Георгий Ряжский. Путь к своей музе.
Отечественное изобразительное искусство первой половины XX века – время расцвета батальной и формирования сюжетно-тематической картины, также в этот период большое распространение получают натюрморты, и жанр портрета. Большой вклад в развитие портрета внес один из ярких представителей соцреализма Георгий Георгиевич Ряжский, которому 12 февраля 2020 года исполнилось бы 125 лет. Он вошел в историю советского искусства не только как автор портретных композиций «Делегатка», «Председательница», «Рабфаковка», «Печатница» и других, но и как основоположник портретов-типов представителей рабочего класса. Ряжского с уверенностью можно назвать одним из ведущих художников своей эпохи. Через созданные им образы, мы видим историю страны, изменение роли женщины в обществе, ее внутреннего мира и даже внешности.
Путь художника был непростым. Георгий Ряжский стал участником и свидетелем тяжелых событий, с которыми столкнулась страна, и оказавших влияние на людей и на искусство. Оно уже не могло оставаться прежним после того, как общество прошло через страшную Первую мировую войну, две революции, кровопролитную и жестокую Гражданскую войну. Авангард в искусстве стал способом отражения катастроф XX века, поиском нового изобразительного языка. После всех лишений мир стал другим, и Георгий Ряжский пытался изобразить его через призму нового направления в искусстве (авангарда). Творческий путь художника – это время экспериментов, надежд и разочарований, поисков своего стиля, своего направления, своего вдохновения и своей музы.
Георгий Ряжский родился в 1895 году в селе Игнатьево Московской губернии, в обычной крестьянской семье. Первое художественное образование он получил в Москве на курсах, находившихся на Пречистенке, где обучали в основном рабочий класс. Среди творческой интеллигенции эти курсы называли народной Академией художеств, позволяющей людям из простых семей приобщиться к искусству и связать свою жизнь с творчеством. Первым учителем Георгия Ряжского стал Николай Комаровский – не очень известный художник, но прекрасный педагог. После 1910 года наставником Ряжского стал Михаил Леблан, который набирался опыта у таких известных мастеров как Валентин Серов, Константин Коровин и Анри Матисс.
С началом кровавых событий первой мировой войны Георгий Ряжский был призван на фронт, где сражался с врагом на поле боя рядовым солдатом. По окончанию службы в армии ему предстояло столкнуться с новыми потрясениями. Страна стояла в преддверии революции.
После переломных событий 1917 года он обучался у Анны Голубкиной, в будущем гениального скульптора, через год попал в ученики к самому Казимиру Малевичу во ВХУТЕМАСе, а затем снова отправился на фронт уже гражданской войны в политотдел армии Фрунзе. Именно в этих боевых условиях Ряжский продолжал развиваться как художник на стороне революционеров, работая в частях Красной Армии, создавая агитационные плакаты.
В 1920 году судьба сводит Георгия Ряжского с Самуилом Адливанкиным – учеником Владимира Татлина (одного из крупнейших представителей русского авангарда, родоначальника конструктивизма). После он знакомится с молодыми авторами Александром Глускером и Михаилом Перуцким. Все они, еще достаточно молодые художники, являлись авангардистами, как и их учителя, оказавшие влияние на юные умы и сердца. Вместе создавали абстрактные конструкции для советских праздников, приуроченных к третьей годовщине установления советской власти. Но вера в силу авангарда была нарушена, когда им поступил заказ сделать тематические росписи о революции 1905 года и Парижской Коммуне. Они осознали, что абстракция не может передать всех тем и сюжетов, в тот момент и зародилась идея о «Новом Обществе Живописцев» – «НОЖе», инициаторами создания которого выступили Георгий Ряжский и Самуил Адливанкин. К сожалению, первая и последняя выставка этой организации была принята обществом не вполне позитивно и скорее имела негативную реакцию, несмотря на то, что покровителем «НОЖа» был Анатолий Васильевич Луначарский – народный комиссар просвещения. Возможно, именно эта неудача заставила Ряжского навсегда расстаться с авангардом и в 1923 году он вступает в Ассоциацию художников революционной России (АХРР).
Основателями создания АХРР стали реалисты старшего поколения Сергей Малютин, Петр Шухмин и другие, позже в Ассоциацию вошли художники среднего и младшего поколения, среди которых был Георгий Ряжский. АХРР являлась последовательницей и продолжательницей традиций передвижничества, но главной задачей художники считали развитие и пополнение тем и жанров реалистического искусства, вдохновляемого идеями революции. И основным методом достижения этой цели послужило обращение к современности тех лет, к жизни рабочего класса, крестьян и самое главное – к их труду. Художники посещали фабрики, заводы, деревни, знакомились с работой советского народа, собирали нужный материал в больших городах и на окраине страны. Главный лозунг АХРР «Искусство – в массы!» говорил о том, что произведения должны быть понятны простому народу, соответствовать его интересам, показывать ему героев страны, обычных людей труда как он сам. Таких героинь, рожденных постреволюционной эпохой, изображает Георгий Ряжский в своих полотнах, они являются воплощением новизны в жизни, в советском человеке, и в частности, в женщине. Его «Делегатка» (холст, масло, 99х61, 1927 г., Государственная Третьяковская галерея) и «Председательница» (холст, масло, 109х73, 1928 г., Государственный Русский музей) яркие представительницы новой советской реальности. В их образах Ряжский подчеркивает волевой твердый характер, страсть людей, отдающих себя до остатка общественному делу. Работа «Делегатка» представляет собой женщину – активистку 20–х годов с открытой натурой и горячим отношением к порученному ей делу. Цветовая гамма светлых оттенков с вкраплениями синего и красного, удачный ракурс чуть приподнятой головы и заложенных за спину рук придают героине уверенности и чувство внутреннего достоинства.
В полотне «Председательница» общественная характеристика модели близка к «Делегатке», но решена иначе. На нас смотрит представительница прекрасного пола, изображенная в момент обращения к публике во время собрания, что сразу же тонкой нитью устанавливает контакт между ней и зрителем. А благодаря акцентам, которые делает автор на характерном движении героини, выражении ее лица, целеустремленности взгляда, женщина на картине воспринимается незаурядным человеком, обладающим талантом организатора. Не менее важную роль в этой работе играет колорит, который строится на теплой розовато-коричневой гамме и усиливает впечатление страстной натуры.
Искусство предреволюционной эпохи славилось различными женскими образами: обаятельными, скромными, целеустремленными. Новаторство Ряжского состояло в том, что именно он сумел с невероятной убедительностью и силой показать совершенно другой тип женщины, своей современницы способной к общественной и государственной деятельности, ставшей вровень с мужчиной. Художник стремился в своих работах рассказать зрителю о новых явлениях, которые появились в образе жизни советских людей и их сознании. Его портреты «Рабфаковка» (холст, масло, 53х44, 1927 г., Государственный Русский музей), «Печатница» (холст, масло, 47,2х38,5, 1925 – 1928 гг., Нижнетагильский музей изобразительных искусств), этюд «После трудового дня» (холст, масло, 65,5х49, 20 в., Белгородский государственный художественный музей) передают дух эпохи, выявляя типичные черты героини нового общества.
В собрании БГХМ представлен мужской образ, созданный Г. Ряжским в «Портрете Шигаева» (холст, масло, 60х50, 20 в., Белгородский государственный художественный музей). О работе достаточно мало сведений, но по предположениям искусствоведа Аллы Селютиной (ученого секретаря БГХМ), основанным на аналитическом сопоставлении работ автора, музейный портрет может являться одним из подготовительных этюдов к картине «Перед сменой. Бригада Стаханова» (холст, масло, 149х184,5, 1937 г., Екатеринбургский музей изобразительных искусств), написанной им в 1937 году к выставке «Индустрия соцреализма». Возможно, что именно этот персонаж является одним из реальных представителей бригады Стаханова.
Значительное место в творчестве художника занимают его многочисленные автопортреты, созданные в разные годы, демонстрирующие волевого, сдержанного, умного человека, психологически тонко и честно раскрывающие его внутренний мир.
Многие художники обращались к женской теме в портрете, но Георгий Ряжский один из первых создал тот неповторимый образ активной, деятельной советской девушки, ставшей иконой стиля своей эпохи.
Младший научный сотрудник, сектора межмузейных и выставочных проектов отдела хранения и экспозиционно-выставочной работы Евгения Терентьева.