Глину не мять – горшков не видать
Белгородский художественный музей – гостеприимное, вдохновляющее и привлекательное для разных возрастных групп публичное пространство, где применяются не только классические, но и инновационные формы культурно-просветительской деятельности. Музей имеет большой опыт творческого взаимодействия с посетителями: разработаны музейные игры, проводятся различные мастер-классы, работает полюбившаяся многим маленьким белгородцам музейная творческая мастерская, где ребята знакомятся с разнообразными художественными техниками и материалами. Большой популярностью у посетителей музея пользуются субботние занятия в «Школе керамики», которая действует в учреждении больше года благодаря реализации проекта «В русле традиций и новаторства: создание школы керамики на базе Белгородского государственного художественного музея», поддержанного Фондом президентских грантов. Проект был инициирован авторским коллективом, в который вошли: творческий союз «Гильдия мастеров», ГБОУ «Белгородская коррекционная общеобразовательная школа-интернат №23», ведущие мастера-керамисты Белгородской области.В течение пяти месяцев для семейной аудитории для детей с ограниченными возможностями здоровья проводились еженедельные занятия на базе музея, на которых посетители знакомились с историей зарождения гончарного дела, основными принципами работы с глиной. Под руководством председателя творческого союза «Гильдия мастеров» Максима Баранова и народных мастеров России и Белгородской области Ирины Семихиной и Елены Абрамовой участники занятий обучались основам ручной лепки, гончарного дела, декорирования и росписи гончарных изделий. Основной упор на занятиях был сделан на изучение традиционных промыслов региона – Борисовской керамики и Старооскольской глиняной игрушки.
Мастер-классы на базе музея позволили совместить семейный досуг с получением новых знаний и навыков работы с глиной, развитием творческих способностей всех членов семьи.
Результаты анкетирования участников занятий на разных этапах реализации проекта показали стабильный рост интереса к гончарному делу и спрос на дальнейшее проведение занятий. После окончания проекта, на базе Белгородского художественного музея студия «Школа керамики» продолжила свою деятельность. Благодаря передаче «Гильдией мастеров» оборудования, музей располагает необходимой материально-технической базой: гончарными кругами, муфельной печью, инструментами для работы с глиной. В студии продолжает работать Баранов Максим Борисович и сотрудники, участвовавшие в проекте. Занятия в «Школе керамики» проводятся еженедельно по субботам. Знакомство с гончарным делом начинается с азов работы с глиной: правильной подготовки глиняной массы для работы, изучения простейших приемов работы с материалом, таких как разминание, отщипывание, сплющивание и др. Первые произведения изготавливаются в традиционных техниках лепки: ленточно-жгутовой, пластовой, которые были известны людям в далекой древности. Создание керамического изделия – протяженный во времени процесс. До полной готовности оно проходит несколько этапов: изготовление на первом занятии, просушка в течение нескольких дней, обжиг утиля в муфельной печи. После первичного обжига идет роспись на следующем занятии, просушка и вторичный обжиг. Каждый мастер-класс условно делится на две части: занятие лепкой и гончарным делом. Под руководством Максима Баранова участники получают основные навыки работы на гончарном круге, который в настоящее время имеет не столько практическое значение, сколько является одним из способов творческой самореализации. Обучение работе на гончарном круге начинается с правильной постановки рук, центровки глиняной заготовки. Данный вид работы дисциплинирует, требует внимания и усидчивости, но результат порой превосходит все ожидания. На занятиях можно изготовить как самые простые изделия, так и все, что подскажет фантазия: вазочки, подсвечники, соусницы и многое другое.
Навыки ручной лепки помогают оттачивать сотрудники музея. Чаще всего посетителям предлагается работа в пластовой технике лепки, когда глина раскатывается кухонной скалкой и с помощью различных шаблонов вырезаются детали для создания декоративного панно. Творческий полет начинающих мастеров ничем не ограничен и сюжеты очень разнообразны: подставки под горячее, новогодние декоративные панно в форме подковы, «пряничные» человечки, фигурки животных и птиц.
Большое внимание на занятиях уделяется декорированию гончарных изделий. Участники расписывают обожженные работы как акриловыми красками, так и материалами, с которыми работают профессиональные керамисты – ангобами и глазурями, которые не только красивы, но и придают изделию водонепроницаемость и прочность.
Занятия в студии интересны как маленьким посетителям, так и их родителям. Работа с глиной помогает детям развить мелкую моторику, образное мышление, стать более усидчивыми и внимательными. Для взрослых – это уникальный шанс обрести новое хобби, снять стресс и приятно провести время в кругу близких.
младший научный сотрудник отдела культурно-образовательной деятельности Марина Кучеренко
В статье использованы фотоматериалы: БГХМ