Мир из окна Татьяны Яблонской
Если долго смотреть из окошка
На осенний скучающий сад,
Он откроет себя понемножку –
Станет мил его скромный наряд.
‹…›
Так что лучше не трать свои силы
И с этюдником вдаль не ходи,
А мотив, свой особенный милый,
Здесь под самым окошком найди.
Т.Яблонская, Пейзаж из окна
Татьяна Яблонская родилась 24 февраля 1917 года в Смоленске в интеллигентной семье, за несколько дней до февральской революции. Ее отец Нил Александрович Яблонский – выпускник историко-филологического факультета Московского университета, работал в области просвещения, художественного образования и музейного дела. Мать Яблонской Вера Георгиевна Варгасова была учительницей иностранных языков, но с рождением детей, она целиком посвятила жизнь их воспитанию.
С детства Татьяна, ее сестра Ольга и брат Дмитрий были окружены творческой атмосферой. Дети много рисовали с натуры, ходили в музей и на природу. Отец семьи бережно хранил их рисунки и устраивал домашние выставки из лучших работ, тем самым прививая интерес к изобразительному искусству. В будущем Татьяна и Ольга стали художниками, а Дмитрий архитектором.
Когда Татьяне исполнилось 11 лет, ее семья переехала в Одессу, а после этого – в город Каменец-Подольский. С тех пор судьба Татьяны Яблонской прочно связана с Украиной, ее мотивами, природой, народом. Там она окончила школу-семилетку и вместе с сестрой поступила сразу на второй курс Киевского художественного техникума, который через два месяца после начала занятий закрылся в связи с начавшейся реформой художественного образования. В 1935 году сестры Яблонские стали студентками Киевского художественного института. Авторский почерк будущих живописцев складывался под руководством педагога Федора Кричевского, творчество которого отличалось глубинной принадлежностью к традициям, укорененностью в народной жизни. За годы обучения Татьяна проявила себя как старательный, подающий надежды художник: ее работы были отправлены на Всесоюзную художественную выставку, а в 1940 году прошла первая в истории института персональная выставка студентки Яблонской.
Во время учебы Татьяна связала свою судьбу с однокурсником Сергеем Отрощенко. После окончания института, на долю молодых супругов выпало серьезное испытание – в 1941 году Сергей был отправлен на фронт, а Татьяна уехала в эвакуацию под Саратов, где родилась их первая дочь. В непростое для страны время Татьяна Яблонская работала в колхозе наравне с местными женщинами. К творчеству Татьяна Ниловна обращалась в редкие минуты, когда по просьбе колхозниц рисовала по фотографиям погибших на фронте мужей и сыновей. В эвакуации Яблонская с дочкой и сестрой провела три года.
Вернувшись в Киев, художник быстро погружается в педагогическую работу и творческую жизнь. Она много и плодотворно пишет, руководит «сборным курсом» студентов, многие из которых недавно были солдатами. В 1944 году Яблонская вступает в Союз художников Украины.
Муж Яблонской вернулся с войны живым, но совместная жизнь не сложилась. Их брак распался вскоре после рождения второй дочери. Татьяна в то время уже была известным художником, а ее мужу слава так и не улыбнулась. Однако Яблонскую всегда выручала любовь к жизни. Она вела живописным языком повествование о буднях и праздниках советского народа, пробовала новые техники и стили, меняла цветовую палитру и манеру письма.
С 1947 года Татьяна Ниловна начинает преподавать в Киевском государственном художественном институте. Педагогической деятельности Яблонская посвятит 26 лет жизни и за это время обучит не одно поколение студентов, ставших впоследствии известными художниками.
Одна из первых крупных работ художника называется «Враг приближается», на которой воссозданы печальные сцены эвакуации, трагические дни расставания с родным городом. Впервые в этом произведении автор использовал прием диагонального построения композиции, который потом будет присутствовать во многих ее полотнах. К теме войны Татьяна Ниловна обратилась также в произведении «Разрушенный Киев» и в полотне «Безымянные высоты», написанном в 1969 г. В последней картине художник переосмысляет историческую тему, заостряя чувства, состояния, навсегда оставшиеся с людьми, пережившими войну, и объясняющие ее суть последующим поколениям.
В направление соцреализма написаны сюжетные картины, воспевающие вдохновенный труд советских людей («Свинарка», «Птицеферма», «Хлеб», «Строители. Молодежь», «Май», «Сбор огурцов», «Скоро сенокос», «Лен»). Среди таких картин выделяется полотно «Хлеб», созданное в 1949 г. Признанная шедевром своего времени картина стала одной из визитных карточек Третьяковской галереи. Размер полотна составляет – 201 × 370 см. Идея создания произведения возникла во время летней практики в передовом советском колхозе села Летава. Там Яблонская сделала более 300 рисунков и этюдов. В завершенной картине Татьяна Ниловна представила в солнечном золотистом колорите молодых задорных девушек, ссыпающих в мешки зерно нового урожая. Тем самым художник утверждает жизнь, радость коллективного труда. В воспоминаниях о создании полотна Яблонская делилась своим открытием «Помню, в один счастливый день какого-то ясновидения я решила резко увеличить и разлить по всему холсту огромный ворох зерна. Хотелось, чтобы хлеб, ради которого и работают эти люди, звучал в картине с большей силой и радостью. В этот день и пришло название картины – «Хлеб» . За это масштабное полотно художник была награждена первой Сталинской премией. С этой картиной она принимала участие в XXVIII Международной художественной выставке в Венеции (биеннале), а также была награждена бронзовой медалью Всемирной выставки в Брюсселе.
В 1977 году была написана еще одна известная работа Татьяны Ниловны – «Лен», за которую художник была удостоена Государственной премии СССР. На фоне летнего солнечного пейзажа изображена женщина в процессе тяжелого физического труда. Этот контраст художник использует, чтобы подчеркнуть непростые условия, в которых убирали урожай льна. Картину Яблонская писала с воодушевлением, ведь с ней оживали воспоминания о детстве на Смоленщине, о полях цветущего льна и давней песне об этом растении. Над произведением Татьяна Ниловна работала в течение четырех лет. В мастерской тогда перед художником стоял настоящий большой сноп льна. Моделью стала средняя дочь Оля. Художник признавался, что в этой картине чувствуется влияние живописца А. Венецианова, а главная героиня напоминает мадонну с произведений Леонардо да Винчи.
Особая тема творчества Яблонской – это счастливое материнство и детство («В парке», «Близнецы», «Мать», «Ранней весной»). Среди таких картин – «Весна», отмеченная второй Сталинской премией. В скромном городском сквере ранней весной возле своих матерей играет детвора со свойственной ей непосредственностью, непринужденностью. Веселые игры детей перекликаются с бодрым настроением весенней природы. Всем эмоциональным, пластическим строем картины и прежде всего колоритом художник ведет свой рассказ о том, как хороша и радостна мирная жизнь. Сама Татьяна Ниловна была многодетной матерью и щедро делилась любовью и заботой со своими дочерьми и внуками.
В 1952 году Татьяну Ниловна побывала в Армении по приглашению экзаменационной комиссии Ереванского художественного института. Тогда ее покорила библейская история страны, величественная архитектура, мудрые старые люди и, конечно, армянская живопись. Местный художник Армен Аршакович Атаян вскоре стал вторым супругом Татьяны Ниловны. В браке родилась дочь Гаяне, однако и этот союз распался.
Картина «Утро» получила высокую оценку художественных критиков, пользовалась популярностью долгие годы среди зрителей разных возрастов, репродукции с неё были напечатаны в крупных советских периодических изданиях, учебниках. Многие советские школьники писали сочинение по этому произведению. Рассказывая о радостной атмосфере утра, льющемся из окна солнечном свете, художник через образ девочки передает человеческое тепло, душевность, ясность и свежесть восприятия мира. Для картины позировала старшая дочь Яблонской Елена. Произведение сыграло особую роль в личной жизни ее главной героини. Елена во время учёбы в Московской государственной художественно-промышленной академии имени С. Г. Строганова на факультете декоративного оформления тканей познакомилась с молодым художником из Казахстана Арсеном Бейсембиновым. Будучи еще мальчиком, он влюбился в девочку с репродукции картины «Утро», которая висела у него дома. Елена и Арсен поженились, переехали жить в Казахстан, где у них родился сын Зангар, также ставший художником. Елена Бейсембинова является членом Союза художников и Союза кинематографистов Республики Казахстан.
Татьяна Ниловна написала много детских портретов, в них изобразила детей, согретых материнской теплотой. В каждой картине раскрывалась новая страница детского мира: это и интерес к окружающей жизни («На окне-весна»), и страстное увлечение книгой («Дома за книгой»), рисованием («Девочка за столом», «Уютный уголок»), другие занятия («Слушают радио», «Простудилась», «Сон М. Л. Титова»).
Неразрывно связана с материнством и детством тема семьи. Новая серия работ появилась в творчестве Яблонской, благодаря поездке в Закарпатье – юго-восточный регион Украины в конце 50-х годов XX в. Там возник декоративный стиль, который Татьяна Ниловна активно использовала на протяжении целого десятилетия. Его характеризует стремление к открытому цвету, контрастности пятен, к решению ограниченного по глубине пространства, «крупному кадру», к монументальности и пластичности формы («Молодой лесоруб», «Гуцул Юрко Яновский», «Думитру Бокач», «На базаре в Солотвине», «Вместе с отцом»). В других картинах, таких как «Молодая мать», «Вдовы», «Жизнь (Родоначальница)», «Бумажные цветы», «Мать и дитя», «Жизнь продолжается» художник основное внимание уделяет чертам народного образа. В них Яблонская осмысливает опыт многих поколений, наполненный сложностью и многообразием явлений, радостью и печалью. Яблонская в эти годы создает и серию картин, посвященных свадьбе – «Свадьба», «Невеста», «Молодые», «Обручальное кольцо». Они отличаются праздничным колоритом и настроением. К этой тематике относится графический лист «Нареченные. Жених и невеста» из собрания Белгородского художественного музея. Картина «Старики» из собрания БГХМ приоткрывает противоположную тему – одинокой старости, для которой характерен сдержанный колорит, соответствующий суровому стилю в искусстве.
Особняком стоит одна из самых загадочных картин в творчестве Яблонской – «Юность», написанная в своеобразной сюрреалистической манере. Скупой пейзаж, сдержанный колорит, одинокая фигура юноши с сумкой на плече, повернутого спиной… Небольшое озерцо выделяется на полотне ярким светло-синим пятном. Его цвет и форма придают картине таинственность. Произведение «Юность» критики называли «несвоевременным, нетрадиционным, лишенным личных привязок и объяснений» . В этой же стилистике написана картина «Озерцо», которая считается поздним вариантом работы «Юность». Присутствие в ней мольберта художника обращает внимание зрителя на саму профессию и ее место в повседневной жизни. Таким образом, автор осмысляет свое творчество и ставит перед собой новые вопросы.
В сюжетных картинах и натюрмортах Яблонская часто использовала мотив окна. Оконный проем как архитектурный элемент на картинах художников служит не только фоном или акцентом композиции, но и выступает как метафора надежды, перемен, шага в неизвестное. В своих картинах Татьяна Яблонская использует окно, чтобы сфокусировать взгляд на главном, сконцентрировать внимание. Это такие картины, как «Зимнее окно», «Цветы на окне», «На улицу хочется», «Зеленое окно», «В сиянии осени», «Мое кресло», «Окно моей мастерской», «За чтением», «Вид из нашего окна», «Запах липы», «В осенней мгле», «Гаянэ и зеленое окно».
В 70-е годы прошлого века у Яблонской начинается импрессионистический период в живописи, который неразрывно связан с природой, ее лирическими мотивами. Предпосылками появления стиля стала поездка в Италию в 1972 году, в ходе которой Татьяна Ниловна познакомилась с искусством раннего итальянского Возрождения. Вновь в творчестве живописца меняется техника письма. В произведении «Вечер. Старая Флоренция» Яблонская использует свой любимый мотив окна. Художник в центре композиции расположила свою фигуру спиной к зрителю, показала себя сидящей у распахнутого окна гостиницы. Но взгляд зрителя сосредоточен не на интерьере комнаты, а заострен на красоте древнего города, его архитектуре. С этого времени в творчестве Яблонской ведущим жанром становится пейзаж.
Сюжеты и мотивы для новых произведений художник выбирает тихие, камерные. Это природный сад в цвету и старый дуб, крылечки и крыши деревянных домов, обычный жилой интерьер. В таких произведениях Яблонская обращается к глубокой тональной живописи, в которой главенствующее место занимает цветовая и световая вибрация, активная фактура. Эти открытия помогли автору выразить свои поэтические чувства, передать разнообразие настроений, переживаний. Картина «Старая яблоня», написанная уже зрелым художником, из собрания Белгородского художественного музея несет свою философию круговорота жизни в природе.
Есть у Яблонской и другие пейзажи, в которых изображены различные животные («Пушистая зима», «Пейзаж с черной козой», «Зимой на ферме», «Старая усадьба», «Осень»). В картине «Ясный день» живописец на передний план поместил корову. Чтобы тщательно выписать анатомию животного, Татьяна Ниловна много раз переделывала работу и все равно не была ею довольна. Взгляд коровы обращен к зрителю. Сочная трава, солнце, золотящее рога и спину животного, холмы на заднем плане, пасущееся стадо – все это создает ощущение безмятежного летнего дня. Зимние пейзажи со своими красотами Яблонская писала по этюдам в киевской мастерской, в них также художник вносит анималистический элемент. Зимой жизнь не останавливается. Например, в картине «Зимний день в Седневе» на белоснежном покрывале уже оставлены свежие следы детских санок, а к дому по протоптанной тропинке бежит рыжий кот, оживляющий пейзаж.
Последние 16 лет жизни Татьяна Яблонская прожила непросто. Инфаркт, потом инсульт, после которого отказала правая рука. Художник, несмотря ни на что, продолжал любить жизнь и радоваться каждому дню. Она научилась рисовать левой рукой, заменив кисть пастелью. Последние шесть лет, не выходя из своей квартиры, Татьяна Ниловна рисовала бытовые натюрморты, простые по сюжету, но полные внутреннего света и жизни, отраженной в самих предметах. В те годы художник писал: «Пишу из окон рядом со своим домом. Это «сужение горизонта», наоборот его для меня расширило – открыло красоту и поэзию там, где я их не видела раньше. У каждого из нас есть свое окно, в которое смотрит природа».
В настоящее время картины художника хранятся в музеях стран бывшего СССР, частных коллекциях Европы и США. Ее работы продаются на крупнейших мировых аукционах. Особенно приятно отметить, что часть наследия Татьяны Ниловны из 10 произведений принадлежит собранию Белгородского художественного музея. Картины Яблонской «Под липами» и «В апреле», написанные в импрессионистической манере, можно увидеть в постоянной экспозиции музея.
научный сотрудник
отдела культурно-образовательной деятельности
Марина Мыгаль
В статье использованы фотоматериалы: goskatalog.ru, kstolica.ru, artcontext.info, kulturologia.ru, vk.com/ussr_art, rusmuseumvrm.ru, ixbt.photo, peoples.ru.