Размер шрифта: A A A
Цветовая схема: # # #
Изображения: Вкл. Выкл.
Выберите шрифт: Arial Times New Roman
Интервал между буквами (Кернинг): Стандартный Средний Большой
Интервал между строками: Стандартный Средний Большой
80-я годовщина Победы в Великой Отечественной войне
19 марта - 14 апреля
«Изведанное»
Выставка Андрея Полушкина – молодого белгородского живописца и художника-реставратора, участника Белгородского сообщества художников «Гать»
Подробнее
20 марта
«Графика первой половины
20 века. Из собрания БГХМ. Избранное»
Лекция из цикла «Музейные истории»

Вход свободный
Подробнее
13 марта - 21 апреля
«Люди в истории и искусстве»
Персональная выставка Дмитрия Горина, приуроченная к 75-летнему юбилею скульптора

Участник культурной программы для молодежи «Пушкинская карта»
Подробнее
27 февраля - 6 апреля
«Наша Россия»
Выставка известных московских художников Василия Кураксы и Натальи Антохиной-Куракса

Участник культурной программы для молодежи «Пушкинская карта»
Подробнее
6 марта - 18 апреля
«Отражение»
Персональная выставка А.А. Галюзина, к 80-летию со дня рождения художника

Участник культурной программы для молодежи «Пушкинская карта»
Подробнее
6 февраля - 16 июля
«Разговор по душам»
Выставка графики и скульптуры из фондов БГХМ

Участник культурной программы для молодежи «Пушкинская карта»
Подробнее
Постоянная экспозиция
«Отечественное
искусство XX-XXI вв.»
Участник культурной программы для молодежи «Пушкинская карта»

Зал №1, 2 второй этаж
Подробнее
7 февраля - 2 апреля
«Достоевский сквозь время»
Выставка графики С.С. Косенкова

Музей-мастерская заслуженного художника РФ С.С. Косенкова

Участник культурной программы для молодежи «Пушкинская карта»
Подробнее
Пушкинская карта
Культурный проект для молодежи
Подробнее
Уважаемые посетители!
Нам важно Ваше мнение! Оцените работу нашей организации.
Для этого используйте QR-код или перейдите по ссылке.
Подробнее
Меры поддержки участников специальной военной операции
Подробнее
Художественный салон открыт для посетителей
Режим работы:
Ежедневно с 10:00 до 19:00
Перерыв с 14:00 до 15:00

Вторник выходной
Подробнее
Школа керамики в БГХМ
Участник культурной программы для молодежи «Пушкинская карта»
Подробнее
Вам у нас понравилось? Расскажите нам!
Чтобы оценить условия предоставления услуг используйте QR-код или перейдите по ссылке ниже.
Подробнее
Главная » О музее » Наука и публикации » Искусствоведы рассказывают » Георгий Ряжский. Путь к своей музе.

Георгий Ряжский. Путь к своей музе.

Отечественное изобразительное искусство первой половины XX века – время расцвета батальной и формирования сюжетно-тематической картины, также в этот период большое распространение получают натюрморты, и жанр портрета. Большой вклад в развитие портрета внес один из ярких представителей соцреализма Георгий Георгиевич Ряжский, которому 12 февраля 2020 года исполнилось бы 125 лет. Он вошел в историю советского искусства не только как автор портретных композиций «Делегатка», «Председательница», «Рабфаковка», «Печатница» и других, но и как основоположник портретов-типов представителей рабочего класса. Ряжского с уверенностью можно назвать одним из ведущих художников своей эпохи. Через созданные им образы, мы видим историю страны, изменение роли женщины в обществе, ее внутреннего мира и даже внешности.

Путь художника был непростым. Георгий Ряжский стал участником и свидетелем тяжелых событий, с которыми столкнулась страна, и оказавших влияние на людей и на искусство. Оно уже не могло оставаться прежним после того, как общество прошло через страшную Первую мировую войну, две революции, кровопролитную и жестокую Гражданскую войну. Авангард в искусстве стал способом отражения катастроф XX века, поиском нового изобразительного языка. После всех лишений мир стал другим, и Георгий Ряжский пытался изобразить его через призму нового направления в искусстве (авангарда). Творческий путь художника – это время экспериментов, надежд и разочарований, поисков своего стиля, своего направления, своего вдохновения и своей музы.

Георгий Ряжский родился в 1895 году в селе Игнатьево Московской губернии, в обычной крестьянской семье. Первое художественное образование он получил в Москве на курсах, находившихся на Пречистенке, где обучали в основном рабочий класс. Среди творческой интеллигенции эти курсы называли народной Академией художеств, позволяющей людям из простых семей приобщиться к искусству и связать свою жизнь с творчеством. Первым учителем Георгия Ряжского стал Николай Комаровский – не очень известный художник, но прекрасный педагог. После 1910 года наставником Ряжского стал Михаил Леблан, который набирался опыта у таких известных мастеров как Валентин Серов, Константин Коровин и Анри Матисс.

С началом кровавых событий первой мировой войны Георгий Ряжский был призван на фронт, где сражался с врагом на поле боя рядовым солдатом. По окончанию службы в армии ему предстояло столкнуться с новыми потрясениями. Страна стояла в преддверии революции.

После переломных событий 1917 года он обучался у Анны Голубкиной, в будущем гениального скульптора, через год попал в ученики к самому Казимиру Малевичу во ВХУТЕМАСе, а затем снова отправился на фронт уже гражданской войны в политотдел армии Фрунзе. Именно в этих боевых условиях Ряжский продолжал развиваться как художник на стороне революционеров, работая в частях Красной Армии, создавая агитационные плакаты.

В 1920 году судьба сводит Георгия Ряжского с Самуилом Адливанкиным – учеником Владимира Татлина (одного из крупнейших представителей русского авангарда, родоначальника конструктивизма). После он знакомится с молодыми авторами Александром Глускером и Михаилом Перуцким. Все они, еще достаточно молодые художники, являлись авангардистами, как и их учителя, оказавшие влияние на юные умы и сердца. Вместе создавали абстрактные конструкции для советских праздников, приуроченных к третьей годовщине установления советской власти. Но вера в силу авангарда была нарушена, когда им поступил заказ сделать тематические росписи о революции 1905 года и Парижской Коммуне. Они осознали, что абстракция не может передать всех тем и сюжетов, в тот момент и зародилась идея о «Новом Обществе Живописцев» – «НОЖе», инициаторами создания которого выступили Георгий Ряжский и Самуил Адливанкин. К сожалению, первая и последняя выставка этой организации была принята обществом не вполне позитивно и скорее имела негативную реакцию, несмотря на то, что покровителем «НОЖа» был Анатолий Васильевич Луначарский – народный комиссар просвещения. Возможно, именно эта неудача заставила Ряжского навсегда расстаться с авангардом и в 1923 году он вступает в Ассоциацию художников революционной России (АХРР).

Основателями создания АХРР стали реалисты старшего поколения Сергей Малютин, Петр Шухмин и другие, позже в Ассоциацию вошли художники среднего и младшего поколения, среди которых был Георгий Ряжский. АХРР являлась последовательницей и продолжательницей традиций передвижничества, но главной задачей художники считали развитие и пополнение тем и жанров реалистического искусства, вдохновляемого идеями революции. И основным методом достижения этой цели послужило обращение к современности тех лет, к жизни рабочего класса, крестьян и самое главное – к их труду. Художники посещали фабрики, заводы, деревни, знакомились с работой советского народа, собирали нужный материал в больших городах и на окраине страны. Главный лозунг АХРР «Искусство – в массы!» говорил о том, что произведения должны быть понятны простому народу, соответствовать его интересам, показывать ему героев страны, обычных людей труда как он сам. Таких героинь, рожденных постреволюционной эпохой, изображает Георгий Ряжский в своих полотнах, они являются воплощением новизны в жизни, в советском человеке, и в частности, в женщине. Его «Делегатка» (холст, масло, 99х61, 1927 г., Государственная Третьяковская галерея) и «Председательница» (холст, масло, 109х73, 1928 г., Государственный Русский музей) яркие представительницы новой советской реальности. В их образах Ряжский подчеркивает волевой твердый характер, страсть людей, отдающих себя до остатка общественному делу. Работа «Делегатка» представляет собой женщину – активистку 20–х годов с открытой натурой и горячим отношением к порученному ей делу. Цветовая гамма светлых оттенков с вкраплениями синего и красного, удачный ракурс чуть приподнятой головы и заложенных за спину рук придают героине уверенности и чувство внутреннего достоинства.

В полотне «Председательница» общественная характеристика модели близка к «Делегатке», но решена иначе. На нас смотрит представительница прекрасного пола, изображенная в момент обращения к публике во время собрания, что сразу же тонкой нитью устанавливает контакт между ней и зрителем. А благодаря акцентам, которые делает автор на характерном движении героини, выражении ее лица, целеустремленности взгляда, женщина на картине воспринимается незаурядным человеком, обладающим талантом организатора. Не менее важную роль в этой работе играет колорит, который строится на теплой розовато-коричневой гамме и усиливает впечатление страстной натуры.

Искусство предреволюционной эпохи славилось различными женскими образами: обаятельными, скромными, целеустремленными. Новаторство Ряжского состояло в том, что именно он сумел с невероятной убедительностью и силой показать совершенно другой тип женщины, своей современницы способной к общественной и государственной деятельности, ставшей вровень с мужчиной. Художник стремился в своих работах рассказать зрителю о новых явлениях, которые появились в образе жизни советских людей и их сознании. Его портреты «Рабфаковка» (холст, масло, 53х44, 1927 г., Государственный Русский музей), «Печатница» (холст, масло, 47,2х38,5, 1925 – 1928 гг., Нижнетагильский музей изобразительных искусств), этюд «После трудового дня» (холст, масло, 65,5х49, 20 в., Белгородский государственный художественный музей) передают дух эпохи, выявляя типичные черты героини нового общества.

В собрании БГХМ представлен мужской образ, созданный Г. Ряжским в «Портрете Шигаева» (холст, масло, 60х50, 20 в., Белгородский государственный художественный музей). О работе достаточно мало сведений, но по предположениям искусствоведа Аллы Селютиной (ученого секретаря БГХМ), основанным на аналитическом сопоставлении работ автора, музейный портрет может являться одним из подготовительных этюдов к картине «Перед сменой. Бригада Стаханова» (холст, масло, 149х184,5, 1937 г., Екатеринбургский музей изобразительных искусств), написанной им в 1937 году к выставке «Индустрия соцреализма». Возможно, что именно этот персонаж является одним из реальных представителей бригады Стаханова.

Значительное место в творчестве художника занимают его многочисленные автопортреты, созданные в разные годы, демонстрирующие волевого, сдержанного, умного человека, психологически тонко и честно раскрывающие его внутренний мир.

Многие художники обращались к женской теме в портрете, но Георгий Ряжский один из первых создал тот неповторимый образ активной, деятельной советской девушки, ставшей иконой стиля своей эпохи.

 

Младший научный сотрудник, сектора межмузейных и выставочных проектов отдела хранения и экспозиционно-выставочной работы Евгения Терентьева.

 

 

×
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!