Размер шрифта: A A A
Цветовая схема: # # #
Изображения: Вкл. Выкл.
Выберите шрифт: Arial Times New Roman
Интервал между буквами (Кернинг): Стандартный Средний Большой
Интервал между строками: Стандартный Средний Большой
80-я годовщина Победы в Великой Отечественной войне
16 апреля- 26 мая
«Часть жизни»
Выставка живописи и графики Владимира Половнёва

Участник культурной программы для молодежи «Пушкинская карта»
Подробнее
11 апреля - 5 июля
«Сквозь окна»
Выставка живописи и графики из фондов БГХМ

Участник культурной программы для молодежи «Пушкинская карта»
Подробнее
9 апреля- 25 апреля
«Мастерская Косенкова»
Выставка набросков

Участник культурной программы для молодежи «Пушкинская карта»
Подробнее
13 марта - 21 апреля
«Люди в истории и искусстве»
Персональная выставка Дмитрия Горина, приуроченная к 75-летнему юбилею скульптора

Участник культурной программы для молодежи «Пушкинская карта»
Подробнее
6 марта - 18 апреля
«Отражение»
Персональная выставка А.А. Галюзина, к 80-летию со дня рождения художника

Участник культурной программы для молодежи «Пушкинская карта»
Подробнее
Фестиваль граффити
«Сделай жизнь ярче!»
Прием заявок открыт
Подробнее
«Белгородская палитра-2025»
Областной ежегодный конкурс юных художников
Подробнее
6 февраля - 16 июля
«Разговор по душам»
Выставка графики и скульптуры из фондов БГХМ

Участник культурной программы для молодежи «Пушкинская карта»
Подробнее
Постоянная экспозиция
«Отечественное
искусство XX-XXI вв.»
Участник культурной программы для молодежи «Пушкинская карта»

Зал №1, 2 второй этаж
Подробнее
Пушкинская карта
Культурный проект для молодежи
Подробнее
Уважаемые посетители!
Нам важно Ваше мнение! Оцените работу нашей организации.
Для этого используйте QR-код или перейдите по ссылке.
Подробнее
Меры поддержки участников специальной военной операции
Подробнее
Художественный салон открыт для посетителей
Режим работы:
Ежедневно с 10:00 до 19:00
Перерыв с 14:00 до 15:00

Вторник выходной
Подробнее
Школа керамики в БГХМ
Участник культурной программы для молодежи «Пушкинская карта»
Подробнее
Вам у нас понравилось? Расскажите нам!
Чтобы оценить условия предоставления услуг используйте QR-код или перейдите по ссылке ниже.
Подробнее
Главная » О музее » Наука и публикации » Искусствоведы рассказывают » Промыслы художественной керамики в постоянной экспозиции БГХМ

Промыслы художественной керамики в постоянной экспозиции БГХМ

В постоянной экспозиции Белгородского художественного музея ярко представлено декоративно-прикладное искусство и народные художественные промыслы России: роспись по ткани, финифть, лаковая миниатюра, лоскутное шитье, резьба по дереву и т.д. В отличие от произведений декоративно-прикладного искусства, которые создаются одним или несколькими авторами, имеющими академические знания, – народные художественные промыслы обязательно базируются на традициях определенной местности. Ценность и уникальность народных промыслов заключается в том, что со временем сюжеты обрели глубину, а мастерство стало более отточенным, отсеялось все второстепенное и случайное. Художники объединялись в артели, открывались целые фабрики. Многие изделия стали символами своих регионов: в их линиях и расцветках отразилась философия местных жителей, коллективное понимание красоты. На сегодняшний день, на территории России существует более 70 народных художественных промыслов, и каждый из них уникален, словно камень-самоцвет в многоцветном ожерелье России.

Сегодня мы познакомимся с промыслами художественной керамики, представленными в постоянной экспозиции музея. В фондах БГХМ на июнь 2024 года насчитывается 353 предмета из керамики. К их числу относят как произведения, выполненные способом ручной лепки, так и созданные с помощью отливки и на гончарном круге. Следует отметить, что работы, выполненные на гончарном круге, существуют в единственном экземпляре, в то время как отливка, благодаря использованию специальных гипсовых форм, позволяет тиражировать изделия.

Во втором зале постоянной экспозиции расположены несколько витрин, в которых представлены образцы промыслов художественной керамики. В одной из них расположены изделия нашего региона, ведь Белгородчина славится не только горнодобывающей промышленностью, но и сложившимися в XVIII-XIX веках художественными центрами по изготовлению керамических изделий.

В начале XVIII века в слободе Борисовке возник гончарный промысел, который динамично развивался благодаря наличию достаточно крупных месторождений пригодной для изготовления посуды глины. По описанию краеведов Борисовка была самым многолюдным поселением Российской Империи, в котором насчитывалось до 25 тысяч жителей. Это известное на всю Россию село было одним из самых знаменитых центров художественных ремесел. Преемницей народных традиций стала Борисовская керамическая фабрика, которая ведет свою историю с 1969 года. Она считалась одним из самых крупных в России предприятий по производству майоликовой толстостенной керамики из красной глины. Здесь был организован полный цикл производства от очистки глины и создания гипсовых форм до обжига и выпуска готовых изделий. Их делали тремя способами – методом заливки жидкой глиняной массы на участке отливки и отправки, на полуавтоматических станках или полностью вручную на гончарном круге.

Яркой страницей в летописи предприятия стала деятельность Агафонова Юрия Петровича, выпускника Абрамцевского художественно-промышленного училища им. В.М. Васнецова. В 1970 году Юрий Петрович был приглашен на Борисовскую фабрику художественной керамики, где его главной задачей стала разработка образцов керамических изделий на основе народных промыслов, отражающих историю и традиции района, области. Вдохновленный красотой старинной посуды, используя академические знания, Юрий Петрович создал свой особенный «агафоновский» стиль в керамике, отличающийся сложностью форм, наличием рельефно-объёмного декора, использованием лозоплетения и различных глазурей.

На протяжении 20 лет Агафонов Ю.П. являлся главным художником фабрики. За это время им было разработано и внедрено в производство более 200 образцов глиняных изделий, которые стали визитной карточкой фабрики и пользовались большим спросом у населения.

Высокий профессионализм Юрия Петровича был отмечен двумя бронзовыми медалями ВДНХ, дипломами и премиями за участие в выставках и конкурсах, в 2008 году Агафонову было присвоено почетное звание «Народный мастер Белгородской области», причем удостоверение имеет
1-ый номер. В фондах музея находится более 70 произведений мастера, 6 керамических изделий, включая кофейный сервиз «Розовый» украшают постоянную экспозицию музея. Это лаконичный, светский набор посуды с элегантным декором и нежными цветовыми акцентами. Особым шармом является характерное для авторского стиля наличие в сервизе подсвечника и изящной вазочки для цветов, которые по задумке Юрия Петровича, должны располагать к романтичному настроению.

В соседней витрине – керамика Гжели, один из самых известных художественных промыслов России. Слово Гжель имеет несколько значений. С одной стороны, это обширный район, состоящий из 27 деревень, объединенных в «Гжельский куст» и расположенный в шестидесяти километрах от Москвы. С другой – это слово для искусствоведов связано с целым направлением в истории русской керамики. Термин «жечь» (горение), используемое с древних времен в гончарном деле, и вполне возможно, что из этого глагола в преобразованной форме происходит похожее на звук название Гжель.

Отличительной особенностью гжельской керамики является ее кобальтовая роспись. Изначально, в середине XVIII века, изделия и игрушки расписывали лиловой, желтой, синей и коричневой красками. Постепенно синий цвет становится основным. Этот выбор связан с далекими Нидерландами, ведь именно в Делфте производился фаянс сине-белых цветов, ставший символом города. Делфтские мастера в середине XVII века и в цветовой гамме, и в выборе сюжетов для росписи подражали великому искусству китайского фарфора, который был популярен во всем мире, но стоил баснословных денег. Неудивительно, что двуцветная гамма росписи изделий делфтских мастеров копировалась в России и послужила основой для керамических изделий Гжели.

Мастера создавали особую нарядную посуду: квасники – декоративные кувшины с кольцевидным туловом, высокой куполообразной крышкой, длинным изогнутым носиком, скульптурной ручкой, часто на четырех массивных округлых ножках; кумганы, кувшины, рукомои, блюда, тарелки и другие изделия, украшенные орнаментальной и сюжетной росписью. Помимо этого, гжельский промысел славился и производством изразцов.

В витринах музея представлены работы нескольких мастеров, в том числе Квитницкой Нины Борисовны, выполненные в 1960-х годах. Скульптор по профессии, она выработала свой пластический язык и особый декор, сумела создать сложные многофигурные композиции и воплотить в изящных фарфоровых статуэтках яркие образы. Специфика гжельской росписи не позволяет создавать многоцветные живописные произведения, однако мастер виртуозно использует все возможности скромной палитры, чтобы наполнить работы особым звучанием и передать едва уловимые акварельные эффекты и нежные цветовые нюансы (тарелка «Дочери», «Семья»).

Особого внимания заслуживает промысел декоративной керамики из города Скопин Рязанской области. Предположительно название промысла связано с птицей скопой, которая водится в местных болотах. Как и в Гжели, в Скопине делали кувшины, кумганы, квасники, жбанчики, однако эти произведения отличаются соединением скульптурных образов с формой сосудов. Поражает не только знание традиций древних славян, но и художественная фантазия, помогающая создавать живые образы. В фантастических скопинских сосудах получило отражение народное восприятие мира как единства природы и человека, формы живой и формы предметной. Логика конструкции сочетается с изобразительностью, в ней в равной мере активны объем и силуэт, поэтому формы всегда монументальны и выразительны. Разнообразные сюжеты с диковинными зверями и птицами, медведями-музыкантами, конями-свистульками, – позволяют определить скопинский промысел как самый декоративный и сложный по исполнению, ведь каждое изделие неповторимо. Для скопинских сосудов не типичен безупречно четкий силуэт. Скопинцы выработали свою форму – с несколько тяжеловесным, оплывающим книзу туловом, имеющим не шаровидный, а скорее грушевидный объем, с утолщенным в средней части горлом, с мягко оттянутым открытым носиком и характерной ручкой в виде широкой плоской ленты, изогнутой петлей и прикрепленной к тулову нажимом пальцев с одним или двумя «заминами». Важна и раздутость стенок и горловины, а также значительная толщина поддонов и ножек, принимающих на себя груз всей вещи. Особенности пластики и формы делают столь узнаваемым облик этих изделий.

 

 

С освоением глазурования скопинские изделия с середины XIX века стали более яркими, но не потеряли своей лаконичности и оригинальности. Чтобы гармонично сочетались сложная форма и обильный налепной декор в виде мелкой пластики, – цветовая гамма глазури достаточно сдержанна. В отличие от гжельского промысла, здесь глиняные предметы не расписывались с помощи кистью, а поливались сверху. Полива с окисью меди могла быть нежно-салатового цвета, изумрудно-зеленого различной степени насыщенности, желто-зеленого и мраморно-пятнистого.

Скопинцы подошли к процессу творчески: они покрывали сосуд глазурью разных цветов. К примеру, зеленым или коричневым — снаружи, и желтым — внутри. Полихромность потечных глазурей в сочетании с рельефным декором и бархатисто-белым глиняным черепком выглядит настолько нарядно, что невольно возникает сравнение с красочной, многоцветной крестьянской одеждой Скопинского уезда. Яркое узорочье, оказавшись в русле народных традиций, настолько пришлось скопинцам по душе, что, освоив глазури, они перестали делать неглазурованную посуду. Применение потечных глазурей стало одним из основных признаков их изделий, выполненных после 1860-х годов.

В экспозиции представлены яркие образцы скопинской керамики. Для декора своих изделий мастера используют порой непрофессиональные инструменты: палочки, штампики, зубчатое колесико и т.п. Все эти приемы позволяют создавать рельефные и рифленые пояски, различные «строчки», полосы рубчатого наката и др. Особенность такого украшения, при всей его скромности, – неограниченное количество вариантов.

Среди скопинских кувшинов трудно найти два одинаковых и даже очень похожих, они удивляют разнообразием размеров, цвета и орнамента. Кувшины изготавливали мерами — от 0,5-литровых (для козьего молока) до 1,5 – 2-х ведерных (для воды). По словам старожилов, большие кувшины, прозванные «Сам схоронишься», использовались также для засолки огурцов и грибов.

Невероятным декором украшен «Квасник с гончаром» Воеводкина Александра Валерьевича (род. 1968). Его стилю присущи как традиционные приемы, так и новаторские решения. Форма и декор квасника отвечают традициям промысла. В круглом отверстии тулова расположена фигурка гончара за работой. Образ, не характерный для промысла, демонстрирует авторский подход. Фигурка птицы, предположительно, скопы на крышке квасника, дополняет общую композицию и придает изделию сказочную составляющую.

При всем многообразии стилистических особенностей промыслов художественной керамики, их объединяет одно: они многогранно передают неповторимость русской народной культуры.

 

Заведующий отделом культурно-образовательной деятельности Юлия Евсюкова

 

×
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!