Размер шрифта: A A A
Цветовая схема: # # #
Изображения: Вкл. Выкл.
Выберите шрифт: Arial Times New Roman
Интервал между буквами (Кернинг): Стандартный Средний Большой
Интервал между строками: Стандартный Средний Большой
Постоянная экспозиция
«Отечественное
искусство XX-XXI вв.»
Участник культурной программы для молодежи «Пушкинская карта»

Зал №1, 2 второй этаж
Подробнее
21 февраля - 20 мая
«Русский и западноевропейский
фарфор XIX-XX веков»
Выставка из частных собраний белгородских коллекционеров

Участник культурной программы для молодежи «Пушкинская карта»
Подробнее
6 марта — 19 мая
«Купе»
Выставка народных художников России В.П. Полотнова, С.А. Гавриляченко, А.Н. Суховецкого и заслуженного художник России Ю.А. Грищенко

Участник культурной программы для молодежи «Пушкинская карта»
Подробнее
5 апреля - 20 мая
«Память»
Персональная выставка Гагика Матиняна, приуроченная к 65-летию художника
Подробнее
25 апреля - 2 июня
«Дары и дарители»
Выставка живописи, графики и скульптуры преподавателей
Санкт-Петербургской академии художеств им. И. Репина
Подробнее
16 февраля - 16 июля
«Мифы, легенды и сказания народов России»
Выставка графики и скульптуры из фондов БГХМ

Участник культурной программы для молодежи «Пушкинская карта»
Подробнее
2 февраля - 17 мая
«Возьмемся за руки, друзья…»
Выставка графики художников-современников из произведений советской станковой графики 60-80-х годов

Участник культурной программы для молодежи «Пушкинская карта»
Подробнее
К 180-летию Василия Поленова
«Поленовский декабрь»
Региональный конкурс юных художников

Работы предоставляются до 30 апреля 2024 года
Подробнее
«Белгородская палитра-2024»
Областной ежегодный конкурс юных художников

Сроки приема работ – до 30 апреля 2024 года.
Подробнее
Тактильные копии
В постоянной экспозиции музея
Подробнее
Пушкинская карта
Культурный проект для молодежи
Подробнее
Художественный салон открыт для посетителей
Режим работы:
Ежедневно с 10:00 до 19:00
Перерыв с 14:00 до 15:00

Вторник выходной
Подробнее
Школа керамики в БГХМ
Участник культурной программы для молодежи «Пушкинская карта»
Подробнее
Вам у нас понравилось? Расскажите нам!
Чтобы оценить условия предоставления услуг используйте QR-код или перейдите по ссылке ниже.
Подробнее
Главная » О музее » Наука и публикации » Искусствоведы рассказывают » Лоскутная мозаика Галины Аксеновой

Лоскутная мозаика Галины Аксеновой

С техникой лоскутного шитья многие белгородцы познакомились благодаря таланту таких признанных мастеров этого жанра, как Валентина Бочарова, Маргарита Кудрявцева, Галина Аксенова.

Галина Ильинична – активный, трудолюбивый художник. За ее плечами не один десяток выставок:  международных, всероссийских, региональных, областных. Начала свою выставочную деятельность художница уже в 1979 году. Ее работы были представлены на Международном фестивале славянской культуры «Хотмыжская осень», на Всероссийских выставках «Россия-IX», «Возрождение», «Имени твоему…», посвященной 2000-летию Рождества Христова, «Возрождение», посвященной 300-летию со дня рождения Святителя Иоасафа, епископа Белгородского и многих других. Четырежды, в 1998, 2000, 2014 и 2019 годах состоялись персональные выставки художницы.

2013 год принес Г. Аксеновой победу во II Международной выставке-конкурсе на соискание премии «Прохоровское поле» в области изобразительного искусства. Ее триптих «Молитва о России» в технике лоскутного шитья получил первую премию в номинации «Декоративно-прикладное искусство» за высокое исполнительское мастерство в создании узнаваемого образа России.

        

Техника лоскутного шитья, в которой работает Галина Аксенова, насчитывает уже около 3 тысячелетий. Вещи недолговечны, поэтому сложно судить, где и насколько широко в древнем мире использовали лоскутное шитье. Составление полотна из лоскутов, аппликация из ткани, издавна существовали независимо друг от друга у многих народов мира. Ткань ценилась во все времена. Необходимость использовать обрезки материи, хорошо сохранившиеся фрагменты старой одежды оказала влияние на возникновение лоскутного шитья в том или ином виде. В России даже простая льняная рубаха имела цветные вшитые проймы, оплечье, вставки на груди, обшитые орнаментом воротнички и вышитые подолы, часто с аппликациями из материалов другого цвета.

Техника лоскутного шитья переживала разные времена. Сейчас интерес к ней значительно возрос. Город Иваново с 1997 года проводит самый престижный всероссийский фестиваль «Лоскутная мозаика России», призванный решать задачи возрождения национальных техник шитья, обретения собственного узнаваемого лица России в этом популярном мировом движении. Мастеров изготовления лоскутных панно собирает и Московский Открытый международный фестиваль лоскутного шитья, где помимо выставки-продажи творческих работ и презентации известных мастеров и производителей товаров для лоскутного шитья, проходят мастер-классы для взрослых и детей.

Произведения, создаваемые современными мастерицами, выполнены в самых разнообразных техниках: аппликации, стежки, текстильного коллажа, шитья «мозаикой», свободного кроя. При изготовлении изделий используют приемы ручной и машинной сборки, дополнения в виде вышивки нитями, бусинами, бисером.

        

Среди работ белгородской художницы Галины Аксеновой – уникальные яркие панно, выполненные в технике лоскутной мозаики, вышивки, аппликации, а также текстильные коллажи, панно, созданные в монохромной цветовой гамме. Галина Ильинична умело создает свои сюжеты, опираясь на исконно народные традиции с профессиональным взглядом современного художника. Ее работам присущи пластическая выразительность и декоративность. Линии и формы создают динамический узор, отличающийся фирменной контрастностью. На каждую работу уходит много времени, от создания идеи, продумывания цветового решения, подбора материала, до воплощения художественного образа в трудоемкой, требующей огромного терпения и мастерства технике. А ведь к лоскуту Галина Аксенова пришла не сразу…

Родилась будущая художница в поселке Гастелло Макаровского района Сахалинской области. Детство ее прошло в Средней Азии, в Душанбе, среди сказочной природы Таджикистана с его живописными природными пейзажами и пестрыми восточными базарами. Школьницей она посещала занятия в музыкальной школе по классу фортепиано, росла в атмосфере творчества. Отец – военный, увлекался изобразительным искусством, немного рисовал, делал копии любимых произведений. Мать часто водила ее в театр. После демобилизации отца семья переехала в Белгородскую область, где Галина Аксенова окончила художественную школу. Ее любовь к искусству, желание заниматься творчеством предопределило выбор профессии. После окончания общеобразовательной школы она поступила в Абрамцевское художественно-промышленное училище города Хотьково Московской области на отделение художественной обработки дерева. Близость к Москве позволяла часто посещать столичные музеи, выставки.

Основываясь на изучении традиций народного творчества, постигая искусство рисунка, скульптуры, живописи, композиции, в училище будущих мастеров учили создавать художественно выразительные предметы быта и декоративные изделия. Там же Галина познакомилась со своим будущим мужем – замечательным художником Владимиром Васильевичем Аксеновым.

После окончания учебы, будущая художница возвратилась в Белгород, работала главным художником на белгородской фабрике культурных товаров. С 2000 года Галина и Владимир Аксеновы по приглашению плёсковской администрации преподавали в православной школе-пансионе «Плёсково» Московской области, где ее муж Владимир Васильевич вёл кружок резьбы по дереву для детей и работал учителем технологии, а Галина Ильинична преподавала изобразительное искусство. На протяжении многих лет Г.И. Аксенова была доцентом кафедры декоративно-прикладного искусства Белгородского государственного института искусств и культуры, делясь со студентами своими знаниями и опытом.

В 2000 году Галина Ильинична была принята в Союз художников России. Мастерские супругов Аксеновых необычайно уютны и красочны. Расписные деревянные игрушки Владимира Васильевича, его плёсковских учеников и лоскутные панно Галины Ильиничны, дополняя друг друга, создают необычную атмосферу в помещениях мастерских. Находясь в этом «празднике» трудно оставаться равнодушным. Вот и единственная дочь Владимира и Галины Аксеновых – Мария Браковенко выбрала творческую стезю, получив образование театрального художника. В мастерской Галины Ильиничны есть и рисунки ее внучки Ани, которая уже сейчас проявляет интерес к искусству.

С произведениями Галины Аксеновой белгородцы могут познакомиться не только в постоянной экспозиции Белгородского художественного музея и Белгородского музея народной культуры, но и на многочисленных выставках, постоянным участником которых является Галина Ильинична.

 

Научный сотрудник отдела культурно-образовательной деятельности Таисия Кобелева

×
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!