Размер шрифта: A A A
Цветовая схема: # # #
Изображения: Вкл. Выкл.
Выберите шрифт: Arial Times New Roman
Интервал между буквами (Кернинг): Стандартный Средний Большой
Интервал между строками: Стандартный Средний Большой
Пушкинская карта
Культурный проект для молодежи
Подробнее
4 ноября
«Ночь искусств – 2024»
Всероссийская акция
Подробнее
1 ноября - 12 декабря
«Такая разная Надя Рушева»
Выставка графики и скульптуры
Подробнее
2 октября - 4 ноября
«Герои нашего времени»
Выставка Студии военных художников имени М.Б. Грекова

Живопись, графика
Подробнее
4 октября - 29 ноября
«Акварельные переливы»
Персональная выставка члена Союза художников России — Егора Хребтова, приуроченная к 75-летию со дня рождения художника
Подробнее
Постоянная экспозиция
«Отечественное
искусство XX-XXI вв.»
Участник культурной программы для молодежи «Пушкинская карта»

Зал №1, 2 второй этаж
Подробнее
23 августа - 8 ноября
«Мотивы творчества»
Персональная выставка Юрия Данченко, приуроченная к 75-летию автора.
Подробнее
24 мая - 8 ноября
«Между жизнью и судьбой»
Выставка, посвященная 225-летию со дня рождения А.С. Пушкина.

Музей-мастерская заслуженного художника РФ С.С. Косенкова
Подробнее
Художественный салон открыт для посетителей
Режим работы:
Ежедневно с 10:00 до 19:00
Перерыв с 14:00 до 15:00

Вторник выходной
Подробнее
Школа керамики в БГХМ
Участник культурной программы для молодежи «Пушкинская карта»
Подробнее
Вам у нас понравилось? Расскажите нам!
Чтобы оценить условия предоставления услуг используйте QR-код или перейдите по ссылке ниже.
Подробнее
Главная » О музее » Наука и публикации » Искусствоведы рассказывают » Реальности Юрия Данченко

Реальности Юрия Данченко

Член Союза художников России Юрий Васильевич Данченко отмечает юбилей! 70 лет — знаменательная дата в жизни любого человека, но особенно она важна для людей творческих профессий, ведь юбилей позволяет не только подвести итоги пройденного пути в искусстве, но и начать отсчет для многих новых свершений!

Творчество Юрия Васильевича Данченко обширно и разнообразно, оно занимает значимое место в художественной жизни Белгородчины. Юрий Васильевич работает в техниках акварели, пастели, масла, акрила, а также в области дизайна и художественного проектирования. За годы активной работы им созданы сотни графических и живописных произведений разных жанров, десятки художественных проектов интерьеров. Произведения Юрия Данченко украшают интерьеры общественных зданий г. Белгорода (Духовно-просветительский центр им. митрополита Макария, Музей боевой славы в школе № 19 им. В. М. Казанцева, Зал нравственности и культуры, музей поэта А. Филатова в школе-гимназии № 1, Музей в Белгородском статистическом управлении и др.). Станковые работы хранятся в Белгородском государственном художественном музее, Белгородском государственном историко-художественном Музее-диорама «Курская битва. Белгородское направление», в частных собраниях России, Украины, Беларуси, Польши, Франции.

Рассматривая произведения Юрия Данченко, созданные за долгие годы, сравнивая их с более ранними, тридцатилетней давности, и совсем свежими, написанными за истекший год, остро ощущаешь творческий темперамент художника, его неустанно ищущую, неспокойную натуру.

Поиски своего живописно-пластического языка начались у Юрия Данченко в далекие шестидесятые. Будучи учеником М. Парахненко, С. Косенкова, А. Мамонтова, Е. Поленова, мастеров с ярко выраженной художественной индивидуальностью, приняв от них важные уроки рисунка и живописи, Юрий нашел свой путь в искусстве, остановив выбор на технике акварели. И это несмотря на то, что акварельная техника одна из самых сложных, не терпящая ошибок и исправлений, но, художнику, овладевшему её премудростями, она доставляет огромное удовлетворение результатом и радость, ибо наполняет работы воздухом и светом, дает необычайную тонкость оттенков и переходов от цвета к цвету, широкий диапазон плотности тонов.

Именно акварель стала для Юрия Васильевича на долгие годы главным изобразительным средством в станковой графике для высказывания своего мироощущения, своей убежденности, своих чувств, своих переживаний и пластических представлений.

С натуры художник пишет очень быстро, стремясь сразу уловить мельчайшие цветосветовые нюансы в явлениях природы, соединяя их в единое целое. Прием многослойной живописи, требующий усидчивости, долготерпения и времени не для художнического темперамента Данченко. Закончив работу, он больше не возвращается к ней. В случае неудачи или неудовлетворенности результатом будет написана новая.

Для достижения максимальной выразительности, образности изображения художник уделяет особое внимание фактуре и цвету. Делает это по экспериментаторски смело, применяя и тонкие соотношения цвета, и почти монохромный подход с богатыми оттенками серого цвета, мерцающего серебристого, светящегося, а иногда использует и чисто декоративную условность цветового решения. Так же многообразно у Юрия Данченко использование и самих технических возможностей акварели: от традиционных классических приемов до синтеза всех возможных их вариаций.

Мир образов его натурных произведений красив, лиричен и, понятен: ведь язык красоты самый универсальный, поскольку не нуждается в переводе. И не  важно, какими выразительно-пластическими средствами воплощен этот язык, главное искренность, с которой автор говорит со зрителем. Но в искусстве Юрия Васильевича волнует не только реальность конкретная, но и реальность иного порядка, та, что отрицает только возможности разума в процессе познания и миропонимания, выдвигая на первый план нечто иррациональное — непосредственное созерцание, чувство, интуицию, мистическое «озарение», воображение, инстинкт.

В своем творчестве художник стремится примирить эти две реальности, но не в едином условном пространстве листа превратить их в фантасмагорию рационального и иррационального. Напротив, эти две линии в акварелях Юрия существуют параллельно, если работа натурная — она реалистична, если абстрактная — действительно, это плод его прихотливых фантазий. Трудно сейчас сказать когда в творчестве Юрия Данченко наметился поворот в сторону иного познания и отражения мира, в котором есть место и созерцанию, и чувству, и интуиции, и воображению, и «бессознательному». Но именно тогда у художника появилась свобода в работе с живописной формой, с материалом, понимание его неограниченных пластических возможностей. Постоянно экспериментируя и пользуясь различными приёмами, он создал свою, авторскую технику, позволяющую добиваться выразительности и остроты изображаемого сюжета. Эта техника дала возможность создавать произведения не скованные сюжетом, свободные от жанровой структуры, рождать композиции на уровне интуиции, в процессе самой работы, когда воображение свободно трансформирует объекты реального мира в причудливые формы и наоборот. Художник как бы позволяет краске жить своей жизнью и в результате добива­ется каких-то неожиданных эффектов. Сама фактура живописного материала, то густая, застывшая бугристыми рельефами, то свободно струящаяся, выявляет и формирует неожиданный пластический образ.

В последние годы Юрий Данченко увлекся техникой «сухой» пастели, его привлекает в ней глубина, насыщенность цвета, свежесть тона, бархатистость фактуры. Ее необычайная «удобность» в работе позволяет художнику на пленэрах быстро фиксировать сиюминутные состояния души и природы. Из этаких «путевых заметок» впоследствии рождаются цельные, законченные композиции.

Но в какой бы технике или материале не работал художник, его произведения всегда узнаваемы по присущей им эмоции, вопло­щенной в характерной только для него манере.

Юрий Васильевич Данченко необычайно щедро одарен природой разными талантами: помимо замечательных способностей к пластическим искусствам, он обладает необыкновенной музыкальностью, красивым голосом, владеет исполнительским мастерством в игре на гитаре, пишет музыку на стихи белгородских поэтов.

Коллектив Белгородского художественного музея от души поздравляет Юрия Васильевича с юбилеем и желает радовать своих поклонников новыми произведениями и песенным творчеством многие годы!

 

Заведующий научно-экспозиционным отделом Галина Половина.

×
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!