Переплетение чувств Ольги Поповой
Непревзойденный мастер гобелена, график, книжный иллюстратор, путешественница, дизайнер, общественный деятель, наставник и великолепный организатор — список амплуа Ольги Поповой бесконечен. Её без преувеличения можно поставить в ряд настоящих красавиц России. Ею трудно не восхищаться! Долгие годы Ольга Александровна возглавляла Белгородское региональное отделение Союза художников России. Она стала идейным вдохновителем Международного славянского пленэра, который проводится на Белгородчине с 2000 года. Талант художницы снискал многочисленные награды и поощрения.
В 2019 году белгородская художница отмечает свой юбилей.
Ольга Александровна Попова родилась 3 июня 1959 года в Москве. Её раннее детство прошло в Сергиево-Посадском районе Подмосковья. Отец Ольги Александр Иванович — маркшейдер по специальности, после защиты кандидатской диссертации был направлен в Белгород, на развитие Белгородской Магнитки. Несколько позже сюда переехала и вся семья. То, что Оля поедет учиться в Москву, было чем-то само-собой разумеющимся: в свое время столичные институты закончили родители, и там жили родственники. Целенаправленная поездка с папой после 9-го класса по московским вузам определила выбор: Ольга решила стать конструктором одежды.
Поступление предполагало сдачу экзамена по рисунку, и 10-ый год учёбы Ольга совместила с активными занятиями в Детской художественной школе. Михаил Семёнович Дорофеев, директор художественной школы, оценив способности ученицы, зачислил её сразу в третий класс. Так, за один год Ольга окончила художественную школу. Дополнительный год подготовки под руководством Дорофеева, а затем месяц занятий в Москве обеспечили создание солидного портфолио, которое требовалось для допуска в Московский технологический институт. Ольга Александровна поступила на специальность моделирования одежды. Однако первый семестр учёбы в вузе открыл для студентки много нового и интересного, в частности, искусство гобелена, и она перевелась на отделение художественного текстиля, оставив созданию одежды место самого любимого хобби.
Вуз дал Ольге Александровне серьёзную профессиональную подготовку. Она училась с огромным интересом и с отличием окончила институт. Дипломную работу — гобелен «Моё детство — Красный конь» — Ольга Александровна выполняла специально для Белгородского городского дворца пионеров. Создание дипломной работы осуществлялось на Украине, в посёлке Решетиловка Полтавской области — настоящей Мекке художников-гобеленщиков. Здесь реализовывали свои монументальные произведения художники со всего Советского Союза. Именно эти два месяца проведённые в Решетиловке в наблюдении за работой профессиональных ткачей, позволили Ольге Александровне научиться ткать быстро, высококачественно и при этом свободно решать любые пластические, композиционные, образные задачи.
После защиты дипломной работы в июле 1983 года Ольга вернулась в Белгород, где её уже ждали в только, что образованный Белгородский художественный музей. Но, как бы интересно не было проводить экскурсии, Ольга всё же понимала, что её удел — собственное творчество.
Ольга Попова погружается в творчество всецело. Великолепно работает в акварели, пастели, в технике офорта, литографии, в области монументального текстиля (театральные занавесы), книжной иллюстрации, батика. Но выбранное 40 лет назад искусство «кочующей фрески» остаётся главным направлением в творчестве автора.
По словам художницы, гобелену доступны чувства, страсти, он способен вызвать у зрителя сложные душевные переживания, волнения, радость. Живописно-станковые гобелены Ольги Поповой покоряют своей цветовой мощью и фантазией. Главной темой в своих работах Ольга Александровна выбирает богатство и многогранность человеческих чувств: смятение, боль, страсть, трепет, отчаяние. В гобелене «Затмение» (1987) мы прочитываем философские размышления о катастрофе, вызванной «затмением» человеческого разума. Лилово-фиолетовые линии в его композиции словно пульсирующие вены живого, но уже «перерождающегося» человека. Сюжет гобелена «Холокост» (1990) из фондов Белгородского художественного музея повествует о бессмысленной жестокости, о тёмной стороне homo sapiens, способных планомерно массово истреблять себе подобных.
Эскизы к тканым работам художница в основном делает в акварели. Ольга Попова считает, что у
гобелена с акварелью очень много общего. В природе самого ткачества заложена акварельность. Именно она позволяет художнику формировать нужное пространство, прозрачность, эфирное тело художнических видений.
В фондах музея представлены и другие виды творчества, в которых художница прекрасно себя проявила: батик, рисунки пастелью, акварелью, книжная иллюстрация. Произведения Ольги Александровны украшают интерьеры общественных зданий города Белгорода и области. Помимо Белгородского государственного художественного музея, ее работы также хранятся в историко-художественном музее объединенного Мемориального музея Ю. А. Гагарина (г. Гагарии), в частных собраниях России и за рубежом. Белгородский художественный музей от души поздравляет Ольгу Александровну с юбилеем и желает новых творческих свершений!
Старший научный сотрудник научно-экспозиционного отдела Людмила Булгакова