Страна березового ситца. Творчество художников династии Кугач
Художественные династии России — предмет нашей национальной гордости и огромный пласт в отечественной культуре. Брюлловы, Васнецовы, Маковские, Бенуа, Лансере, Серебряковы — найдется ли тот, кому не знакома хотя бы половина этих фамилий? В советское время количество династий заметно сократилось, тем не менее, были семьи, в которых служению искусству посвятили себя представители несколько поколений — Иогансоны, Коржевы, Глазуновы. В Белгородском художественном музее можно познакомиться с творчеством представителей семей Кугач, Ломакиных, Васнецовых, Косенковых, Соломиных.
Фамилия Кугач приобрела широкую известность в Советской России в первую очередь благодаря Юрию Петровичу Кугачу (1917 — 2013) — народному художнику СССР, лауреату Государственных премий, члену-корреспонденту Академии художеств СССР и основателю знаменитой династии. Супругой Юрия Петровича была Ольга Григорьевна Светличная (1915 —1997) — заслуженный художник России.
Юрий Петрович родился в г. Суздале, Ольга Григорьевна в с. Ивановское Калужской области. Будущие супруги познакомились во время учебы в Московском художественном училище памяти 1905 года, после оба окончили Московский государственный художественный институт им. В. И. Сурикова, где в числе их преподавателей были такие мастера как С. В. Герасимов и И. Э. Грабарь.
Юрий Кугач создавал полотна на исторические, военные, бытовые темы, темы сельской жизни. Писать героев своих произведений художник предпочитал с натуры и для многих его картин («Перед танцами», «В субботу», «Свадьба») позировали его соседи по Вышневолоцкому району, в котором с конца 50-х гг. стала жить их семья.
Испытывал интерес Юрий Кугач и к пейзажу, а после того как семья переехала из шумной Москвы в тихую деревню Городок под Вышний Волочек Тверской области, данный жанр стал все больше места занимать в творчестве художника. Продолжал он писать родную природу даже в более чем 90-летнем возрасте. Невероятно оптимистичные летние пейзажи Юрия Петровича отличаются ярким колоритом, многообразием зеленых оттенков и поразительной игрой косых лучиков солнца, проникающих сквозь звенящие березовые кроны.
Ольга Григорьевна известна как мастер лесных и деревенских пейзажей, натюрмортов. Она всегда предпочитала работать с натуры, невзирая на погодные условия, и даже зимой, по воспоминаниям близких, могла отправиться на лыжную прогулку, захватив с собой художественные материалы. Быть может, благодаря этому в ее картинах так тонко улавливаются состояния природы и дыхание ветра, ощущается наполненность воздухом и игра света.
Супруги прожили очень долгую и плодотворную жизнь, успев поделиться накопленным опытом с молодым поколением художников: Юрий Петрович преподавал в Московском государственном художественном институте им. В. И. Сурикова, в Доме творчества «Академическая дача» им. И. Е. Репина и, разумеется, они с Ольгой Григорьевной были наставниками при первых шагах в живописи своего сына и внуков.
Закономерно, что Михаил Юрьевич Кугач (род.1939) — сын художников — посвятил себя искусству. Ныне сам заслуженный художник, действительный член Академии художеств, он является также председателем творческого объединения «Москворечье». Члены объединения вдохновляются красотами средней полосы России, называют своей целью отображение и сохранение ее на своих полотнах или, как говорит Михаил Юрьевич, «мы благоговейно славим Божий мир, делясь своими радостью и счастьем от общения с природой». Действительно, глядя на его пейзажи нельзя не испытывать умиротворенное наслаждение от созерцания озерца сквозь подлесок, упоения от неброской прелести тихого края, словно растворенного в туманной дымке. Самым большим авторитетом и ориентиром в творчестве для Михаила Юрьевича, конечно, является отец, но, несмотря на сходство предпочтений в жанрах, подача у него совсем иная. Пейзажи Михаила Кугача отличает большая лиричность, приглушенность, нежели феерия света и цвета.
В наши дни уже дети Михаила Кугача остаются верны традициям, пишут в технике масляной станковой живописи, участвуют в выставочной деятельности.
Екатерина Михайловна (род.1965) основой творчества выбрала натюрморт. Иван Михайлович (род.1972) пробует себя в разных жанрах — натюрморте, пейзаже, портрете. При этом основные принципы у них одинаковые, воспитанные в семье — это изображение и изучение натуры, бережное и позитивное отношение к изображаемым объектам.
Также к знаменитой династии имеет отношение замечательный советский живописец, лауреат Государственной премии, Никита Петрович Федосов (1939 — 1992) — сын родной сестры Ольги Григорьевны Светличной, Веры Брюсовой, искусствоведа и реставратора. Ровесники с Михаилом Кугачем, они вместе учились, Никита Федосов с ранних лет был завсегдатаем Академической дачи, а после, с 70-х годов, часто жил и работал в деревне Вели, соседней с Городком, в котором жили Кугачи. Пейзажи Никиты Петровича называют «психологичными» из-за удивительной глубины в передаче настроений, переживаний.
Творческая династия с таким количеством людей одаренных, оставивших заметный след в искусстве — в наше время явление редкое и очень ценное. Каждый из представителей обладает индивидуальным, узнаваемым стилем, но их объединяет приверженность реалистической школе живописи, проникновенная и трогательная любовь к Родине, среднерусским пейзажам, уединенным неиспорченным человеком уголкам природы, выраженная в каждом штрихе. Нечто близкое, родное и теплое осязается в их работах. В местах, запечатленных на картинах художников, каждый, наверное, найдет для себя что-то знакомое, похожее, на те районы, где приходилось ему бывать, но глядя на них, выраженных языком живописи, начинаешь видеть красоту этих мест по-новому, любить и ощущать трогательную душевную близость к своему краю, светлому материнскому теплу, струящемуся сквозь отблески заката к детям родной земли.
Произведения художников украшают собой залы многих музеев страны: находятся в собраниях Государственной Третьяковской галереи, Государственном Русском музее, Ростовском областном музее изобразительных искусств, Тверской областной картинной галерее, в Киевском государственном музее русского искусства, в художественных музеях Нижнего Новгорода, Ростова, Харькова, Львова, Таганрога, в частных коллекциях в России и за рубежом.
Младший научный сотрудник отдела учета и хранения фондов Анна Хавалкина