Размер шрифта: A A A
Цветовая схема: # # #
Изображения: Вкл. Выкл.
Выберите шрифт: Arial Times New Roman
Интервал между буквами (Кернинг): Стандартный Средний Большой
Интервал между строками: Стандартный Средний Большой
20 декабря - 16 февраля
«Притяжение зимы»
Персональная выставка Ирины Андреевой

Участник культурной программы для молодежи «Пушкинская карта»
Подробнее
6 февраля - 16 июля
«Разговор по душам»
Выставка графики и скульптуры из фондов БГХМ

Участник культурной программы для молодежи «Пушкинская карта»
Подробнее
25 декабря - 25 февраля
«В гармонии с миром»
Персональная выставкиа– члена Союза художников России В.Е. Нестеркова

Участник культурной программы для молодежи «Пушкинская карта»
Подробнее
Постоянная экспозиция
«Отечественное
искусство XX-XXI вв.»
Участник культурной программы для молодежи «Пушкинская карта»

Зал №1, 2 второй этаж
Подробнее
7 февраля - 2 апреля
«Достоевский сквозь время»
Выставка графики С.С. Косенкова

Музей-мастерская заслуженного художника РФ С.С. Косенкова

Участник культурной программы для молодежи «Пушкинская карта»
Подробнее
Пушкинская карта
Культурный проект для молодежи
Подробнее
Уважаемые посетители!
Нам важно Ваше мнение! Оцените работу нашей организации.
Для этого используйте QR-код или перейдите по ссылке.
Подробнее
Меры поддержки участников специальной военной операции
Подробнее
Художественный салон открыт для посетителей
Режим работы:
Ежедневно с 10:00 до 19:00
Перерыв с 14:00 до 15:00

Вторник выходной
Подробнее
Школа керамики в БГХМ
Участник культурной программы для молодежи «Пушкинская карта»
Подробнее
Вам у нас понравилось? Расскажите нам!
Чтобы оценить условия предоставления услуг используйте QR-код или перейдите по ссылке ниже.
Подробнее
Главная » О музее » Наука и публикации » Искусствоведы рассказывают » Тектоника цвета Андрея Васнецова

Тектоника цвета Андрея Васнецова

«Уже трудно различить, где работает скульптор, где живописец, где прикладник. Жанры переплетаются, да иначе и быть не может… Мы возвращаемся к ренессансной разносторонности… не потому, что стали такими же гениальными, а потому, что этого требуют время и условия, в которых теперь работает художник в архитектуре»

А. Васнецов

(Художник в архитектуре. – Московский художник, 1974, март, № 11)

Потомок династии Васнецовых родился 24 февраля 1924 года в Москве, в семье профессора биологии и учительницы истории. Тема прошлого народов мира с детства привлекала внимание будущего художника. В мастерской деда, Виктора Михайловича Васнецова, мальчик проводил много времени. В старинном деревянном особняке царила атмосфера глубокого погружения в изучение ушедших эпох, легенд и традиций. Окруженный фантастическими мирами и былинными героями, воплощенными в живописных полотнах деда, юный Андрей был частым гостем Третьяковской галереи.

Родители Андрея жили в Харитоньевском переулке в Москве, где располагалась первая в его жизни художественная студия, позднее он продолжил изучение изобразительного искусства в московском Доме пионеров.

С началом Великой Отечественной войны юноша принимает решение отправиться на фронт, и как только ему исполняется 18 лет, в 1942 году, поступает на службу в боевые части Брянского фронта. Начав путь рядовым, стал сержантом, а затем, комсоргом батальона. Прошёл с боями от Орла до Кёнигсберга.

В этот период Андрей Васнецов создал свою первую монументальную работу, история которой была опубликована в книге С. Базазьянц «Мастера советского искусства» (1989):
«В качестве материала для изображения было использовано мятое и обгоревшее кровельное железо, которое было очищено, выровнено и набито на подрамники, Получилась поверхность размером примерно около трех метров по большой стороне. Краски я обнаружил у наших автомобилистов – бочку засохшего красно-коричневого сурика, три ведра отличной масляной охры и некое белое вещество вроде творога, дурно пахнущее. Начал с него. Я залил его керосином и поставил на огонь, отойдя в сторону и ожидая, что будет. Все было в порядке – керосин разогрелся и растворил белую массу, образовалось белое вещество, похожее на сметану. Так получились «белила». С суриком было проще – я уже уверенно залил его тем же керосином.
Итак, белую и красную краску я создал, желтая – охра у меня была готовая. Теперь нужна была черная. Я собрал по домам печную сажу, просеял, залил керосином и добавил коричневого масла, которым в изобилии была залита охра. Ура! Краски есть. А кисти?
Я пошел к конюху и за пачку махорки надрал огромное количество конского волоса. Нарезав полоски жести из консервных банок, я сделал из них трубочки. Один конец трубочки надел на деревянную рукоятку, в другой вставил волос, подстриг его и слегка обжег. Получились кисти всех размеров. Самой большой я загрунтовал железные листы «белилами» несколько раз. Все было готово: и холст, и краски, и кисти.
Работа имела успех как у начальства, так и у солдат».

В августе 1945 года в городе Гумбиннен (бывшая Восточная Пруссия) молодой художник вошел в состав особого подразделения художников-фронтовиков, задачей которого было сделать выставку «Боевой путь 3-го Белорусского фронта» под руководством ученика Владимира Фаворского – Андрея Гончарова.

Вернувшись с фронтов Великой Отечественной войны, Андрей Васнецов поступает на факультет монументальной живописи Московского института прикладного и декоративного искусства. Учеба давалась молодому человеку легко, сказывалось влияние происхождения. Пребывание в атмосфере искусства было естественным, а яркий пример известных художников-педагогов таких, как Александр Дейнека, Андрей Гончаров, Павел Соколов-Скаля, укреплял мотивацию.

Несмотря на успехи в учебе, защита первой дипломной работы в 1952 году была оценена на два балла «за искажение образа советского человека». И только на следующий год ему удалось завершить образование в Ленинградском художественно-промышленном училище им. Веры Мухиной с наивысшей оценкой.

В 1950-е годы Васнецов с полной ответственностью берется за работу, которую ему предлагают – чаще всего это росписи в архитектуре, первыми из которых были живописные панно в павильоне «Лесное хозяйство» и фриз в павильоне «Совхозы» (в соавторстве с Н. Мироновой и Б. Милюковым) на ВДНХ. Постепенно складывается и утверждается его профессиональный авторитет.

Работая над созданием художественных образов и исторических событий, Васнецов исследует их «родословные», подчеркивая семантику происхождения без ретроспективных созерцаний выявляя чистую гуманистическую суть явлений и их место в жизни людей.

     

В мозаике «Покорители космоса» (1966), выполненной для Музея истории космонавтики им. К.Э. Циолковского в Калуге, четко обозначены важные черты творчества Васнецова – стремление к единству элементов композиции, конструктивная собранность и умение вступать в диалог со зрителем. Здесь художнику удалось создать впечатляющий органичный образ в сложном архитектурном пространстве.

В 1977 году за мозаику «Человек и печать» в интерьере нового здания газеты «Известия» в Москве, выполненную совместно с Н. Андроновым, Андрей Владимирович был награжден Государственной премей СССР.

Существенных успехов он достиг и в монументальной скульптуре. Его работы не оставляют равнодушными даже людей с неподготовленным восприятием.

Современные темы и формы архитектуры ХХ века и классицистическая скульптура в его работах находят гармоничный путь взаимодействия.

    

В рельефе «Славы» (1971) на здании Музея комсомольской славы им. Александра Матросова в Великих Луках, над которым он работал совместно с Ириной Васнецовой (своей женой), стало очевидно, что современный художник не только любуется историческим прошлым, но и созрел для серьезного творческого переосмысления наследия и превращения элементов прошлого в пластику настоящего. Реализованные в технике сварного железа «Славы», придали строгому зданию настроение монумента, прославляющего подвиги Ленинского комсомола. Композиция рельефа гармонично вписана в архитектурное пространство, благодаря грамотно выдержанному масштабу.

Каждая новая работа глубоко увлекала молодого художника. По описаниям современников: «В основе своей Васнецов человек цельный, во всяком случае естественный, неискаженный. И как по-доброму светятся его глаза, не очень внимательно следящие за окружающим – такое выражение свойственно людям углубленного внутреннего склада».

Возвращаясь к истории первого монументально-живописного опыта Андрея Васнецова, происхождение особого пластического и колористического строя в живописи приобретает глубинные смыслы. Задача поиска реализма на грани жизненности породила смелость и образность сюжетов, а минимализм в палитре отразил стиль и настроение эпохи.

Поиск прогрессивного языка построения изображения, лаконично передающего суть творческого замысла на протяжении всего пути мастера, особенно эффективно реализовывался именно в станковой живописи. Анализ художественных средств и приемов в холсте помогал в решении больших монументальных форм.

В фондовом собрании БГХМ хранится полотно 1960 года «Портрет Эли Леоновой», относящееся к периоду становления уникальной манеры мастера.

Портрет девушки воплощает загадочное сочетание настроений. Фигура натурщицы находится в полумраке, взгляд устремлен к зрителю. Глубокие градации темных оттенков, крупные, обобщенные формы, динамика в движении натуры формируют композиционную завершенность картины.

В первую очередь Васнецова интересовали пластические задачи. Его станковое творчество сложно для восприятия неподготовленного зрителя. В картинах отсутствует повествовательность, натурная достоверность, броская декоративность. Центр интереса художника – глубинная суть сюжета, достоверная передача особенностей портретируемой личности.

Уже в этой работе угадываются черты типичные для героев «сурового стиля» – замкнутость, спокойствие, молчаливая усталость, за которыми скрыто внутреннее напряжение.

             

Культурная парадигма этого направления, отвечала концептуальным исканиям Васнецова – изучению обыденной жизни «простых людей» вне социальной иерархии, различий по внешности, возрасту и полу, без разделения на публичное и приватное.

Наглядно можно наблюдать реализацию этого принципа в картине «Вешают белье» (1960). Портретируемые делают это так, как делали сто, триста лет назад, как будут делать и сто лет спустя. В этой бесконечной повседневности читается возвышенно-простой смысл жизни, отражается ее неизменное течение. Личности персонажей стираются на фоне вневременного состояния их действия.

Здесь нет принципиального противопоставления сильного духа и слабого или уставшего тела, однако акцент уже смещен со стороны силы в сторону воли.

Живая история фундаментального замысла кроется в картине «Завтрак» (1960): «Натурой я взял парня с нашего двора, которого знал с детских лет, так же как и его семью, вышедшую из крестьян Орловской губернии. Мне хотелось изобразить его предельно просто. Начал писать с натуры стол, стул перед ним и сидящего юношу. Но долго не мог справиться со стеной. Обычно в современных портретах стена не решается никак: либо это воздух, либо какая-то мазня, похожая на стену. К ней приклеивается персонаж, причем расстояние до стены неясно, так как стена лишена плотности и материальности и не связана с моделью».

Ритм, пространство, рельеф находятся в единстве, чтобы подчеркнуть материальность стены за портретируемым. Васнецов компонует в ней нишу, которая придала глубину центральному пространству и согласовала массы боковых частей. Полотно наполнено глубокими человеческими раздумьями.

     

На протяжении всей жизни Андрей Владимирович увлеченно разрабатывал тему охоты. Этот вид взаимодействия человека и природы привлекал его своей первобытностью, обретающей новые смыслы в призме восприятия человека ХХ века. Поэтично звучит в его произведениях идея обитания человека в естественной среде.

Сдержанные и выразительные живописные полотна Андрея Васнецова раскрывают душу архитектора.

 

Андрей Владимирович Васнецов вошел в историю изобразительного искусства как один из основоположников «сурового стиля» – последнего большого открытия в русском искусстве второй половины XX столетия.

Многообразие тем и техник с которыми работал мастер, неоспоримое влияние его творчества на отечественное изобразительное искусство достоверно иллюстрирует профессиональное кредо: «Не бывает нехудожественных идей, бывают плохие художники».

 

Старший научный сотрудник научно-экспозиционного отдела Анфиса Бердникова

 

×
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!