«Тема войны в творчестве С.С. Косенкова»
Мир — добродетель цивилизации, война — ее преступление.
Виктор Гюго
Тема Великой Отечественной войны в творчестве Станислава Косенкова всегда была самой важной, искренней, трогательной и очень личной. Сам художник родился в 1941-м и его отец пропал без вести на фронте за 3 месяца до его рождения. Война, начавшаяся неожиданно 22 июня 1941 года, полностью изменила жизнь миллионов людей, стала смыслом жизни на 1418 дней и ночей. И после Победы война постоянно присутствовала в культурном пространстве, вызывая к жизни произведения самые разные, как воспоминаний о потерях и напоминание о том, что война есть вселенское зло. Война объединила чувства большей части граждан, привнесла искреннее эмоциональное наполнение, вселяла в авторов и зрителей уверенность в полном их единодушии, абсолютном взаимопонимании. Идентифицируя себя с государством и народом, художники вносили вклад в общую борьбу. Художник Станислав Косенков не погружает зрителей в бездны отчаяния и страха, его искусство жизнеутверждающе. Это взгляд свидетеля, порой по-детски наивного, но абсолютно искренне верившего в Победу Добра над Злом. В его творчестве присутствует личный аспект в интерпретации общенациональной трагедии. Детство художника пришлось на годы войны, ставшей для него первым и самым значимым событием, главным, на всю жизнь врезавшимся впечатлением, главным содержанием которого было постоянное присутствие смерти. Но мы, зрители, не чувствуем ее гнетущего присутствия в произведениях Косенкова, наполненных надеждой и верой в победу Света. Потерявший на войне отца, пропавшего без вести… Вероятно, это и определило такое острое стремление утвердить собственную индивидуальность, рассказать о личном – уникальном опыте.
Тему войны Станислав Степанович раскрывает по-своему, по-косенковски, работает над ней всю жизнь. Он не изображает батальных сцен, он говорит о последствиях войны, отраженных в душах людей. Так в его творчестве появляются серии «Прохоровское поле», «Память», серия иллюстраций к рассказу Е. Носова «Красное вино победы» и иллюстрации к книге стихов А. Прасолова.
Вот что пишет Станислав Косенков-художник в статье, которая так и не увидела свет: «Зачастую приходится слышать о том, что «художник делится своей болью» – и это-то в порядке похвалы! Но, простите, делиться своей болью – безнравственно в высшей степени! Художник должен делиться своим мужественным выводом по поводу этой боли, что давно уже имеет название: со-страдание как своим героям, так и зрителю. И в ясном осознании художником живительной силы со-страдания больше истинной новизны, мощи и силы, чем в поиске остроты трактовки, «нового сюжета», «напряженной» формы и прочих ухищрений».
В 1979 году Станислав Косенков получил предложение от московского издательства «Современник» сделать иллюстрации к знаменитому рассказу курского писателя Евгения Носова «Красное вино победы».
Виктор Астафьев в своем предисловии к рассказу писал: «…Мастер и труженик прозы, он знает, что память погибших друзей можно оскорбить неловким словом, корявыми мыслями. И готовится, как мне кажется, напряженно, внутренне готовится писать достойно и с достоинством о самом великом, что было в нашей жизни, — об Отечественной войне».
Трагедия героя рассказа, так обидно и горько умершего в самый счастливый для всех День Победы, созвучна трагедии ожидании отца с фронта самого художника.
«… Будет госпиталь, и не один, будет много дней и ночей одинаковых, как комариная нудь, будут страдания, будет День Победы, который он встретит на казенной койке, и дадут ранбольным по стакану вина в честь этого долгожданного праздника, и останется он незабываемым, этот праздник, – и однажды друг мой расскажет о нем, и будут плакать люди, пережившие войну, читая рассказ «Красное вино Победы». (В. Астафьев).
Для иллюстраций к «Красному вину Победы» Косенков выбирает технику цветной линогравюры. Здесь преобладает столь любимый Косенковым фиолетовый цвет (цвет небытия). Напряженный штрих подчеркивает переживание и трагизм событий описанных в рассказе.
«Трагизм моего мироощущения глубоко индивидуален и неповторим. И если трагизм объективный, исторический более-менее выражен в произведениях советских и других художников, то тот индивидуально-психологический аспект переживания почти не тронут, не раскрыт на том уровне глубины, которые я ощущаю в себе и в возможностях незатронутых здесь проблем глобальных и интонаций, мельчайших модуляций чувств. Я не говорю о своей исключительности в данном отношении, но я позволил себе коснуться этой темы именно так и именно с этой стороны. Смогу ли я раскрыть все это на высоком художественном уровне? В графике или живописи? Если в графике, то в офорте, литографии или линогравюре? Цвет или аскетизм черно-белого, та удивительная культура условности, органичности и цельности материала? Условность и символика или правдоподобие документа вплоть до натурализма? Или хорошая, добротная живопись, со всеми ее достоинствами бытописательства, хорошей жанровости?». Рассуждает художник.
В работе «Без вести» (мягкий лак, офорт 1982 г.) из серии «Овраги» Косенков изображает молоденького солдата, почти мальчика, с винтовкой за спиной, который прощается со своим домом, расположенным почти на линии горизонта (на краю листа), словно это не главное в сюжете. Но именно с этого дома, где он родился, где произнес первое слово, сделал свой первый и трудный шаг, начинается это вселенское чувство Родины, которую нужно защищать. Взгляд новобранца тих и светел. И можно не сомневаться, что у него достанет сил не струсить и стоять насмерть во имя святой любви к земле, на которой он вырос.
Дом солдата стоит на островке земли, изрезанной оврагами. «Раны земли» – так называл художник овраги, причудливо изрезанные рукой природы. Во многих своих работах, циклах, сериях Косенков изображать вот эти «раны земли» и как полноценный прием, усиливающий впечатление о трагедии, о которой рассказывает художник.
«В «Оврагах» тема памяти, зыбкости, расчлененности силами, неподвластными человеку. Это проявляет себя природа, силы «черные» (неизвестные). Расчлененность сознания, непонимание, расставание.» — пишет Косенков в своем дневнике.
Есть в жизни человека даты и состояния, которые не только вспоминаются с залпом орудия, озарившего огненно-красным или желто-оранжевым гигантским цветком ночное небо города, но и болью застарелой раны и болью воспоминаний о времени и месте, где земля смешалась с небом и вобрала в себя столько железа и крови, что долгое время на ней даже трава не росла. И имя этому событию – Курская битва, а конкретное место – Прохоровка. Дата – июль. Двенадцатое. Год – сорок третий.
«22 июня 1941 г. Утро» называется работа, выполненная в технике цветной линогравюры. Под спелой пшеницей зрителю явлен безмятежно спящий мальчик. И только предрассветное небо предвещает начало беды. Кажется, что вот-вот в небе появятся немецкие самолеты. Бомбы взорвут мирную землю. Прервется сон детства – война. Состояние напряженного неба художник создает цветом. Сине-лиловый цвет у Косенкова – цвет небытия. На горизонте овраги.
«Нет ничего прекраснее спящего ребенка, это всем известно. Но нет и ничего тревожнее.» — считает Косенков.
Под Прохоровкой в селе Прелестном был такой обычай выносить поминальные столы на улицу с портретами погибших и поминать со всеми проходящими своих родных. Косенкова это так поразило, что он запечатлел это в двух своих работах «12 июля – День Память. Год любой» и «Хлеба не кошены». На обеих работах мы видим пожилую женщину у поминального стола.
В гравюре «Хлеба не кошены» пожилая женщина сидит за скорбным столом с дымящимся котелком с картошкой или кашей, но едоки все погибли. Некому убрать созревшую пшеницу, подправить полуразвалившуюся хатенку.
Гравюре «Хлеба не кошены» созвучна работа «12 июля — День Память. Год любой». Здесь то же противопоставление спокойствия природы с состоянием пожилой женщины, изображенной Косенковым у поминального стола. То же напряжение цвета – сине-лиловый цвет небытия.
«…снова берусь за свое, родное. Написать свою поэму жизни. Сказать то, что близко людям одной со мной «группы крови». Все время держать это главным. Сделать листы, серию «Борозда памяти». Памяти людей, земли, деревьев и травы, домов, предметов». Пишет Косенков в своем дневнике.
На листе «Борозда памяти». Мы видим трогательную фигуру обнаженного мальчика, сидящего спиной к зрителю среди поля одуванчиков. В руках у него распустившийся одуванчик, такой же как и белокурая головка ребенка. Этот одуванчик как символ памяти. В центре композиции – пласт спелой пшеницы, а за ней, к самому горизонту на вспаханной земле, тянутся сотни простреленных и обгоревших солдатских писем, фотографий и документов. От ребенка к пахоте через пшеницу протоптана тропинка. Пшеница здесь это вера художника в победу и свет.
«Ведь это меня по-настоящему волнует и трогает, этот «Апокалипсис Неверия и Равнодушия»! Или тоскливо русский пейзаж с убогими хатами и буквально повторяющаяся фигура сидящего, ждущего мальчика, разрушающая перспективу. Или нежная фигурка мальчика со свечой среди разбушевавшейся стихии (природы или «деяний» человека – неважно!)
«Ветеран. 40 лет спустя». На глубоком фиолетово-лиловом фоне расцвеченным яркими оранжевыми всполохами, как языками огня задумчиво сидит ветеран. В его взгляде видна грусть и тоска по погибшим товарищам.
«Одна женщина рассказывала Дубравному, что после битвы 12 июля 1943 года – из колодцев ушла вода!!! Земля, как живое существо, содрогнулась от ужаса, творимого людьми, и сжалась, вобрав в себя влагу! Это, конечно, образ!» – записал Станислав Степанович после очередной поездки на Прохоровское поле.
Как раз таки в вышеописанной гравюре «Ветеран. 40 лет спустя» художник воплощает задуманный образ.
О работе над иллюстрациями к книге «Жизнь прожить… Памяти А. Прасолова» Косенков говорил: «Вот повод сделать книгу своей жизни, никак не унижая этим Прасолова, просто ставя себя с ним на один уровень и рисуя не картинки к тексту, а то, что чувствуешь всеми фибрами своей души». И это удалось ему в полной мере.
Судьбы художника и поэта схожи. Оба в раннем детстве пережили потерю отца, что сформировало их особое ощущение мира, его зыбкости, эфемерности, непрочности счастья. И Прасолов, и Косенков понимали и чувствовали гармонию и прелесть природы, но вместе с тем, знали высокую цену счастья.
На рисунке «Когда созреет срок беды всесветной…» Станислав Степанович изображает безмятежного спящего обнаженного мальчика в пшенице (как на листе «22 июня 1941 г. Утро» из серии «Прохоровское поле», о котором мы говорили перед этим). Но здесь ощущение трагизма и беды добавляет обрыв перед мальчиком с рассеченным краем, клином направленным на самого мальчика. В унисон с безмятежным сном мальчика художник изображает парящий листик, как чистая душа ребенка.
Нельзя не остановится на иллюстрации «Безотцовщина». Эти дети стоящие на подрубленных пеньках, также как война подрубила и искалечила их детство, всматривающиеся вдаль. Они ждут поезд, который привезет их отцов… Самого себя Станислав Степанович изображает стоящим на в траве, на земле (не как остальные дети), как символ того, что его отец не вернется. Но он все-равно ждет. Он ждал своего отца всю жизнь.
Воплощая в образной форме свои личные впечатления и раздумья, развивая замысел, создавая серии работ одну за другой (серии «Прохоровское поле», «Жизнь прожить…» Памяти А. Прасолова и др.). Косенков решает очень серьезную и важную для себя задачу – явить достоверный автобиографический рассказ о детстве, взывающий к осознанию невосполнимости утрат грозных военных лет. Так прошлое целого поколения становится художественно преобразившимся символом.
Тема Великой Отечественной войны не должна завершиться с уходом поколений – участников войны, непосредственных ее свидетелей. На протяжении второй половины ХХ века она остается одной из главных, продолжаясь в жизни нескольких поколений: не только ветеранов, но их сыновей – детей войны, и родившихся в мирное время, но выросших рядом с фронтовиками внуков. С каждым годом Великая Отечественная война все больше отдаляется во времени, но не уходит из народной и культурной памяти. И иллюстрации Станислава Косенкова помогают нам в сохранении этой памяти.
младший научный сотрудник музея-мастерской С.С. Косенкова
Мария Косенкова
Литература
В статье использованы фотоматериалы музея-мастерской заслуженного художника РФ С. С. Косенкова.