Творчество Виктора Иванова (на примере произведений БГХМ)
Творчество Виктора Иванова – крупное явление мировой художественной культуры. Его искусство, несомненно, стало новой ступенью в развитии русской и советской живописи. Он обладает самобытным и оригинальным художественным дарованием. Работы мастера отличаются монументальностью и выразительностью композиционных решений, стремлением к лаконичным, экспрессивным формам.
В музейном собрании Белгородского художественного музея творчество Виктора Ивановича Иванова представлено 12 живописными произведениями, выполненными в 1960–1980-е гг. Они демонстрируют наиболее характерные художественные особенности стиля, в котором работал автор.
Художник родился 2 августа 1924 года в Москве. В 1944 году после окончания средней художественной школы Виктор Иванов поступил в Московский художественный институт имени В.И. Сурикова. Его педагогом был Александр Осмеркин, прошедший школу известного живописца Петра Кончаловского.
Имея блестящее образование и обладая глубоким талантом живописца, Виктор Иванов определил свое главное предназначение: говорить о главном и родном. Этим главным и родным в творчестве художника стали русские люди и русская земля. Важный источник вдохновения для него – рязанская земля – родина его матери Дарьи Ивановны.
В школьные годы Виктора на все лето отправляли к бабушке, в село Ряссы. Приезжая сюда регулярно на время каникул, он с каждым годом все сильнее привязывается к здешним красивым и вольным местам.
Крестьянский уклад и размеренная жизнь в селе нравились ему своим мудрым распорядком, чередованием разных дел и занятий. Он внимательно изучал быт и взаимоотношения людей, стремился с натуры и по памяти запечатлеть интересные образы, самобытные вещи, домашних животных, бескрайние сельские просторы. Усердный труд человека в его зарисовках, а позднее в живописных полотнах, является источником радости, созидания и красоты.
В своих работах Иванов изображает людей, пространство и время, наполненные внутренним эмоциональным напряжением и убедительностью.
Такой убедительный и цельный образ деревенской жительницы сложился в живописном произведении «Мария Федоровна Есенина. Село Ряссы». «…Я изображаю только то, что хорошо знаю. Ищу положительное в людях. Хотя многие мои картины – о тяжелой, изнурительной крестьянской жизни. Но посмотрите, какой в этих тяжелых условиях рождается человек – сильный, красивый, добрый. Этот человеческий идеал я нашел на Рязанской земле…» – говорит В. Иванов о своих творческих исканиях[1].
Несомненно, деревенская тема для художника стала одной из главных тем в его творчестве. В живописных произведениях «Лошадки на косе», «Помидоры в банках», «Скошенное поле» запечатлено монументальное и благородное величие крестьянского труда и быта, красота природы.
Особое место в творчестве художника отведено природе родного края. Но восхищение и любовь к ней он выражает в лаконичных, сдержанных пейзажах («Исадские дали», «Спасские луга», «Исадский овраг осенью»). Природа у него красива и скромна, как крестьянская женщина.
В своих произведениях Виктор Иванов стремится к созданию собственной образно-пластической системы. Палитра художника сдержанна и проста. Это прослеживается в работах «Портрет Меркуловой», этюд к картине «Вечер в лугах», «Девушка». «Я восхищаюсь красотой земли и красотой человека. Единственное мое желание передать эту красоту, передать удивительное сочетание современного и того, что всегда жило, живет, и будет жить в народе», — отмечает художник.[2]
Главный принцип Иванова – изображение настоящей жизни без прикрас, демонстрация лаконичных, но в тоже время, цельных, глубоких образов. Его пейзажи проникнуты единением земли и неба, а портреты отмечены психологической остротой образа. Цвет несет не только эмоциональную, но и смысловую нагрузку, выражая идею.
Этюд В.И. Иванова «Мать» к картине «Семья. 1945 год», размещенный в постоянной экспозиции Белгородского художественного музея, − это «визитная карточка» нашего музея. Он отражает характерные для автора стилистические приемы и колористический строй. Образное решение, найденное в этом портрете, предопределило общий художественный строй его грандиозного произведения «Семья. 1945 год», которое находится в Государственном Русском музее.
Результатом долгой и плодотворной работы художника являются многочисленные крупноформатные сюжетные полотна, многогранные глубокие образы, колоритные натюрморты, бескрайние пейзажи. Все жанры подвластны кисти мастера.
Творчество художника, наполненное искренней любовью к Родине, вызывает душевный и эмоциональный отклик у любого, кто знакомится с ним.
Работы В.И. Иванова находятся в ведущих музеях страны и зарубежья. В собрании Белгородского художественного музея творчество великого художника представлено 12 живописными произведениям, которые в полной мере раскрывают особый художественный пластический язык автора и являются яркими образцами «сурового» стиля в отечественном изобразительном искусстве ХХ века.
заведующий сектором хранительской работы
Н.Д. Вовк
[1] Виктор Иванович Иванов//Рязанская земля. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://vk.com/wall-172898331_46992
[2] Зайцева М.В. Судьба великого художника-земляка./ Альбом «Виктор Иванов» – Рязань. 2009.С.– 19.