Вещный мир, запечатленный кистью
10 ноября в г. Губкине в выставочном зале Дворца Культуры «Форум» открылась вторая в этом году выставка, сформированная из произведений фондового собрания Белгородского государственного художественного музея. Экспозиция «Свой тайный смысл доверят мне предметы…», включившая 26 живописных работ советских и российских (в том числе белгородских) художников ХХ-ХХI вв., знакомит зрителя с жанром натюрморта и его разновидностями.
Как самостоятельный жанр — натюрморт («мертвая натура») возник в Голландии на рубеже XVI и XVII вв. и быстро достиг необычайного совершенства в передаче многообразия предметов материального мира, утвердил эстетическую ценность привычных обыденных вещей.
Произведения, представленные на выставке, объединяет стремление авторов показать красоту повседневно окружающей нас жизни, увидеть ее по-новому, приглядеться к будничным вещам и ощутить их особенную поэзию, понять, что и повседневные предметы могут быть наполнены особенным настроением и нести в себе рассказ о людях, живущих среди них.
В истории искусства сложились два основных типа натюрморта. В одном — предметы говорят, прежде всего, не о самих себе, а о своем хозяине. Это как бы его косвенная характеристика. В ином типе натюрморта вещи изображаются, скорее, как нечто самоценное. Они говорят, в первую очередь, о себе, словно предлагая зрителю полюбоваться красотой их облика, формы, цвета, ощупать фактуру и предметные качества.
Первый тип натюрморта в большей степени отражен в работах В. М. Соколинского, А. С. Работнова, Д. А. Игнатьевой. Неодушевленные предметы для этих авторов — сфера не только поиска формы, но и содержания — через них идет осмысление и «вещного мира» как части реальной жизни, и его неотъемлемой связи с человеком. К особой группе в этом ряду можно отнести натюрморты с ярко выраженным мемориальным характером. «Натюрморт с фотографией» Ю. В. Данченко лаконичным набором предметов отсылает к событиям Великой Отечественной войны, а работа В. Ф. Желобка посвящена памяти трагически погибшего талантливого советского художника Виктора Попкова, оказавшего большое влияние на развитие отечественного искусства 70-х годов прошлого века.
На экспозиции представлены натюрморты, относящиеся в основном ко второму типу, где вещи говорят о своей самоценности. Но и среди них можно выделить два вида. В одном из них — художники отдают все силы исключительно передаче натуры, правдивости фактуры предметов, их объема и цвета, что можно увидеть в работах В. Ф. Желобка, Д. А. Игнатьевой, А. П. Мамонтова и др.
В другом — изображенные предметы не только «говорят о себе», но и передают настроение художника, его чувства, эмоции. Как, например, в работах Т. Д. Ярковой и В. А. Ульянова. Живописный язык Т. Д. Ярковой в «Натюрморте с арбузом», производит впечатление внутренней гармонии — сочно написаны арбуз и фрукты, лежащие рядом с ним. В работе нет стремления автора точно передать детали, здесь все подчинено одному порыву — показать яркость красок плодов. В картине В. А. Ульянова «Натюрморт с красной смородиной» напротив, через подробную передачу деталей, тщательность написания складок драпировок, узоров рушников, характеристику всех компонентов натюрморта ощущается желание живописца донести красоту формы, фактуры разных предметов материального мира и через них передать очарование крестьянского домашнего быта.
На выставке экспонируются натюрморты не только названных видов, наблюдаются и переходные, промежуточные разновидности, где выделяются или даже заостряются какие-то другие свойства предмета, например, декоративные, как в полотнах Н. С. Трошина (мотивы гжельской росписи) и И. В. Сорокина (узор жостовского подноса).
В особую группу натюрмортов можно выделить композиции с цветами в работах М. В. Добросердова, В. Ф. Блинова, А. А. Давыдова, И. Л. Туржанской, В. Н. Ларионова. Цветы всегда были одной из наиболее популярных и постоянных тем натюрмортов. Они, безусловно, прекрасны, и уже одно это привлекает в них художников. Но главное живописцы стремятся остановить на холсте недолговечность и мимолетность их красоты, сохранить на долгие времена их эфемерное цветение.
По словам выдающегося советского живописца К. Петрова-Водкина — «натюрморт — это одна из острых бесед живописца с натурой…» и действительно этот жанр можно в определенной степени назвать творческой лабораторией живописи. В нем максимально раскрываются пластические и колористические возможности живописца, выявляются особенности его пластического мышления, поиски стилистических решений, что наглядно демонстрируют работы Ю. С. Глюдзы, Л. В. Скаргиной, В. М. Лузанова, П. А. Петяева, Л. Я. Микко.
Выставка, рассчитанная на широкий круг посетителей, будет работать до 17 декабря.
Cтарший научный сотрудник,
заведующая научно-экспозиционным отделом Половина Г. А.