Два плана мира Анатолия Федоренко (16+)
Для культурной жизни Белгородчины 2021 год выдался «урожайным» по количеству юбилеев известных деятелей культуры и искусства региона.
Один из юбиляров – замечательный белгородский художник, член Союза художников России Анатолий Федоренко, отметивший в этом году свое 75-летие. За плечами мастера большой, насыщенный яркими событиями многотрудный творческий путь.
Анатолий Иванович родился 18 августа 1946 года в селе Снежки Сумской области, но после окончания в 1975 году Харьковского художественно-промышленного института, в 1976 году переехал в Белгород, и с этого времени его жизнь прочно связана с белгородской землей.
Творчество Анатолия Федоренко широко и многопланово: графика, станковая живопись, художественное проектирование. Он является одним из авторов художественных проектов многих музейных экспозиций в городе и области, в том числе музеев аграрного и технологического университетов, университета кооперации, экономики и права, а также Белгородского медицинского колледжа, гимназии № 1 в Новом Осколе. Он автор проектов оформления интерьеров Белгородского театра кукол, школ и дворцов культуры населенных пунктов Чернянского и Новооскольского районов, интерьеров в санатории «Красиво». Помимо творческой и общественной деятельности в правлении Белгородского регионального отделения Союза художников РФ, Анатолий Иванович на протяжении многих лет был доцентом кафедры живописи и рисунка факультета дизайна и технологий Белгородского государственного института искусств и культуры, стоял у истоков основания этой одной из самых важных кафедр факультета, возглавлял ее, развивал академические дисциплины, принимал на работу своих выпускников, передавая молодёжи эстафету честного и высокопрофессионального служения искусству.
Но при всей многогранности творческого приложения своего таланта в жизни мастера главной любовью была и остается живопись.
Анатолий Федоренко принадлежит к редкому сегодня типу художников, работающих на той тонкой грани взаимопроникновения жизни и творчества, где всегда сложно отличить процесс от результата. Его искусство обладает той силой, что дана лишь немногим, тем кто способен идти своим личным путем.
Наследник крепкой харьковской художественной школы, он еще в середине 1970-х годов освоил едва ли не всю палитру графических и живописных техник и направлений. «Переболел» не одной творческой биографией мирового искусства – от Шишкина и Васнецова, художников Возрождения, Сезанна и Модильяни, до авангарда 1920-х годов до увлечения искусством «шестидесятников» советского искусства ХХ века.
Формирование и становление художника происходило в 1970-1980-е годы, и своим неприятием покоя он близок настроениям молодых художников того поколения. Как и они, он остро чувствовал разлад, трагическое расторжение связей, иллюзорность и непрочность нашей жизни, но искал свой путь. Из опыта потерь и обретений, из широкого арсенала выразительных средств – выбрал необходимое. Его произведениям свойственны монументальность и обобщенность формы – влияние сурового стиля, а также до некоторой степени искажения, гиперболы, экспрессионизм, нарочитая театральность 1970-1980-х. Но при всем этом главные его средства выразительности – средства самой живописи – цвет, тон, вся композиционная структура пространства. Драматизм и напряжение, характерные для его работ, рождаются в столкновении света и тени, в контрастах темного и светлого тонов, в преодолении статичности. Федоренко часто берет формат, приближенный к квадрату или просто квадрат, – высшую степень уравновешенности и гармонии – и взрывает, разрушает его, испытывает резкими диагональными ритмами, контрастными сочетаниями сдержанных черных, охристых, серых цветов с оттенками красных и синих.
Начинавший в графике, много и плодотворно работающий в художественном проектировании, в тех видах изобразительной деятельности, где аналитичность процесса в поиске единственно возможной формы – непреложное качество в работе, в живописи он отличается непредсказуемостью душевных движений, трепетным дыханием… При этом конструктивность, четкая рациональность пространственной организации – постоянные величины изобразительного мира художника.
Как художник большой образной силы, Анатолий Федоренко неровен, многозначен и даже парадоксален.
Изначально в сути его искусства заложена драматургия бытового и бытийного, экзистенциального пространства. При кажущейся случайности разрабатываемых сюжетов, некой спонтанности их выбора (условно их можно разделить на четыре основные тематические схемы: природа, предметный мир, обнаженная «натура», библейские сцены), все они глубоко взаимосвязаны целостностью объекта и субъекта, существующих в пограничных ситуациях. Например, серия обнаженной женской «натуры» (кавычки в данном контексте неслучайны), созданная автором в 2000-е («Боль», «Дождь», «Царевна-лебедь», «Утро», «У зеркала», «Свеча» и др.). Женщины в этих полотнах тонкие и изящные, иногда по-детски нескладные, или основательно крупные с плавными мягкими формами, они, то естественные, неторопливые, часто созерцательно-задумчивые, то отчаянные, в полном смятении, неуверенные и уязвимые. Мы не видим их лиц, глаза их закрыты. Тела почти монохромны: то мраморно холодные, то солнечно «жаркие». Но в них нет ничего эротического, а лишь острый драматизм, сильное напряжение и какая-то совсем не утихающая тревога. Контраст больших пластических масс со стремительным бегом мелких ломаных складок обильных драпировок только усиливает напряжение. При всей ясности и красоте формы обнаженного тела, понимаешь, что женщины Федоренко, это скорее некий пластический образ эмоциональной и креативной энергии самого автора, его глубоко трагического, порой безнадежного мировидения. Мало кто чувствует гибельность слабого и прекрасного, печаль бытия также как он. Однако подобное восприятие не исключает, а порой заостряет и видение обратной стороны печали.
Эта отражательная оборотность мира, двузначность всего видимого в нем, ярко ощущается и в пейзажах Федоренко, в столкновении развернутых в неохватную ширину спокойных ритмов просторов земли и тревожного неба. При разнообразии природных ландшафтов и самих атрибутов окружающей природы – овраги, холмы, травы и кустарники, деревья, реки и тихие заводи – сюжетный мотив высокого неба настойчиво повторяется автором из произведения в произведение, став ведущим повествовательным элементом многих пейзажных композиций («Осень», «Святая Русь», «Хотмыжск» и др.). Небо у Федоренко – это те же ландшафты, только в них горы, блестящие глади рек, невообразимая глубина озер и морей образованы плотными массами облаков, пирамидами небесных вихрей. Глядя на его пейзажи, как-то по-новому начинаешь смотреть на привычные земные стихии. Легкие небесные облака вдруг неожиданно сгущаются и закручиваются в какое-то безудержное вертикальное движение ввысь. От этого ощущения двинувшихся гигантских масс небесной тверди возникает беспокойное чувство неопределенности и тревоги.
В зримой жизни двух стихий в едином живописном пространстве мысль о двух планах мира, о здешнем и потустороннем, об их зеркальном взаимоотражении, приобретает особенно напряженный символический характер в живописи Анатолия Федоренко.
В жанровых работах 2000-х гг. (хотя их и трудно отнести к определенному жанру) художник идет еще дальше. Так, например, в работе «SOS!!!» некое действо разворачивается на фоне дневного пейзажа, помещенного в картине, как продолжение того же пейзажного мотива, той же самой местности, но в вечерние часы. На наших глазах происходит отражение временной категории в категории пространственной. Вероятно, в этой предполагаемой двойственности всех объектов живописец видит настоящую метафизику реальности, ищет в ней изначальную сущность бытия?
В своем творчестве художник обращается к самым разным темам, как проблемам современности, так и вечным вопросам из истории человечества, неоднократно поднимаемым в мировом искусстве: «Несение креста», «Оплакивание», «Апокалипсис». Федоренко переосмысливает их, стремясь найти и глубинный смысл, и его неповторимое живописное, сугубо авторское пластическое воплощение. В творческом арсенале мастера жанровый спектр весьма разнообразен: пейзаж, натюрморт, ню, сюжетные композиции, но вы никогда не найдете в нем образов современников, он не пишет их портретов, только автопортреты и их не мало. Как говорит сам Анатолий Иванович: «Мои автопортреты – это попытка войти внутрь себя. Для меня сложна психология другого человека, я хочу понять свою психологию». В этом стремлении постичь себя для художника, возможно, есть еще одна попытка найти ответы на мучающие его вопросы.
Белгородский художественный музей приурочил к 75-летниму юбилею Анатолия Федоренко небольшую, но емкую выставку из своих фондов «Одинокий свет в темноте».
На экспозиции представлены разномасштабные полотна, созданные в разных жанрах с конца 1980-х по 2015-го год, среди которых «Яблоки», «Прорубь», «Три грации», «Автопортрет», «Одиночество», «Серебряный век», «Пробуждение», «Камень и боль», «Терновник» и другие. Это лишь незначительная часть работ из обширного творческого багажа художника, но, тем не менее, ярко отражающих и многообразие тем, волнующих автора, и его своеобразную живописно-пластическую манеру, с присущей ей экспрессивностью и монументальностью композиций, намеренной ломанностью линий в рисунке, темными сложными колоритами, особым эмоциональным напряжением, многозначностью образов и смыслов.
Одна из картин-автопортретов Анатолия Федоренко – «Одинокий свет в темноте» посвященная его другу, художнику Станиславу Косенкову, написана 10 лет назад. Полотно со сложным смысловым и композиционным решением, динамичной игрой света и тени, экспрессивно транслирует ту же мысль о двух планах мира – о здешнем и потустороннем. Но сегодня в непростой период жизни самого автора эта мысль приобретает и глубоко личный характер. Работа была удостоена диплома III степени на выставке-конкурсе I Открытого Белгородского фестиваля изобразительных искусств памяти заслуженного художника России С.С. Косенкова в 2011 году и определила название юбилейной выставки.
Белгородский художественный музей поздравляет Анатолия Ивановича с юбилеем, желает здоровья, творческих успехов и новых работ!
Галина Половина, заведующий сектором живописи, скульптуры, ДПИ
отдела хранения и экспозиционно-выставочной работы Белгородского государственного художественного музея,
член Союза художников России и Общероссийской общественной организации «Ассоциация искусствоведов»
В статье использованы фотоматериалы: БГХМ