Размер шрифта: A A A
Цветовая схема: # # #
Изображения: Вкл. Выкл.
Выберите шрифт: Arial Times New Roman
Интервал между буквами (Кернинг): Стандартный Средний Большой
Интервал между строками: Стандартный Средний Большой
80-я годовщина Победы в Великой Отечественной войне
19 марта - 14 апреля
«Изведанное»
Выставка Андрея Полушкина – молодого белгородского живописца и художника-реставратора, участника Белгородского сообщества художников «Гать»
Подробнее
13 марта - 21 апреля
«Люди в истории и искусстве»
Персональная выставка Дмитрия Горина, приуроченная к 75-летнему юбилею скульптора

Участник культурной программы для молодежи «Пушкинская карта»
Подробнее
27 февраля - 6 апреля
«Наша Россия»
Выставка известных московских художников Василия Кураксы и Натальи Антохиной-Куракса

Участник культурной программы для молодежи «Пушкинская карта»
Подробнее
6 марта - 18 апреля
«Отражение»
Персональная выставка А.А. Галюзина, к 80-летию со дня рождения художника

Участник культурной программы для молодежи «Пушкинская карта»
Подробнее
6 февраля - 16 июля
«Разговор по душам»
Выставка графики и скульптуры из фондов БГХМ

Участник культурной программы для молодежи «Пушкинская карта»
Подробнее
Постоянная экспозиция
«Отечественное
искусство XX-XXI вв.»
Участник культурной программы для молодежи «Пушкинская карта»

Зал №1, 2 второй этаж
Подробнее
7 февраля - 2 апреля
«Достоевский сквозь время»
Выставка графики С.С. Косенкова

Музей-мастерская заслуженного художника РФ С.С. Косенкова

Участник культурной программы для молодежи «Пушкинская карта»
Подробнее
Пушкинская карта
Культурный проект для молодежи
Подробнее
Уважаемые посетители!
Нам важно Ваше мнение! Оцените работу нашей организации.
Для этого используйте QR-код или перейдите по ссылке.
Подробнее
Меры поддержки участников специальной военной операции
Подробнее
Художественный салон открыт для посетителей
Режим работы:
Ежедневно с 10:00 до 19:00
Перерыв с 14:00 до 15:00

Вторник выходной
Подробнее
Школа керамики в БГХМ
Участник культурной программы для молодежи «Пушкинская карта»
Подробнее
Вам у нас понравилось? Расскажите нам!
Чтобы оценить условия предоставления услуг используйте QR-код или перейдите по ссылке ниже.
Подробнее
Главная » О музее » Наука и публикации » Искусствоведы рассказывают » Лоскутная мозаика Галины Аксеновой

Лоскутная мозаика Галины Аксеновой

С техникой лоскутного шитья многие белгородцы познакомились благодаря таланту таких признанных мастеров этого жанра, как Валентина Бочарова, Маргарита Кудрявцева, Галина Аксенова.

Галина Ильинична – активный, трудолюбивый художник. За ее плечами не один десяток выставок:  международных, всероссийских, региональных, областных. Начала свою выставочную деятельность художница уже в 1979 году. Ее работы были представлены на Международном фестивале славянской культуры «Хотмыжская осень», на Всероссийских выставках «Россия-IX», «Возрождение», «Имени твоему…», посвященной 2000-летию Рождества Христова, «Возрождение», посвященной 300-летию со дня рождения Святителя Иоасафа, епископа Белгородского и многих других. Четырежды, в 1998, 2000, 2014 и 2019 годах состоялись персональные выставки художницы.

2013 год принес Г. Аксеновой победу во II Международной выставке-конкурсе на соискание премии «Прохоровское поле» в области изобразительного искусства. Ее триптих «Молитва о России» в технике лоскутного шитья получил первую премию в номинации «Декоративно-прикладное искусство» за высокое исполнительское мастерство в создании узнаваемого образа России.

        

Техника лоскутного шитья, в которой работает Галина Аксенова, насчитывает уже около 3 тысячелетий. Вещи недолговечны, поэтому сложно судить, где и насколько широко в древнем мире использовали лоскутное шитье. Составление полотна из лоскутов, аппликация из ткани, издавна существовали независимо друг от друга у многих народов мира. Ткань ценилась во все времена. Необходимость использовать обрезки материи, хорошо сохранившиеся фрагменты старой одежды оказала влияние на возникновение лоскутного шитья в том или ином виде. В России даже простая льняная рубаха имела цветные вшитые проймы, оплечье, вставки на груди, обшитые орнаментом воротнички и вышитые подолы, часто с аппликациями из материалов другого цвета.

Техника лоскутного шитья переживала разные времена. Сейчас интерес к ней значительно возрос. Город Иваново с 1997 года проводит самый престижный всероссийский фестиваль «Лоскутная мозаика России», призванный решать задачи возрождения национальных техник шитья, обретения собственного узнаваемого лица России в этом популярном мировом движении. Мастеров изготовления лоскутных панно собирает и Московский Открытый международный фестиваль лоскутного шитья, где помимо выставки-продажи творческих работ и презентации известных мастеров и производителей товаров для лоскутного шитья, проходят мастер-классы для взрослых и детей.

Произведения, создаваемые современными мастерицами, выполнены в самых разнообразных техниках: аппликации, стежки, текстильного коллажа, шитья «мозаикой», свободного кроя. При изготовлении изделий используют приемы ручной и машинной сборки, дополнения в виде вышивки нитями, бусинами, бисером.

        

Среди работ белгородской художницы Галины Аксеновой – уникальные яркие панно, выполненные в технике лоскутной мозаики, вышивки, аппликации, а также текстильные коллажи, панно, созданные в монохромной цветовой гамме. Галина Ильинична умело создает свои сюжеты, опираясь на исконно народные традиции с профессиональным взглядом современного художника. Ее работам присущи пластическая выразительность и декоративность. Линии и формы создают динамический узор, отличающийся фирменной контрастностью. На каждую работу уходит много времени, от создания идеи, продумывания цветового решения, подбора материала, до воплощения художественного образа в трудоемкой, требующей огромного терпения и мастерства технике. А ведь к лоскуту Галина Аксенова пришла не сразу…

Родилась будущая художница в поселке Гастелло Макаровского района Сахалинской области. Детство ее прошло в Средней Азии, в Душанбе, среди сказочной природы Таджикистана с его живописными природными пейзажами и пестрыми восточными базарами. Школьницей она посещала занятия в музыкальной школе по классу фортепиано, росла в атмосфере творчества. Отец – военный, увлекался изобразительным искусством, немного рисовал, делал копии любимых произведений. Мать часто водила ее в театр. После демобилизации отца семья переехала в Белгородскую область, где Галина Аксенова окончила художественную школу. Ее любовь к искусству, желание заниматься творчеством предопределило выбор профессии. После окончания общеобразовательной школы она поступила в Абрамцевское художественно-промышленное училище города Хотьково Московской области на отделение художественной обработки дерева. Близость к Москве позволяла часто посещать столичные музеи, выставки.

Основываясь на изучении традиций народного творчества, постигая искусство рисунка, скульптуры, живописи, композиции, в училище будущих мастеров учили создавать художественно выразительные предметы быта и декоративные изделия. Там же Галина познакомилась со своим будущим мужем – замечательным художником Владимиром Васильевичем Аксеновым.

После окончания учебы, будущая художница возвратилась в Белгород, работала главным художником на белгородской фабрике культурных товаров. С 2000 года Галина и Владимир Аксеновы по приглашению плёсковской администрации преподавали в православной школе-пансионе «Плёсково» Московской области, где ее муж Владимир Васильевич вёл кружок резьбы по дереву для детей и работал учителем технологии, а Галина Ильинична преподавала изобразительное искусство. На протяжении многих лет Г.И. Аксенова была доцентом кафедры декоративно-прикладного искусства Белгородского государственного института искусств и культуры, делясь со студентами своими знаниями и опытом.

В 2000 году Галина Ильинична была принята в Союз художников России. Мастерские супругов Аксеновых необычайно уютны и красочны. Расписные деревянные игрушки Владимира Васильевича, его плёсковских учеников и лоскутные панно Галины Ильиничны, дополняя друг друга, создают необычную атмосферу в помещениях мастерских. Находясь в этом «празднике» трудно оставаться равнодушным. Вот и единственная дочь Владимира и Галины Аксеновых – Мария Браковенко выбрала творческую стезю, получив образование театрального художника. В мастерской Галины Ильиничны есть и рисунки ее внучки Ани, которая уже сейчас проявляет интерес к искусству.

С произведениями Галины Аксеновой белгородцы могут познакомиться не только в постоянной экспозиции Белгородского художественного музея и Белгородского музея народной культуры, но и на многочисленных выставках, постоянным участником которых является Галина Ильинична.

 

Научный сотрудник отдела культурно-образовательной деятельности Таисия Кобелева

×
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!