Размер шрифта: A A A
Цветовая схема: # # #
Изображения: Вкл. Выкл.
Выберите шрифт: Arial Times New Roman
Интервал между буквами (Кернинг): Стандартный Средний Большой
Интервал между строками: Стандартный Средний Большой
20 декабря - 16 февраля
«Притяжение зимы»
Персональная выставка Ирины Андреевой
Подробнее
25 декабря - 26 января
«В гармонии с миром»
Персональная выставкиа– члена Союза художников России В.Е. Нестеркова
Подробнее
1 ноября - 7 февраля
«Такая разная Надя Рушева»
Выставка графики и скульптуры
Подробнее
Постоянная экспозиция
«Отечественное
искусство XX-XXI вв.»
Участник культурной программы для молодежи «Пушкинская карта»

Зал №1, 2 второй этаж
Подробнее
15 ноября - 31 января
«Образы ускользающей красоты»
Выставка акварельных работ Ю.В. Данченко и Л.И. Явтушенко

Музей-мастерская заслуженного художника РФ С.С. Косенкова
Подробнее
Пушкинская карта
Культурный проект для молодежи
Подробнее
Уважаемые посетители!
Нам важно Ваше мнение! Оцените работу нашей организации.
Для этого используйте QR-код или перейдите по ссылке.
Подробнее
Меры поддержки участников специальной военной операции
Подробнее
Художественный салон открыт для посетителей
Режим работы:
Ежедневно с 10:00 до 19:00
Перерыв с 14:00 до 15:00

Вторник выходной
Подробнее
Школа керамики в БГХМ
Участник культурной программы для молодежи «Пушкинская карта»
Подробнее
Вам у нас понравилось? Расскажите нам!
Чтобы оценить условия предоставления услуг используйте QR-код или перейдите по ссылке ниже.
Подробнее
Главная » О музее » Наука и публикации » Искусствоведы рассказывают » Образ Лермонтова в произведениях БГХМ

Образ Лермонтова в произведениях БГХМ

В 2024 году отмечается 210 лет со дня рождения поэта М.Ю. Лермонтова. Несмотря на короткую жизнь, Михаил Юрьевич оставил богатое литературное и художественное наследие. Произведения Лермонтова стали классикой отечественной литературы, оказали влияние на последующие поколения творческой интеллигенции. Образ самого поэта привлекал многих художников и был воплощен в разные годы в основных видах изобразительного искусства.

Известно около десяти прижизненных портретов Лермонтова. На большинстве из них поэт представлен в военном мундире на фоне кавказской природы, например, в картине кисти академика Императорской Академии художеств П.Е. Заболотского. Это изображение на долгие годы стало каноническим. Данный портрет выполнен по заказу бабушки поэта Е.А. Арсеньевой в 1837 году. Интересным фактом является то, что Михаил Юрьевич тяготел к изобразительному искусству и выполнил несколько своих автопортретов. В одном из них, созданном в 1837-1838 годах, он показал себя в мундире Нижегородского драгунского полка: в черкеске с газырями на груди, бурке на плече, с шашкой на поясе на фоне горного пейзажа.

Петр Ефимович Заболотский, о ком было сказано выше, давал уроки живописи в 1836 году нескольким офицерам, среди которых был Лермонтов. В своих рисунках, набросках, акварелях Михаил Юрьевич проявил себя самобытным автором, с индивидуальным творческим почерком. Лучшие произведения изобразительного искусства, созданные им, связаны, прежде всего, с Кавказом и воплощены в духе романтической живописи. За свою короткую жизнь Михаил Юрьевич написал более 13 картин маслом, около 40 акварелей, множество рисунков пером, сепией, карандашом. Как художник, Лермонтов охватил широкий диапазон тем: от военных и анималистических сюжетов до пейзажных мотивов и иллюстраций. Произведения хранятся в литературных музеях, к сожалению, часть из них в настоящее время не сохранилась.

В XIX-XX веках образ поэта, а также лермонтовских персонажей в живописи и графике воплотили такие известные авторы как М.А. Врубель, П.П. Кончаловский, Ф.А. Фаворский, И.С. Глазунов, Б.А. Семенов, Б.В. Щербаков и другие. Помимо портретов Лермонтова, художники писали сюжетные произведения, в которых окружали знаменитого литератора его современниками, тем самым подчеркивая взаимосвязи в творческом кругу. Многие художники посещали лермонтовские места, знакомились с мемориальными музеями. Результатом таких поездок стали целые серии, посвященные жизни поэта. Авторы также иллюстрировали его литературные произведения, воплощали образы героев в театре и кинематографе.

В собрании Белгородского художественного музея хранится несколько произведений, связанных с жизнью и творчеством поэта, в том числе портреты Лермонтова.

Один из них выполнен Анной Николаевной Пискаревой. Выпускница Московского государственного художественного института им. В.И. Сурикова (мастерская Е.А. Кибрика) работала в жанрах пейзажа, портрета, сюжетной композиции в разных графических техниках. Долгое время А.Н. Пискарева трудилась на Комбинате графического искусства, где увлеклась литературной темой. Ею выполнены портреты А.С. Пушкина, Н.А. Некрасова, М.Е. Салтыкова-Щедрина, Л.Н. Толстова, А.С. Грибоедова, а также иллюстрации к их произведениям. За эту серию в технике цветной линогравюры Пискарева была удостоена премии Московского союза художников. Все портреты выполнены в едином стиле. Лермонтова художник представила как военного (мундир похож на изображение П.Е. Заболоцкого) на фоне горного ландшафта. Образ Лермонтова романтичен и загадочен. Анна Николаевна подчеркивает значение службы в жизни поэта и особое отношение автора к природе. Горные очертания, звезды, извилистая речная долина довершают изображение, отсылают к лирике поэта.

Кавказ как неотъемлемая часть жизни Лермонтова встречается и в произведениях М.Н. Добронравова. Художник родился на Белгородчине. Окончил Харьковский художественный институт. Одной из тем творчества Михаила Николаевича стала литературная. Он выполнил графические портреты литераторов, посвятил им несколько сюжетов, иллюстрировал произведения А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Т.Г. Шевченко, Н.Г. Чернышевского.

В одной из акварелей Добронравова Лермонтов изображен на коне, в мундире во время службы. На заднем плане видны очертания гор. Пейзажу художник отводит значительную роль в композиции, создавая, таким образом, динамику в рисунке и подчеркивая родство поэта со стихией. В своем творчестве Михаил Юрьевич воплощал основы принципа романтизма, развивающие темы высоких идеалов дружбы, любви, отношения к Отечеству, природе. Дорога – один из любимых символов романтиков. Акварель М.Н. Добронравова «Прощай, немытая Россия» названа по одноименному стихотворению и изображает сложный путь изгнанника.

При жизни поэта стихотворение не публиковалось. Предполагают, что было написано М. Ю. Лермонтовым в мае 1840 года (ссылка на Кавказ из-за свободолюбивых взглядов, отраженных в поэзии) или в апреле 1841 года, когда поэт, не добившись отставки, был вынужден покинуть Петербург. В стихотворении наблюдается явное подражание Д. Байрону и А.С. Пушкину. Если в предыдущей акварели Добронравова композиция открытая, и дорога выводит героя навстречу зрителю, то в этом рисунке композиция замкнута. Экипаж увозит мужчину, изображенного спиной к зрителю, в чужие края. Фигура внешне похожа на Лермонтова. Он прощается с родиной. Темные цвета подчеркивают тоску, безысходность, одиночество, а может, и предчувствие близкого исхода жизни.

Среди авторов, проделавших большое исследование творчества Лермонтова – Б.В. Щербаков. Любовь к литературе сделала его основоположником нового жанра в искусстве – литературного пейзажа. Художник в течение нескольких десятилетий работал над серией «По памятным литературным местам», в которую вошло около четырехсот живописных и графических произведений. Борис Валентинович создал 6 крупных циклов литературных пейзажей, посвященных отечественным писателям и поэтам. В этих произведениях он стремился отразить отношение великих русских литераторов к Родине. Художник запечатлел портреты и места, связанные с А.С. Пушкиным, М.Ю. Лермонтовым, Л.Н. Толстым, И.С. Тургеневым, А.П. Чеховым, М.А. Шолоховым.

Работая над лермонтовской серией, Щербаков отправился в село Тарханы бывшей Пензенской губернии и Пятигорск. Художника впечатлили зеленые ландшафты, необозримые дали, холодная суровость горных массивов. Более 20 произведений были посвящены Лермонтову. Известен пастельный портрет поэта, в котором он изображен в мундире, но с пером в руке в момент творчества. К этой серии принадлежит и картина «Дубки под Чамбаром», отсылающая зрителей к красотам пензинских краев, где прошли детство и юность поэта. Два молодых, полных сил дуба и большой камень у их подножия олицетворяют мощь и незыблемость первозданной природы, нетронутой человеком. Цветущий зеленый луг и высокое светлое небо с легкими белеющими облаками смягчают суровость и вносят в композицию простор. «Странствуя по дорогам бывшего Чембарского уезда, я всюду ощущал почти реальное присутствие поэта. В этих местах трудно отделаться от этого ощущения, у барского ли дома в тархановской усадьбе, на берегу ли речки Милорайки в Апалихе или среди изрезанных оврагами лесистых холмов, окружающих когда-то непроходимое болото», – писал художник, вспоминая путешествие по лермонтовским местам.

Образ Лермонтова воплощен также в сюжетных произведениях. В постоянной экспозиции Белгородского художественного музея находится картина выпускника Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина Л.В. Худякова «Возьмемся за руки, друзья. Поэт Булат Окуджава». Она посвящена творчеству известного барда и названа строкой из его песни. Целый ряд стихотворений Окуджава посвятил темам дружбы, творческого процесса, судьбы творца («Живописцы», «Песенка о Моцарте», «У поэта соперников нету», «В нашей жизни, прекрасной, и странной», «Мне не хочется писать» и другие). В сложной многофигурной композиции художник изображает барда в разные периоды его жизни, окружая поэтами и писателями разных эпох. Так он показывает общность мыслей и духа русских классиков, непрерывность литературных традиций. В верхней части картины изображена дуэль Пушкина с Дантесом. Всю длину полотна прочерчивает траектория рокового выстрела, которая проходит и через фигуру Лермонтова. Автор картины подчеркивает преемственность и литературной, и трагической доли поэтов. Тема внезапно прерванной жизни, сложной творческой судьбы прочитывается также в образах других литераторов: Гоголя, Достоевского, Маяковского.

В триптихе, посвященном А.С. Пушкину и созданном творческим тандемом старооскольских художников П.С. Шляпниковым и В.В. Голышевым, также есть изображение Лермонтова. На одной из частей Пушкин представлен в окружении соратников, среди которых литераторы, художники, музыканты. Здесь, кроме Михаила Юрьевича запечатлены фигуры Гоголя, Некрасова, Васнецова, Толстого, Чехова, Есенина, Горького, Тютчева, Мусорского, Римского-Корсакова, Кюхельбекера и других. Пушкин здесь озарен светом ангела и изображен с раскрытой книгой. В картине авторы подчеркивают тесную связь литературного и художественного сообщества, место поэтов и писателей в отечественной и мировой культуре. Лермонтов – в красном мундире, сидящий на стуле с пером в руке. Несмотря на то, что Пушкин и Лермонтов и не были знакомы, они во многом были похожи. Их раннее творчество развивалось под влиянием Байрона, их объединяли похожие мотивы, темы, сюжеты литературных произведений. Стихотворение «Смерть поэта», написанное Лермонтовым, наглядно рассказывает о гибели А.С. Пушкина и вине высшего общества в его смерти.

Образ поэта также широко воплощен в монументальной и станковой скульптуре. Первый памятник Лермонтову был выполнен А.М. Опекушиным (он же является первым автором памятника А.С. Пушкину) и установлен в Пятигорске в 1889 году. Бронзовая скульптура поэта расположена на гранитном пьедестале, похожем на скалу. За его спиной находится гора Машук, у подножья которой завершился земной путь Лермонтова. А перед его взором – Кавказский хребет и Эльбрус. Поэт изображен в минуты вдохновения: неслучайно у его ног лежит раскрытая книга, а у передней части пьедестала – символы литературного творчества: бронзовый венок, лира и перо. В настоящее время в России и ближнем зарубежье установлено более 50 памятников и 15 мемориальных досок Лермонтову, выполненных в разных материалах и техниках.

Портрет Лермонтова, созданный А.И. Григорьевым в 1946 году, демонстрируется в постоянной экспозиции Белгородского художественного музея. Скульптор обучался в Вхутемасе-Вхутеине у И.С. Ефимова, И.М. Чайкова, В.И. Мухиной, М.С. Родионова и В.А. Фаворского. Анатолия Ивановича вдохновляли образы творческих личностей разных эпох, среди которых Данте, Леонардо, Микеланджело, Пушкин, Лермонтов, Толстой, Врубель и многие другие. Мастер работал без устали и необыкновенно продуктивно, создав за свою жизнь около девятисот произведений. Монументальные скульптуры автора находятся в Крыму и Москве. Григорьева также привлекали герои литературных произведений. Скульптором было создано более пяти портретов Лермонтова. Эти камерные изваяния находятся в литературных музеях России.

Портрет Лермонтова из Белгородского художественного музея представляет собой погрудное изображение поэта в военной форме. Сосредоточенный, горделивый взгляд выдает противоречивую, сложную натуру. По воспоминаниям современников Михаил Юрьевич отличался непростым, двойственным характером: с одной стороны был ранимым и ищущим уединения, с другой – вспыльчивым и злопамятным. Сложность характера, подвижность души поэта скульптор передает беспокойной импрессионистической фактурой. Патина придает скульптуре благородство, подчеркивает красоту формы.

Еще один автор, к которому мы обратимся в контексте лермонтовского образа, художник-график из Пензы – К.П. Сиротов. В Пензе родились многие русские писатели, поэты, критики: П.А. Вяземский, Д.В. Давыдов, В.Г. Белинский, М.Е. Салтыков-Щедрин, Н.А. Радищев. Выпускник Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина с детства был окружен литературой. В своем творчестве Сиротов много внимания уделял книжному иллюстрированию. Среди литераторов, чьи произведения оформлял Сиротов – А.Н. Толстой, А.И. Куприн, Н.С. Лесков. Художник работал в техниках линогравюры, автолитографии, пастели, акварели. Константин Павлович выполнил серию работ, посвященных имению Лермонтова в Тарханах, где в настоящее время находится музей-заповедник. В этих местах формировалось мировоззрение поэта, его отношение к Родине, уважение к простому народу. Художник показал красоту этого края в работах, созданных в техниках оригинальной и печатной графики. Он выполнил более 10 рисунков гуашью, литографии, линогравюры.

В цветной литографии «Зима в Тарханах» изображен Лермонтовский музей-заповедник «Тарханы». Произведение выполнено в 1973 году, это позволяет утверждать аналогичный эстамп из собрания Пензенской областной картинной галереи им. К.А. Савицкого. Дом Е.А. Арсеньевой – одна из главных достопримечательностей музея. Он красив в любое время года, но особое очарование приобретает именно зимой. Художник, хорошо зная эти места, выбрал удачный ракурс. Пышное убранство зимнего дня придает притягательность деревянному двухэтажному дому с мезонином, колоннами и балконом. Архитектурную композицию гармонично дополняет памятник поэту, выделенный силуэтом. Памятника в настоящее время на прежнем месте нет. Он простоял перед зданием до 1985 года, потом его заменили на другой.

Несмотря на небольшое количество в собрании Белгородского художественного музея произведений, посвященных Лермонтову и его творчеству, они дают достаточно емкое представление о поэте, его месте в отечественной литературе. В каждом виде изобразительного искусства художники представляют выразительный, запоминающийся образ Михаила Юрьевича.

 

научный сотрудник
отдела культурно-образовательной деятельности
Марина Мыгаль

 

 

В статье использованы фотоматериалы: tretyakovgallery.ru, goslitmuz.ru, artlib.ru, artminsk.ru, tarhany.ru.

 

 

×
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!