. Модель памятника находится в коллекции БГХМ. Скульптор изобразил писателя, сидящего на лавке, на краю которой расположены кандалы и раскрытая книга. Скульптор в интервью рассказывал: «Когда я работал над памятником, мне виделась фигура человека уставшего, пострадавшего, на увесистой скамье. Он устал от раздумий и физического труда» [9]. Художник дополнил образ символическими деталями. Кандалы –знак каторги. Книга – Священное Писание, помогающее грешникам переродиться, подняться к вершинам человеческого духа (вспомните Евангелие, принесенное Соней в камеру Раскольникова).
Постижение личности и творчества Достоевского и создание художественных образов продолжается и в XXI веке. Художники, используя различные средства выразительности, во многом помогают читателям и зрителям точнее понять масштабный, сложный мир писателя и его литературных героев. Но, возможно, эта загадка человеческой личности так и не будет разгадана, ведь как писал Федор Михайлович Достоевский в письме своему брату Михаилу – «человек есть тайна» [4, 21].
Литература
научный сотрудник
отдела культурно-образовательной деятельности
Марина Мыгаль
В статье использованы фотоматериалы: tretyakovgallery.ru, glazunov-gallery.ru, glazunov.ru, fedordostoevsky.ru, www.a-goncharov.ru, dostoevskiyfm.ru, rah.ru.