Размер шрифта: A A A
Цветовая схема: # # #
Изображения: Вкл. Выкл.
Выберите шрифт: Arial Times New Roman
Интервал между буквами (Кернинг): Стандартный Средний Большой
Интервал между строками: Стандартный Средний Большой
Постоянная экспозиция
«Отечественное
искусство XX-XXI вв.»
Участник культурной программы для молодежи «Пушкинская карта»

Зал №1, 2 второй этаж
Подробнее
21 февраля - 20 мая
«Русский и западноевропейский
фарфор XIX-XX веков»
Выставка из частных собраний белгородских коллекционеров

Участник культурной программы для молодежи «Пушкинская карта»
Подробнее
6 марта — 19 мая
«Купе»
Выставка народных художников России В.П. Полотнова, С.А. Гавриляченко, А.Н. Суховецкого и заслуженного художник России Ю.А. Грищенко

Участник культурной программы для молодежи «Пушкинская карта»
Подробнее
5 апреля - 20 мая
«Память»
Персональная выставка Гагика Матиняна, приуроченная к 65-летию художника
Подробнее
25 апреля - 2 июня
«Дары и дарители»
Выставка живописи, графики и скульптуры преподавателей
Санкт-Петербургской академии художеств им. И. Репина
Подробнее
16 февраля - 16 июля
«Мифы, легенды и сказания народов России»
Выставка графики и скульптуры из фондов БГХМ

Участник культурной программы для молодежи «Пушкинская карта»
Подробнее
2 февраля - 17 мая
«Возьмемся за руки, друзья…»
Выставка графики художников-современников из произведений советской станковой графики 60-80-х годов

Участник культурной программы для молодежи «Пушкинская карта»
Подробнее
К 180-летию Василия Поленова
«Поленовский декабрь»
Региональный конкурс юных художников

Работы предоставляются до 30 апреля 2024 года
Подробнее
«Белгородская палитра-2024»
Областной ежегодный конкурс юных художников

Сроки приема работ – до 30 апреля 2024 года.
Подробнее
Тактильные копии
В постоянной экспозиции музея
Подробнее
Пушкинская карта
Культурный проект для молодежи
Подробнее
Художественный салон открыт для посетителей
Режим работы:
Ежедневно с 10:00 до 19:00
Перерыв с 14:00 до 15:00

Вторник выходной
Подробнее
Школа керамики в БГХМ
Участник культурной программы для молодежи «Пушкинская карта»
Подробнее
Вам у нас понравилось? Расскажите нам!
Чтобы оценить условия предоставления услуг используйте QR-код или перейдите по ссылке ниже.
Подробнее
Главная » О музее » Наука и публикации » Искусствоведы рассказывают » Искусство гобелена на примере коллекции БГХМ

Искусство гобелена на примере коллекции БГХМ

В рубрике «Искусствоведы рассказывают» мы продолжаем знакомить читателей с коллекций «Декоративно-прикладное и народное искусство России» Белгородского государственного художественного музея. Сегодня речь пойдет об одном из самых уникальных и трудоемких видов декоративного искусства – гобелене. Прежде чем мы начнем знакомство с музейной коллекцией, совершим небольшой исторический экскурс.

Искусство изготовления гобеленов имеет древнюю историю. Гобеленом считается вытканный вручную безворсовый ковер-картина с сюжетной или орнаментальной композицией. В разные времена и в разных странах для определения тканого ковра использовались различные термины: «шпалера», «арраци», «вердюра», «гобелен». В XX веке появились новые названия – «настенный ковёр», «текстильное панно», «таписсерия», «новая таписсерия».

Само слово «гобелен» появилось во Франции в XVII веке. Так по имени красильщиков Гобеленов называли изделия парижской мануфактуры. В конце XVII-XVIII веков управляющими производства гобеленов становились такие прославленные художники, как Лебрен или Буше, что свидетельствует о причислении изделий к высокому искусству. К середине XIX века машинная выработка вытеснила дорогостоящее, трудоёмкое ручное производство, а всё доверяемое машине, автоматически выпадает из сферы «высокого» искусства.

Большую роль в возрождении гобеленов в XX веке сыграл Ж. Люрса – французский живописец, керамист, художник текстиля, реформатор шпалерного искусства. В этот период классический гобелен становится сложным авторским произведением, соединяющим опыт ткацкого ремесла и достижения станкового и декоративного искусства.

В России гобелены появились еще в петровские времена, а вот как широкое явление стали возможны лишь в середине XX столетия во многом благодаря, таким художником как: Н.В. Кирсанова, А.Л. Забелина, Л.Я. Райцер, Г.А. Орлова, В.Д. Лотонина, Н.М. Жовтис.

В Белгородском государственном художественном музее в коллекции «Декоративно-прикладное и народное искусство России» находится небольшое, но очень интересное собрание ручного ткачества, которое насчитывает 13 единиц хранения. Гобелены представлены творческими работами ведущих мастеров России: Е.В. Радченко (Кострома), О.А. Поповой (Белгород), А.М. Полежаева и И.Г. Полежаевой (Боровск), В.К. Никулиной (Смоленск), Н.И. Зинченко (Новосибирск). Хронологический период создания работ охватывает три десятилетия с 1990 года по 2018 год. Из общего числа гобеленов – 7 выполнено белгородским автором, членом Союза художников России Ольгой Александровной Поповой (1959 г.р.), выпускницей Московского технологического института, отделения художественного текстиля. Гобелены, представленные в собрании, автор условно разделяет на несколько групп: «кочующие фрески», это работы больших размеров, такие как: «Холокост» (1990), «Андеграунд» (2005), «Погружение» (2003), «…Меня влечёт неведомая сила» (2018). Далее группа «камерные гобелены»: «Диалог о несвободе -1» 2004, «Диалог о несвободе-2» 2004, самая малочисленная группа это совсем миниатюрные работы, в которых, по словам автора, главным становится поиск новых пластических решений к их числу можно отнести гобелен «Наедине», 1996.

Масштабные текстильные композиции Ольги Поповой покоряют фантазией и цветовой мощью. Её работы очень глубокие по содержанию, требующие от зрителя не поверхностного созерцания, а вдумчивого погружения. Творчество художницы, посвятившей искусству гобелена более 40 лет, представлено работами, созданными в течение трёх десятилетий. Произведения «Холокост», «Андеграунд», «…Меня влечёт неведомая сила» и другие привлекают монументальностью, внутренней значительностью образов, созданных путем предельного обобщения, эмоционально насыщенной цветовой гаммой.

Талант Ольги Поповой находится в поре творческой зрелости и расцвета. За годы работы в искусстве гобелена ею создано свыше тридцати произведений. Многие работы автора отмечены дипломами и призами, так гобелен «Из чрева большого взрыва» (2016) отмечен дипломом I-ой степени Белгородского открытого фестиваля изобразительных искусств памяти заслуженного художника России С.С. Косенкова (2017). Другая работа «…Меня влечет неведомая сила» стала лауреатом IV Межрегиональной выставки-конкурса «Прохоровское поле» в номинации «Декоративно-прикладное искусство». В 2019 году этот гобелен был закуплен в фонды художественного музея и в ближайшее время войдёт в постоянную экспозицию «Отечественное искусство XX-XXI веков», в раздел «Декоративно-прикладное и народное искусство России».

Если для Белгородской земли понятия – гобелен и Ольга Попова -единое целое, то для Смоленщины таким «маяком», человеком, стоявшим, у истоков развития профессионального ручного ткачества в регионе была Валентина Константиновна Никулина (1932-2019). Будущая художница родилась в 1932 году в селе Дуплятка Саратовской области. После окончания школы Валентина работала в колхозе. Девушка из далёкого саратовского села поступила на факультет прикладного искусства Московского государственного текстильного института и в 1957 году успешно его окончила. По распределению стала художником на Смоленском льнокомбинате, где проработала 18 лет. Её первый гобелен «Золотой колос» появился в начале 1970-х годов. С тех пор художницей было создано более сорока тканых полотен. Созданные Никулиной произведения полны поэзии и лиризма. В фондах художественного музея представлен гобелен «Золотые купола Смоленска», (2000). Работа создаёт атмосферу покоя, умиротворения и добра, архитектурные красоты древнего города Смоленска утопают в зелени, буйство которой придаёт каменному городу пульсирующую жизнь во всей её полноте.

Лирико-романтическое восприятие окружающего мира отражает и гобелен «Солнечные кларнеты», сотканный новосибирским художником – Николаем Ивановичем Зинченко, членом Союза художников России. В 1975 году он закончил Киевский художественно-промышленный техникум, в 1986 году – Львовский государственный институт декоративно-прикладного искусства, отделение художественного текстиля. По окончании института был направлен в Новосибирский творческо-производственный комбинат художественного фонда РСФСР. Первый заказ был связан с Новосибирским государственным краеведческим музеем. Гобелен «Солнечные кларнеты», был закуплен в 2005 году у автора со второй Всероссийской художественной выставки, посвящённой 300-летию Святителя Иоасафа, епископа Белгородского, проходившей в Белгороде. Эта работа представляет собой абстрактную композицию, в которую «проникают» как солнечные лучи детали предметного мира.

Ещё один автор, представленный в коллекции ручного ткачества – Евгений Вячеславович Радченко (1936-2016), выпускник Московского текстильного института, работал главным художником фабрики им. Октябрьской революции. Его гобелены несут в себе ёмкие образы. Он считал, что этот многотрудный вид ткачества не должен решать только лишь декоративные задачи. Его произведения продолжают тему сыновьей любви к Родине, её памятникам далёкой седой старины, с могучими крепостными стенами и башнями городов-воинов, твердынь, отстоявших Родину от врагов. Гобелен «На повети Алексея Козлова» (2002), яркое подтверждение уважительного отношения автора к историческому и культурному прошлому России. Само слово «Поветь» означает нежилую пристройку к деревенскому дому (в основном бытовавшую на Русском Севере). Фрагмент бревенчатой пристройки, принадлежавшей костромскому талантливому художнику Алексею Никифоровичу Козлову (1925-1977), как раз и запечатлён в гобелене Евгения Радченко. На первом плане изображен натюрморт из цветных бутылок на фоне девственной костромской природы.

В собрании музея есть интересные по сюжетам гобелены, сотканные авторским, семейным тандемом – супругами А.М. Полежаевым (1941-2011) и И.Г. Полежаевой (1950) из Боровска. Удивительная гармония двух людей, двух творцов, двух учеников жизни дала яркие творческие работы. Три произведения представлены в собрании музея, одно из них – крупноформатный гобелен «Отче Пафнутий Боровский» (1998) посвящён православному святому, чудотворцу и монаху преподобному Пафнутию Боровскому. По композиции работа напоминает житийную икону, справа изображён воспаривший над действительностью святой на фоне архитектурных видов Боровска. При создании таких необычных произведений ручного творчества мастерам пригодились навыки и талант профессионального художника Ирины Григорьевны и поэтическая образность видения мира Александра Михайловича.

Коллекция гобеленов в собрании музея отличается авторским, стилистическим, сюжетным разнообразием и, конечно же, высоким качеством исполнения работ. Всё это свидетельствует о наличии уникальной отечественной школы гобелена и сохранении её традиций.

 

старший научный сотрудник научно-экспозиционного отдела Людмила Булгакова

×
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!