К 95-летию со дня рождения Василенко Александра Стефановича
В феврале 2023 года белгородскому художнику Александру Стефановичу Василенко исполнилось бы 95 лет. Белгородский художественный музей хранит работы художника и память о его творческой деятельности.
Александр Стефанович Василенко родился 11 февраля 1928 года в с. Бессоновка, Белгородской области в семье простых крестьян. Мама работала в колхозе, отец – секретарем сельского совета: у него был красивый, каллиграфический почерк, который никто не мог повторить. Александр Стефанович рассказывал, что рисовать он начал с пяти лет и уже тогда мечтал стать художником. Его детство пришлось на тяжелые военные годы. Когда началась Великая Отечественная Война, юному художнику исполнилось 14 лет. От царившего вокруг беспощадного ужаса он находил спасение в искусстве. Выработанный еще задолго до событий навык уходить мыслями в пространство белого листа помогал выживать и сохранять надежду. В военные годы материалами ему служили обломок карандаша, кусок угля, обрывок бумаги, но это его не останавливало, Василенко рисовал и рисовал. Намного позднее уже в мирное время художник обратится к своим зарисовкам и воплотит их в своих живописных полотнах. После окончания войны Александр Василенко поступил в Харьковское государственное художественное училище. Он увлекается графикой. Во-первых, из-за того, что живописные материалы в это время достать было практически невозможно, а во-вторых, лаконичность и аскетизм, присущие графике, добавляли символизма его работам, посвященным войне. Позже Александр Стефанович открыл для себя печатную графику – офорт, акватинту, технику сухой иглы, литографию.
В 1951 году он оканчивает училище и начинает активно участвовать в зональных, республиканских, всесоюзных и зарубежных выставках. В 1963 году на выставке украинской графики в Сан-Франциско его работа «Над Днепром» пользовалась большой популярностью среди зрителей. На графическом листе открывается панорамный вид на величественный Днепр. Вдалеке виднеется стена дождя, деревья клонит от ветра. Пространство печатного листа передает напряжение надвигающейся непогоды.
В 1970-е годы Василенко живет и работает в городе Николаев, где впоследствии создает серию графических листов, посвященных повседневной трудовой жизни города корабелов. Работы «Корабль строится», «Николаев – порт» отличают крупные, монументальные формы и динамичные композиции, благодаря которым индустриальные пейзажи создают ощущение мощного, величественного действа. Все линии и ритмы работают на создание образа грандиозной стройки. Эти графические листы получили широкий резонанс на республиканских и всесоюзных выставках.
В 1980 году Александр Стефанович переезжает в Белгород и сразу принимает активное участие в работе областной организации Союза художников России. Он часто работал со своими коллегами на пленэре. Природа южной России увлекала художника. Для работ «Осенний мотив», «Первая зелень», «После бури», характерны мягкость, лиричность, тонкий колорит построенный на сближенных тонах.
Очень важной темой для Александра Василенко являлся подвиг советских воинов в годы Великой Отечественной войны. К 60-летию Победы Александр Стефанович написал серию живописных работ «Победа», «На Курской дуге», «На прорыв» из серии «Фронтовые дороги», «Победный залп», проникнутых болью к трагическим дням.
Еще одним этапом в творчестве Александра Стефановича стал интерес к историческому портрету. Его работы, посвященные выдающимся деятелям, наполнены романтизмом и поэтической метафорой («Пушкин и Щепкин», «Суворов А.В.», «Щепкин», «Благословение»).
Александр Василенко был разноплановым художником. Он начинал как график, вступил в секцию графики художников СССР. Но в последние десятилетия на областных и тематических выставках он представлял свои живописные работы. В каждом из этих периодов автор на удивление разный в своем художественном лице. Графические листы Александра Василенко кардинально отличаются по своей пластике от живописных. Для графических работ характерны изящество силуэтов, тонкий, подробный рисунок, общее тональное решение, вибрирующее на полутонах. В своих живописных полотнах и акварелях художник идет к обобщению, упрощению формы, использует локальные цветовые плоскости, уходит в примитив. Так сложилось, что в фондовой коллекции музея основная часть художественных работ художника – это графика, которая очевидно, стала особой вехой в жизни Василенко. Но не менее ценны и живописные работы, представленные в собрании БГХМ.
Александр Стефанович считал, что задача искусства – делать нашу жизнь лучше. Своим творчеством он призывал зрителя к светлому, доброму, вечному, художник и сам следовал этим принципам безоговорочно. Он хорошо чувствовал свое время, трезво оценивал окружающую действительность. Василенко никогда не увлекался модными течениями, умел выявить важный нерв жизни, воплотить в своих произведениях подлинные человеческие характеры и исторические события.
У Василенко в планах была новая тема: современная Россия. Он хотел написать яркую, красивую, процветающую страну. К сожалению, этим планам уже не суждено сбыться. 6 октября 2021 года Александра Василенко не стало.
Александр Стефанович работал в различных техниках графики, создавая книжные иллюстрации, а также станковые графические и живописные произведения. Его работы находятся в Белгородском государственном художественном музее, в частных собраниях Белгорода, Харькова, Киева, а также Польши, Германии, Франции, США, Японии.
Научный сотрудник отдела развития Мария Васильева.