Размер шрифта: A A A
Цветовая схема: # # #
Изображения: Вкл. Выкл.
Выберите шрифт: Arial Times New Roman
Интервал между буквами (Кернинг): Стандартный Средний Большой
Интервал между строками: Стандартный Средний Большой
Постоянная экспозиция
«Отечественное
искусство XX-XXI вв.»
Участник культурной программы для молодежи «Пушкинская карта»

Зал №1, 2 второй этаж
Подробнее
21 февраля - 20 мая
«Русский и западноевропейский
фарфор XIX-XX веков»
Выставка из частных собраний белгородских коллекционеров

Участник культурной программы для молодежи «Пушкинская карта»
Подробнее
6 марта — 19 мая
«Купе»
Выставка народных художников России В.П. Полотнова, С.А. Гавриляченко, А.Н. Суховецкого и заслуженного художник России Ю.А. Грищенко

Участник культурной программы для молодежи «Пушкинская карта»
Подробнее
5 апреля - 20 мая
«Память»
Персональная выставка Гагика Матиняна, приуроченная к 65-летию художника
Подробнее
25 апреля - 2 июня
«Дары и дарители»
Выставка живописи, графики и скульптуры преподавателей
Санкт-Петербургской академии художеств им. И. Репина
Подробнее
16 февраля - 16 июля
«Мифы, легенды и сказания народов России»
Выставка графики и скульптуры из фондов БГХМ

Участник культурной программы для молодежи «Пушкинская карта»
Подробнее
2 февраля - 17 мая
«Возьмемся за руки, друзья…»
Выставка графики художников-современников из произведений советской станковой графики 60-80-х годов

Участник культурной программы для молодежи «Пушкинская карта»
Подробнее
К 180-летию Василия Поленова
«Поленовский декабрь»
Региональный конкурс юных художников

Работы предоставляются до 30 апреля 2024 года
Подробнее
«Белгородская палитра-2024»
Областной ежегодный конкурс юных художников

Сроки приема работ – до 30 апреля 2024 года.
Подробнее
Тактильные копии
В постоянной экспозиции музея
Подробнее
Пушкинская карта
Культурный проект для молодежи
Подробнее
Художественный салон открыт для посетителей
Режим работы:
Ежедневно с 10:00 до 19:00
Перерыв с 14:00 до 15:00

Вторник выходной
Подробнее
Школа керамики в БГХМ
Участник культурной программы для молодежи «Пушкинская карта»
Подробнее
Вам у нас понравилось? Расскажите нам!
Чтобы оценить условия предоставления услуг используйте QR-код или перейдите по ссылке ниже.
Подробнее
Главная » О музее » Наука и публикации » Искусствоведы рассказывают » Лубок Виктора Пензина

Лубок Виктора Пензина

Красочные картинки, немного наивного исполнения, с глубоким содержанием и сопровождающимися надписями находятся в фондах БГХМ в разделе «Графика». Это лубок Виктора Петровича Пензина.

Так что же такое лубок?
Лубок – это вид печатной графики, в которой изображение сопровождается текстом. На Руси этот вид искусства появился в середине XVI века практически одновременно с появлением книги первопечатника Ивана Федорова. Эти народные картинки отличались простотой исполнения и были самыми популярными для всех слоев общества информационными источниками. В них пересказывали историю и географию, знакомили народ с литературными произведениями, обучали грамоте и арифметике, иллюстрировали Священное Писание. Декоративные картинки с пояснительными надписями полюбились народу еще и за ценовую доступность. Стоили они недорого и печатались большими тиражами.

Многие художники черпали вдохновение в этих порой наивных лубочных картинках. В ХХ веке к ним обращались художники объединений «Ослиный хвост» и «Бубновый валет». Под влиянием политических течений к лубочному стилю обращается Каземир Малевич, создавая своего рода агитационный плакат. Лубочные традиции поддержал и Владимир Маяковский, делая к своим броским рифмам изображения в несколько примитивном жанре. Приемы народного лубка использовались в революционном плакате, в «Окнах ТАСС».

Но хранителем народной памяти, почитателем народной картинки и основоположником современного лубка без сомненья можно назвать Пензина Виктора Петровича.

Виктор Петрович родился в Пензенской области в 1938 году, закончил Пензенское художественное училище и Московский полиграфический институт.
В.П. Пензин является основателем и директором Музея народной графики, где проработал свыше 25 лет. В 2003 году музей был преобразован в «Государственный музей народной графики». В 1982 году он организовал в Москве Мастерскую народной графики, в которую вошли более 100 художников России, и с которыми он плодотворно работал, будучи директором Музея народной графики.

С 2011 года В. Пензин является первым президентом Академии Народного Искусства России. С 2016 года – вице-президент «РусКультФонда».

В начале своей карьеры Виктор Пензин работал художником-оформителем, пробовал себя в качестве художника-монументалиста. Но лубок и лубочные картинки стали для В. Пензина источником вдохновения для творчества и реализации своего таланта.

В Белгородский художественный музей первое поступление части коллекции было в 1990 году. Решением закупочной комиссии художественный музей приобрел сорок четыре графических листа. Последующие поступления работ В. Пензина были по Приказу министерства культуры в 1997 году и в 1998 году. На данный момент коллекция насчитывает 53 работы.
Персонажи и темы в лубочных картинках Виктора Пензина рассказывают о многообразии типов лубков, реконструированных или основанных на народной памяти в сюжетах и сказаниях.

В коллекцию входит сказочный лубок («волшебные» сказки, сказания о богатырях, пересказанные народом), дающий представление о чудесном герое, храбром витязе Бова Королевиче. Несмотря на то, что этот персонаж пришел к нам в литературу из французско-итальянского романа о подвигах Бово д’Антона, перейдя к нам через южнославянское посредство (в белорусском пересказе), Бова соединил в себе черты древнерусского былинного богатыря, сказочного царевича и мужественного и удачливого рыцаря с прекрасной внешностью и благородством поступков. («Славный витязь Бова Королевич» 1960–1987, «Храбрый витязь Бова Королевич» 1960–1987).

Так же Виктор Пензин дает нам представление о внешности других героев сказочного лубка («Соловей – разбойник» 1960–1987, «Царь Порь индийский» 1960–1987, «Конный гренадер» 1960–1987).

Не обошел стороной В. Пензин и любимца народа, потешных листков-балагурника. В его коллекции можно увидеть сатирические картинки о взаимоотношениях между мужчиной и женщиной («Две молодки на одного молодца» 1960–1987, «Жена нити плетет» 1960–1987), реконструированные сюжеты любимых фольклорных героев («Медведь с Козою прохлаждаются» 1960–1987, «Калкун-бормотун» 1960–1987).

Особое место в народной культуре русского народа занимает духовность, поэтому и первые печатные лубки были духовно-религиозного характера. Нередко они занимали почетное место в избе крестьянина вместо дорогостоящей иконы.
У Виктора Пензина в коллекции БГХМ духовно-религиозный лубок насчитывает больше половины всей коллекции. Это двадцать восемь листов, посвященных образам святых Древней Руси, из них двадцать листов – это Книга Василия Кореня, восемь – образы Святых, почитаемых каждым верующим человеком.

Создавая Мастерскую народной графики, Виктор Пензин уже тогда вынашивал замысел восстановить-реконструировать не только русский лубок, его изначальный вид и технику, но и возродить книгу Василия Кореня – гравера 17 века, создавшего «Библию для бедных». Основываясь на сохранившемся оригинале Библии, Виктор Пензин с помощью художников Мастерской народной графики почти за десять лет повторил вплоть до сантиметра липовые доски     В. Кореня. Далее он изучил состав красок, которыми пользовался мастер, и раскрасил оттиски с этих липовых досок, повторив авторские оттенки и краски. Таким образом на свет появилась реконструированная «Библия для бедных В. Кореня». Теперь есть возможность увидеть лубочные произведения по сюжетам Ветхого Завета и Апокалипсиса всем почитателям и ценителям творчества В. Пензина в одном сборнике. В 1993 году Виктор Пензин был награжден медалью Папы Римского Иоанна Павла II за возрожденную книгу.

Каждый сюжет реконструированной Библии сопровождается пояснительным текстом, написанным на старославянском языке. Это уникальные произведения, которые мало кому еще известны и редко репродуцированные. «Первый день творенья. 1982-1990», «Создание Евы. 1982-1990». «Изгнание из рая. 1982-1990» – часть работ, по которым можно судить о большой проделанной работе Виктора Пензина по возрождению «Библии В. Кореня».

Несомненно, произведения Виктора Петровича Пензина, его любовь к наследию народной культуры заслуживает более глубокого интереса к его творчеству и дает возможность зрителю и почитателю его таланта прочувствовать уникальность жанра лубка и неповторимость народной картинки.

 

старший научный сотрудник отдела учета и хранения фондов Наталья Пяташова

 

 

×
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!