Размер шрифта: A A A
Цветовая схема: # # #
Изображения: Вкл. Выкл.
Выберите шрифт: Arial Times New Roman
Интервал между буквами (Кернинг): Стандартный Средний Большой
Интервал между строками: Стандартный Средний Большой
Пушкинская карта
Культурный проект для молодежи
Подробнее
4 ноября
«Ночь искусств – 2024»
Всероссийская акция
Подробнее
1 ноября - 12 декабря
«Такая разная Надя Рушева»
Выставка графики и скульптуры
Подробнее
2 октября - 4 ноября
«Герои нашего времени»
Выставка Студии военных художников имени М.Б. Грекова

Живопись, графика
Подробнее
4 октября - 29 ноября
«Акварельные переливы»
Персональная выставка члена Союза художников России — Егора Хребтова, приуроченная к 75-летию со дня рождения художника
Подробнее
Постоянная экспозиция
«Отечественное
искусство XX-XXI вв.»
Участник культурной программы для молодежи «Пушкинская карта»

Зал №1, 2 второй этаж
Подробнее
23 августа - 8 ноября
«Мотивы творчества»
Персональная выставка Юрия Данченко, приуроченная к 75-летию автора.
Подробнее
24 мая - 8 ноября
«Между жизнью и судьбой»
Выставка, посвященная 225-летию со дня рождения А.С. Пушкина.

Музей-мастерская заслуженного художника РФ С.С. Косенкова
Подробнее
Художественный салон открыт для посетителей
Режим работы:
Ежедневно с 10:00 до 19:00
Перерыв с 14:00 до 15:00

Вторник выходной
Подробнее
Школа керамики в БГХМ
Участник культурной программы для молодежи «Пушкинская карта»
Подробнее
Вам у нас понравилось? Расскажите нам!
Чтобы оценить условия предоставления услуг используйте QR-код или перейдите по ссылке ниже.
Подробнее
Главная » О музее » Наука и публикации » Искусствоведы рассказывают » Пушкин глазами белгородских художников

Пушкин глазами белгородских художников

Без творческого наследия Александра Сергеевича Пушкина тяжело представить отечественную культуру, причем интерес к поэту в искусстве и науке не ослабевает и в настоящее время. В юбилейный год литератора хочется напомнить о произведениях белгородских художников, посвященных его жизни и творчеству из собрания Белгородского художественного музея.

В изобразительном искусстве образ поэта нашёл широкое воплощение. При жизни Пушкина разные художники неоднократно писали его портреты. Самые известные из них – картины Ореста Кипренского и Василия Тропинина. В XIX-XX веках к образу поэта обращались: Иван Айвазовский, Пëтр Кончаловский, Валентин Серов, Илья Глазунов и другие авторы. После смерти поэта в искусстве возник новый термин «Пушкиниана», обозначающий «произведения литературы и искусства, посвящённые А.С. Пушкину».

Создать визуальный образ Пушкина – сложная и ответственная задача, ведь он должен отличаться от более ранних. Сохранившиеся изображения с натуры, письменные свидетельства, автопортреты Пушкина помогают передать внешнее сходство. Нередко художники, помимо углубленного изучения биографии и творчества, посещают места, где жил и работал поэт.

Белгородские художники посвятили множество произведений А.С. Пушкину, нередко в самих названиях цитируя строки, принадлежащие перу поэта. Среди живописцев это такие авторы, как Виктор Блинов, творческий тандем в составе Павла Шляпникова и Валерия Голышева, Евгений Савотченко, Александр Василенко, Владимир Аксëнов, Валентина Горячева.

Виктор Блинов создал серию живописных картин, посвящённых Пушкину и пушкинским местам. В ней легко узнаëтся имение Михайловское и его окрестности, удивительная природа Пушкиногорья. Все эти ландшафты, от которых веет умиротворением, спокойствием, становились источником вдохновения поэта. Лиричный пейзаж «Золотой вечер», который виден из окна имения А.С. Пушкина. Художник выбрал зигзагообразную композицию с плавными цветовыми переходами, изобразил реку Сороть, стадо пасущихся лошадей, деревья. На картине «Пушкины. Сумерки» изображены поэт с Натальей Николаевной, сидящие у раскрытого окна. Пара созерцает природу, тихо мечтает. На следующем полотне «В Михайловском. Горбатый мостик» на переднем плане – Пушкины, за ними горбатый мостик на границе двух прудов – один из самых известных объектов в Пушкинском заповеднике. Его окружают серебристые ивы, растущие по берегам нижнего пруда, купы деревьев сада и парка, закрывающие небо. Тëмный, строгий колорит намекает на испытания, ожидающие Пушкиных, их непростую судьбу, а перекинутый светлый мостик символизирует недолгое хрупкое счастье.

В сюжетных картинах «Ива цветёт» и «На Сороти. Осень» мы видим одинокого поэта в сопровождении собаки и лошади на фоне вечернего пейзажа. Такое же спокойное, тихое пространство располагает к размышлению, погружению в себя. В этих произведениях Блинов обратился к страницам биографии поэта, его увлечениям и привычкам. Пушкин любил животных, они были в семье с детства. В рукописях он часто рисовал собак, лошадей, кошек. В различных литературных произведениях поэт не раз описывал повадки собак, грациозность и изящество лошадей. В этой серии Блинов стремился достичь сочетания цвета, формы и содержания.

К образу поэта неоднократно в своем творчестве обращался Евгений Савотченко. Живописное полотно «Высоких дум стремление» (из стихотворения – «Во глубине сибирских руд») передаёт сцену встречи двух поэтов Александра Пушкина и Владимира Раевского. Выбор сюжета связан с интересом художника к страницам белгородской истории, деятельности знаменитых земляков.

Участник Отечественной войны 1812 года, публицист, поэт Владимир Раевский известен также как «первый декабрист». Он родился в селе Хворостянке Старооскольского уезда (сейчас входит в Губкинский городской округ Белгородской области). В какой-то мере под воздействием Раевского складывались вольнолюбивые взгляды Александра Сергеевича. В картине художник подробно прописывает интерьер в стиле XIX века. Это ощущение другого века создают предметы комнаты: канделябр, столик-бюро, картина в золоченой раме на стене, одежда главных героев. Справа от Пушкина через открытую дверь фрагментарно просматривается вид в следующие комнаты. Колорит картины производит тревожное впечатление. Пушкин предупредил Раевского об аресте, и тот сумел уничтожить многие важные бумаги. Однако ссылки избежать не удалось. Евгений Николаевич при написании портрета Пушкина изучал автопортретные зарисовки, приобрёл копию посмертной маски поэта.

 

Белгородский художник Александр Василенко также пришëл к образу Пушкина через его связь с выдающимися деятелями Белгородчины. В акварельном рисунке «Пушкин и Щепкин» он показывает одну из встреч поэта и актёра. Они были дружны. Именно Александр Сергеевич подарил Михаилу Семёновичу тетрадь для записей, в которой позже появилась автобиография «Записки актёра Щепкина», переиздававшаяся десятки раз. Необычный фантазийный сюжет выбрал Александр Василенко для полотна «Благословение», изобразив поэта полулежащим на пере. Пушкин парит в небе над городом. В правой части композиции показана рука со сложенными перстами, благословляющая поэта. Сдержанный, неброский колорит, выбранный художником, представляет одухотворённого поэта, возвышающегося над всем земным.

Насыщенная по цветовому решению картина Владимира Аксëнова называется «Москва… как много в этом звуке…». Эта строка взята из романа «Евгений Онегин». Художник старается оживить эти слова и перенести Пушкина в яркую Москву его эпохи. На заднем плане узнаются очертания Покровского собора, торговые ряды с гуляющими горожанами, а поэт возвышается над всей этой оживлённой панорамой города.

Горячева Валентина в картине с мифологическим содержанием «Пушкин и Серафим» отсылает к стихотворению поэта «Пророк», в котором автор рассуждает о призвании творца, о его высшей миссии. Художница 15 лет занимается иконографией и реставрацией икон, поэтому по цветовому решению картина декоративна и приближена к иконописи. Как и Александр Василенко, Горячева тему творчества связывает с божественным даром, который открывается избранным людям.

 

Старооскольский тандем – Павел Шляпников и Валерий Голышев, создали триптих, посвященный образу Пушкина. В этих многофигурных сюжетно-тематических картинах поэт изображён в окружении двух гениев – Рафаэля Санти и Моцарта, проживших короткую жизнь. В других частях триптиха авторы делают отсылки к литераторам (Михаилу Лермонтову, Николаю Гоголю, Сергею Есенину, Льву Толстому), художнику (Виктору Васнецову), композиторам (Модесту Мусорскому, Николаю Римскому-Корсакову), а также  наполняют полотно образами муз и героинями произведений. Нужно пристально всматриваться, разгадывая представленные фигуры. Несмотря на то, что изображенные жили в разное время, все они оставили яркий след в истории мирового искусства.

Анатолий Федоренко в картине «И редкий солнца луч…» изобразил позднюю осень. Название полотна взято из стихотворения А.С. Пушкина  «Унылая пора, очей очарование». Как известно, осень была любимым временем года поэта, временем творческого подъёма и вдохновения.

Знакомиться со школьной скамьи с творчеством Пушкина помогают художники-иллюстраторы. Среди них Станислав Косенков, который создал самую известную белгородскую Пушкиниану. Он иллюстрировал поэмы «Руслан и Людмила», «Цыганы», выполнил экслибрисы с изображением поэта. В 1992 году по инициативе художника для популяризации наследия А.С. Пушкина была открыта Пушкинская библиотека-музей. «Насколько Пушкин внутри каждого из нас, осознаешь в полной мере, когда вплотную подходишь к нему через работу, через воплощение его образа и поэзии», – писал Косенков в статье «Пушкин – это наше всë». Работая над своей Пушкинианой, Станислав Степанович изучил десятки книг, репродукций, иллюстраций, сделал немало зарисовок и набросков утвари, орнаментов, оружия, доспехов, лошадей, костюмов, портретов современников поэта, копировал пушкинские рисунки. Три с половиной года напряженного труда по 10-15 часов в день длилась работа над  поэмой «Руслан и Людмила». Для этих иллюстраций Косенков выполнил множество портретов Пушкина и включил их в поэму. Он старался приблизить стилистику своей графики к стилистике перьевого штриха и рисунка поэта. Такой приём, как включение изображения самого Пушкина и его эпохи, значительно обогатил иллюстрации, создал эффект присутствия для лучшего понимания произведения.

У художника Геннадия Кудрявцева есть несколько акварелей, посвящённых Пушкину, написанных в 1999 году. Региональным отделением Союза художников (во главе с Ольгой Поповой) была организована поездка по Пушкинским местам. Финансовую поддержку в этом проекте оказал меценат Яков Певзнер (ОАО «Белгородасбестоцемент»). Прибыв в Пушкинские горы,  художники работали на пленэре. Результатом этой поездки стала серия работ на пушкинскую тему. Одна из акварелей, созданной в этой поездке, называется «Могила А.С. Пушкина», которая является местом поклонения выдающемуся поэту. Она находится на холме в Псковской области в Святогорском монастыре, рядом с могилами умерших ранее родственников Пушкина. Неподалёку расположен музей-усадьба Михайловское, бывшее дворянское поместье Пушкиных-Ганнибалов. В серию входит и пейзаж «Святогорский монастырь». Основанный в 1569 году на государственной границе, монастырь неоднократно разрушался и восстанавливался. В настоящее время святыня охраняется государством в составе Музея-заповедника А. С. Пушкина. Художник тщательно прописал архитектуру местности. К пушкинской теме можно отнести акварель «Вечность». Это сюжетная композиция с изображением набережной Невы, где на переднем плане – гуляющие по мостовой люди,  среди которых мы видим поэта. На фигуру Пушкина направлен солнечный луч, подчеркивая символичное название произведения. Несмотря на то, что поэта с нами нет, его творчество, его образы остаются живы в памяти многих поколений и находят новых почитателей таланта. Пушкин был изображëн Кудрявцевым и в его серии «Страницы рукописной книги», в которой изящно оформлены стихи отечественных поэтов, мысли писателей и философов.

 

В скульптуре образ Пушкина воплотил Анатолий Шишков. Он представил погрудный портрет с выразительными чертами лица: вьющиеся волосы, бакенбарды, удлиненное лицо, высокий лоб, удлиненный нос. Кроме того, автором выполнены барельефы для Пушкинской библиотеки-музея и знакомая белгородцам скульптурная композиция «Пушкин и Натали», открытая в 2008 году на территории БГТУ им. В.Г. Шухова. Вдохновленный поэт читает стихи супруге и как будто призывает остановиться мгновению, прочувствовать любовь и нежность.

Художником Борисом Пупыниным выполнены 2 памятных медали «200 лет со дня рождения Пушкина». На аверсе одной монеты – тройное изображение поэта в профиль, на второй – погрудный реалистичный портрет поэта в 3/4 повороте с надписью. На реверсе обоих медалей изображены атрибуты литературного искусства и  надпись «200 лет великому поэту». На небольшом пространстве художник сумел подобрать и расположить подходящие предметы, символизирующие масштаб личности и творчества Пушкина.

Ольга Попова, работающая в области книжной графики и монументального текстиля, назвала гобелен «Меня влечёт неведомая сила»  строкой из последней недописанной драмы А.С. Пушкина «Русалка». Это произведение является частью постоянной экспозиции БГХМ и впечатляет посетителей масштабом, глубиной и сложностью созданных образов, мастерством исполнения. Гобелен является наглядным примером взаимодействия литературы и изобразительного искусства.

Мы не перестаем убеждаться, что Александр Сергеевич Пушкин – уникальное явление в отечественной культуре. А значит, нас ждут новые произведения разных видов искусства в «Пушкиниане».

Научный сотрудник отдела культурно-образовательной деятельности БГХМ Марина Мыгаль

×
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!