Промыслы глиняной игрушки в собрании БГХМ
В постоянной экспозиции Белгородского художественного музея целый раздел посвящен декоративно-прикладному искусству и народным промыслам. Коллекция произведений XX и XXI веков позволяет проследить, как традиционное искусство влияет на произведения современных мастеров, которые черпают вдохновение в его приемах, пластике и стилистике, предлагая свое видение и художественное решение.
Значительная часть экспозиции посвящена промыслам художественной керамики. Подсобным промыслом при основном гончарном испокон веков выступала глиняная игрушка, в которой лаконично и емко отразилось мировоззрение русского человека, его тесная взаимосвязь с природой и окружающим миром. Видный исследователь русского народного искусства В.С. Воронов называл игрушку «малой бытовой скульптурой» и справедливо отмечал ее «внутреннюю непрактичность», что, по его мнению, только расковывало творческую фантазию мастеров. Он полагал, что сами создатели игрушек «часто чувствовали в них гораздо большее содержание, чем минутная утеха детства». С минимальными затратами материала и технических усилий народные мастера создавали выразительные формы, и поныне впечатляющие своеобразным сочетанием искусства пластики и живописи.
Игрушка – особый вид народного искусства: непосредственная функция далеко не всегда играла в нем существенную роль. За исключением некоторых свистулек и погремушек, предназначенных для определенных игровых действий, многие лепные и раскрашенные фигурки исполнялись для развлечения, разглядывания, а в XIX-XX веках даже как украшение интерьера, подобно фарфоровым статуэткам.
Визитной карточкой России является промысел Дымковской игрушки, который разнообразно представлен в экспозиции музея. История промысла берет свое начало в бывшей слободе Дымково, что недалеко от Вятки. Традиция жива и по сей день, в знак уважения и почитания промысла в 2010 году в Кирове установили памятник Дымковской игрушке. Традиционными и постоянно повторяющимися в дымковской игрушке образами являются всадники, водоносы, няньки, барыни в кокошниках и расширяющихся книзу колоколообразных юбках, а также петухи, индюки и т.п. Все они явно пришли из XIX-начала XX веков, что подтверждают костюмы и головные уборы женских образов.
В русской одежде с середины XIX века сарафан вытеснился яркими юбками из тафты, штофа, парчи, ситца. Они хорошо сочетались с душегреями, фуфайками, холодниками, которые позже заменили кофты. Быстрый переход горожанок от сарафанов к платьям, по-видимому, был связан с тем, что в 1840-е годы в моду вошел кринолин – специальная конструкция в виде широкой юбки на обручах, который придавал юбке колоколообразную форму. Как отмечают исследователи, образ плывущей, пышнотелой женщины соответствовал народному представлению о красоте. Не случайно кринолины сохранились среди образов народного искусства даже тогда, когда о нем забыли все. Это видно в изображении «барынь» в дымковской игрушке и в росписях городецких прялок. Голову женщин украшали как русские головные уборы в виде кокошника, так и европейские капоры.
У истоков промысла стояли такие мастера как Анна Афанасьевна Мезрина, Елизавета Александровна Кошкина, Алексей Иванович Деньшин. В 60-80-е годы XX века образы игрушек обновляются, переосмысливаются и, почти не меняя своего облика, становятся «воспитательницами в детском саду», «учительницами», «колхозницами», «доярками».
Изначально обожженные до красно-раскаленного состояния и остывшие в печи игрушки покрывали ослепительным белым слоем мела, разведенного на снятом молоке. По этой побелке выполняли яркую многоцветную роспись, применяя на одной фигурке от 4-х до 8-ми цветов. В настоящее время используют темперные краски, разведенные на яйце. Отличительной особенностью дымковского промысла является применение сусального золота или потали, которые наклеивали поверх узора, тем самым придавая игрушке еще большую нарядность.
Фонды нашего музея пополнились чудесными дымковскими игрушками в 2012 году после командировки сотрудников в город Киров. Самые ранние образцы игрушек (1960-1970-х годов) принадлежат известной потомственной мастерице Зое Васильевне Пенкиной. Ее композиции «Доярка», «Материнство» отличаются монументальностью форм и ярким цветовым решением: белые юбки барышень выглядят нарядно и элегантно, крупные узоры в виде кругов и точек напоминают ажурное кружево. Работы Нины Николаевны Сухановой, члена Союза художников РСФСР, ученицы Пенкиной З.В. и Кошкиной Е.З., выполненные в 1973-1975 годах, продолжают добрую традицию промысла. Ее «Карусель» выполнена с характерными для дымки элементами декора и росписи, а сюжет уносит зрителей в далекое счастливое детство, когда можно было беззаботно и радостно проводить время на веселых аттракционах. Многоцветные индюки, беспокойные нянюшки, быстрые тройки лошадей, влюбленные парочки, персонажи народных сказок и другие образы игрушек в исполнении Борняковой Н.П., Барановой Г.И., Ушаковой Л.Г., Втюриной Л.А., Лалетиной А.А., Колчановой Р.А. украшают постоянную экспозицию музея.
Не менее известной является Филимоновская игрушка, история которой насчитывает более 700 лет. По легенде, деревня Филимоново была названа в честь деда Филимона – мастера гончарных дел, богомаза и игрушечника. Игрушки этого промысла почти всегда со свистом; даже крупных размеров «бабы» держат под рукой птичку-свистульку. Обычно высота игрушек – от 5 до 20 см, но иногда бывает до 40 см. Их сюжеты не так разнообразны, как у дымковских, однако малое количество композиций не влияет на их художественное значение. Основные образы: женская фигура (баба), мужская фигура (солдат), баран, конь, всадники, олень, петух, собака, корова. В некоторых заметно влияние дымковской игрушки (например, доярка, всадник), но ряд сюжетов исключительно местные: лиса с зеркалом, солдат с гусем, любота (влюбленные).
В конце XIX века в связи с ростом фабричного производства игрушечный промысел пришел в упадок. Люди стали охотнее покупать фабричную продукцию, которая стоила гораздо дешевле. В начале ХХ века производство филимоновской игрушки сократилось настолько, что оставалось лишь несколько мастериц: Анна Иосифовна Дербенева, Александра Федоровна Масленникова, Антонина Ильинична Карпова, Евдокия Ильинична Лукьянова и Елена Кузьминична Евдокимова. Благодаря их преданности делу и высокому мастерству, промысел удалось спасти.
Фигурки имеют очень обобщенные, условные формы, вытянутые пропорции, удлиненные шеи и головы, что объясняется свойствами материала – местной жирной глиной, требующей многократного заглаживания в процессе лепки; но в этом же их своеобразная привлекательность и неповторимость. При этом их условность гармонично сочетается с одухотворенностью и живой убедительностью образов. Процесс обжига филимоновских игрушек удивляет кардинальным преобразованием, когда темная синеватая глина – «синика», становится белоснежной.
Если дымковские барыни следовали моде в выборе нарядов, то одежда филимоновской игрушки связана со старинными символами-оберегами. Узоры филимоновской игрушки – пестрые чередующиеся яркие полоски красно-малинового, зеленого, красного цветов на желтом фоне имеют звучный колорит. В старину им придавали символическое значение: считалось, что желтый цвет олицетворяет воздух и солнце, красный – тепло и красоту, зеленый – весну и жизнь. Полоски повторяются, выстраивая выразительный ритм – «тигровость». Крестики, круги, звездочки, солнышки, волнистые линии, точки, елочки сочетаются с гладко окрашенными частями. Особенно нарядно расписывают женские фигурки, причем не только полосами, но и розетками, треугольниками, цветами. Потомственные мастерицы наносили узор на обожженные игрушки куриным пером, что придавало им особое очарование и неповторимость.
Сегодня посетители Белгородского художественного музея могут полюбоваться работами именитых потомственных мастериц: Пелагеи Сергеевны Карповой, Евдокии Ильиничны Лукьяновой и Елены Кузьминичны Евдокимовой, которая рассказывала: «Игрушки наши – все свистульки, Люботу только от свистка освободили. А барынькам и солдатам полагается иметь под мышкой птицу-свистульку».
Особой аутентичной красотой наполнены образы Суджанской игрушки из Курской области, дополняющие тематический раздел в экспозиции музея.
Ремесленный гончарный цех как объединение мастеров-гончаров по рассказам суджанских старожилов возник в слободе Гончарная Гора в середине XVII века. В то время Суджа была слободой Сумского слободского казачьего полка. Традиции цеховой организации, скорее всего, были перенесены в Суджу из других гончарных мест Украины, где ремесленное цеховое устройство получило активное развитие в XVI-XVIII столетиях.
Большая часть жителей занималась изготовлением повседневной посуды, печных изразцов, труб, заслонов, декоративных изделий, игрушек-свистунов (в других регионах – свистулек). Игрушки в основном делались для своих детей и небольшими партиями на продажу, так как они были не основной статьей дохода. Со временем стали складываться потомственные династии гончаров. Каждое семейство имело свои традиции, которые переходили из поколения в поколение.
Промысел угас в 30–50-е годы ХХ века, когда свободное ремесленничество было запрещено советской властью. В течение двадцатого столетия промысел сохранился только в гончарном цехе Суджанского кирпичного завода. Современный период существования промысла связан с деятельностью Спесивцева Степана Савельевича (1928–2001 гг.) и его сына Спесивцева Юрия Степановича (1963 г.р.), народного художника России, члена Союза художников РФ. В 1991 году было организовано школьное отделение «Молодежная артель гончаров», которое стало своеобразным центром по сохранению русских ремесленных традиций. Основной работой Юрия Степановича стала деятельность по реконструкции изделий и созданию коллекции традиционного набора гончарной посуды. В условных образах самобытных фигурок-скульптур – всадников, птиц, зверей, игрушек-свистунов прочитываются отголоски древнего искусства. Этому промыслу присуща лаконичность форм, декор глазурями земляных оттенков.
Имея многовековую историю, в глиняных образах современной игрушки прослеживаются языческие корни. Работа народного мастера России Широкого А.В. «Весна» представляет собой фигурку женщины, держащую в поднятых руках двух птиц. Она напоминает древнее изображение богини Макошь (Мать-Сыра земля), которое часто использовали в народной вышивке, резьбе по дереву и т.д.
Завершает знакомство с глиняной игрушкой в постоянной экспозиции музея достопримечательность Белгородского региона.
Промысел старооскольской игрушки предположительно возник в конце XVII века возле города Старый Оскол, который был основан в конце XVI века как один из сторожевых постов. В основном там жили казаки, стрельцы, а также пушкари, ямщики. В одной из таких слобод на Казацких буграх располагались гончары-ремесленники. Игрушки того периода архаичны, основные образы – всадники, кони, барашки, утицы, в которых просматриваются следы ангобной росписи в виде вертикальных полос. Ангоб – это покрытие из жидкой глины. Его наносят на поверхность изделия до обжига, в результате чего получают узор терракотового цвета. Лицо оформлялось в виде небольшого налепа с защипом 2-мя пальцами, имитирующим форму носа и прокалыванием глаз и рта плоской палочкой. Из-за этого лицо имеет некое подобие маски.
Своего расцвета игрушечный промысел достиг в конце XIX столетия. Но в 1930-х годах промысел перестал существовать. Второе рождение старооскольской игрушки связано с именами потомственных мастеров сестер Гончаровых – Ольгой Михайловной, Натальей Михайловной, и Евдокией Михайловной Тарарыевой (Гончаровой). Случилось это в 80-х годах прошлого века. Известный московский художник и коллекционер М. Никитин по пути в Москву остановился в Старом Осколе и стал интересоваться местным гончарством. Работы сестер Гончаровых стали настоящим открытием – ведь «посадской» игрушки (по классификации искусствоведов) к тому времени в России уже не было. Учениками сестер Гончаровых стали супруги Лобынцевы, Владимир Иванович и Татьяна Викторовна. За высокий профессионализм им было присвоено звание «Народный мастер России».
Оскольские женские фигурки – это типичные барышни-крестьянки, а точнее – мещанки. Затейливые шляпки, муфты, сумочки через плечо – провинциальная мода рубежа XIX-XX веков. Лепится из глины белого или различных оттенков розового цвета. Игрушки по размеру небольшие, стройные, изящные. Форма стилизована и упрощена, пластична, компактна, лаконична, с минимальным количеством характерных налепных деталей в виде оборок, головных уборов (капоров), сумочек и муфт. Часто в руках барынь – кувшин-свисток, курочка-свисток или запеленатый младенец. В пару элегантным барыням – галантные кавалеры в шляпах, пестрых рубахах, полосатых штанах и кожаных сапогах, словно щеголи того времени. Один из излюбленных сюжетов – первый парень на селе – гармонист, и как следствие деревенских посиделок – парочки (гармонист и барыня). Отдельное место среди игрушек занимают бравые всадники-казаки, гордо восседающие на приземистых боевых конях. Практически все фигурки животных имеют два вида: двуногие и четырехногие, при этом обязательно имеющие свистки. Считалось, что свист отгоняет злых духов, однако, бытует и другое мнение, что свист выполняет основную игровую функцию игрушки для детей и не несет в себе языческих традиций.
В экспозиции музея промысел старооскольской глиняной игрушки представлен работами трех мастериц, народных мастеров России и Белгородской области: Рощупкиной О.М., Абрамовой Е.В. и Никишиной Н.Н.
В настоящее время игрушка успешно возрождается в городе Старый Оскол, где работает ученица супругов Лобынцевых, – Оксана Михайловна Рощупкина, многократный победитель всероссийских конкурсов. Особенность работ Оксаны Михайловны заключается в многообразии новых образов и наличии «декораций»: деревьев, городских видов, архитектурных элементов. Ее гусары, музыканты, русские воины, хороводы хранятся во многих музеях страны, в том числе – Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства (г. Москва). Изящны и утонченны игрушки в исполнении Абрамовой Елены Васильевны. Их роспись отличается применением голубого и красно-черного цветов, а образы животных дополнены различными декоративными элементами. Наталья Николаевна Никишина – многогранный художник. Она мастерски выполняет лоскутные панно, изготавливает текстильные куклы, а также ведет большую работу по сохранению старооскольской глиняной игрушки. Ее образы – это барыни архаического периода, воплощающие в себе ценные связи утраченного ремесла и возрожденных традиций.
Один из исследователей верно заметил, что «игрушечное гончарное дело было не простым ремеслом, а творчеством крестьянина, где он как художник решал задачи формы и содержания». Корни сегодняшней игрушки – в глубине нашей истории.
Заведующий отделом культурно-образовательной деятельности Юлия Евсюкова