Размер шрифта: A A A
Цветовая схема: # # #
Изображения: Вкл. Выкл.
Выберите шрифт: Arial Times New Roman
Интервал между буквами (Кернинг): Стандартный Средний Большой
Интервал между строками: Стандартный Средний Большой
80-я годовщина Победы в Великой Отечественной войне
16 апреля- 26 мая
«Часть жизни»
Выставка живописи и графики Владимира Половнёва

Участник культурной программы для молодежи «Пушкинская карта»
Подробнее
11 апреля - 5 июля
«Сквозь окна»
Выставка живописи и графики из фондов БГХМ

Участник культурной программы для молодежи «Пушкинская карта»
Подробнее
9 апреля- 25 апреля
«Мастерская Косенкова»
Выставка набросков

Участник культурной программы для молодежи «Пушкинская карта»
Подробнее
13 марта - 21 апреля
«Люди в истории и искусстве»
Персональная выставка Дмитрия Горина, приуроченная к 75-летнему юбилею скульптора

Участник культурной программы для молодежи «Пушкинская карта»
Подробнее
6 марта - 18 апреля
«Отражение»
Персональная выставка А.А. Галюзина, к 80-летию со дня рождения художника

Участник культурной программы для молодежи «Пушкинская карта»
Подробнее
Фестиваль граффити
«Сделай жизнь ярче!»
Прием заявок открыт
Подробнее
«Белгородская палитра-2025»
Областной ежегодный конкурс юных художников
Подробнее
6 февраля - 16 июля
«Разговор по душам»
Выставка графики и скульптуры из фондов БГХМ

Участник культурной программы для молодежи «Пушкинская карта»
Подробнее
Постоянная экспозиция
«Отечественное
искусство XX-XXI вв.»
Участник культурной программы для молодежи «Пушкинская карта»

Зал №1, 2 второй этаж
Подробнее
Пушкинская карта
Культурный проект для молодежи
Подробнее
Уважаемые посетители!
Нам важно Ваше мнение! Оцените работу нашей организации.
Для этого используйте QR-код или перейдите по ссылке.
Подробнее
Меры поддержки участников специальной военной операции
Подробнее
Художественный салон открыт для посетителей
Режим работы:
Ежедневно с 10:00 до 19:00
Перерыв с 14:00 до 15:00

Вторник выходной
Подробнее
Школа керамики в БГХМ
Участник культурной программы для молодежи «Пушкинская карта»
Подробнее
Вам у нас понравилось? Расскажите нам!
Чтобы оценить условия предоставления услуг используйте QR-код или перейдите по ссылке ниже.
Подробнее
Главная » О музее » Наука и публикации » Искусствоведы рассказывают » «Я всегда в пути к познанию» (к 80-летию Г.А. Кудрявцева)

«Я всегда в пути к познанию» (к 80-летию Г.А. Кудрявцева)

Геннадий и Маргарита Кудрявцевы – семейная пара художников, приехавших в Белгород в 1980-е годы и обогативших своим творчеством культурную среду города. Они оба окончили Иркутское художественное училище и всю жизнь посвятили любимому делу. Маргарита Петровна – художник-мастер лоскутного шитья, Геннадий Андреевич – живописец, график, иллюстратор, отметивший в этом году 80-летний юбилей.

Геннадий Андреевич родился 28 апреля 1942 года в с. Троицкое Крымского района Красноярского края. Северный регион определил характер нашего героя: целеустремленность, большая сила воли, помогающая не отступать от намеченных планов; верность убеждениям и принципам; рассудительность, способность отбросить эмоции и принять взвешенное решение. Геннадий Андреевич принадлежит к тому поколению художников, для которых честность по отношению к зрителю является приоритетной. В его работах нет сочиненных и вымышленных сюжетов для красивого и респектабельного вида. Обладая творческой индивидуальностью, мастер не ставит целью понравиться всем и каждому. Он сохраняет верность своему направлению, которое намечает сам и не теряет его среди сложного смешения различных устремлений и исканий современного изобразительного искусства. Не зря девиз сибиряков: «Душой измерь, умом проверь, тогда и верь». Пейзажи, натюрморты, портреты, написанные с натуры, без прикрас и идеализации, становятся основной доминантой в произведениях Геннадия Кудрявцева.

С 1982 года художник является активным участником международных, всесоюзных, всероссийских, региональных, зональных, областных выставок. В 1990 году Геннадий Андреевич вступил в Союз художников России.

В студенческие годы Кудрявцев Г.А. несколько лет учился на архитектурном факультете. Любовь к зодчеству, его понимание отражают пейзажи, в которых художник отдает предпочтение видам с разнообразными архитектурными сооружениями: покосившимися деревянными домиками на деревенских улицах («Выпал снег», «Вышний Волочёк», «Дом в Фёдоровском монастыре»), величественными белокаменными храмами («Никитский монастырь», «Врата Горицкого монастыря»), а также соединяет в работах изображения современных зданий и старинных  построек («Мозаика пространства», «Старый-новый Белгород», «Белгород. Полдень» из цикла «Городские ритмы»). Каждый пейзаж, словно волшебная шкатулка, открывая которую, зритель погружается в удивительную атмосферу различных эпох, где в дальних уголках тихих улиц бережно хранятся реальные истории и неразгаданные тайны, а в городском ландшафте органично соседствуют «кружевные» особняки времени ушедшего и здания современной архитектуры в стиле «хай-тек». На работах изображены дома, улицы Белгорода, изменившиеся сегодня до неузнаваемости. Это еще одна ценность творчества художника – суметь прочувствовать настоящее, чтобы оставить о нем память в будущем.

 

В 80-90 годы XX века Геннадий Андреевич совершил ряд творческих поездок, участвовал в пленэрах, работал в Домах творчества «Горячий ключ» (Краснодарский край), имени Д.Н. Кардовского (Ярославская область), на академической даче им. И.Е. Репина (Тверская область).

Результатом путешествий по северным регионам России стали работы «Скалы Байкала», «На Ангаре штормит», «Байкальский мотив», «Порт Байкал», «Озёрный край» и другие. Суровая и холодная красота Севера была основной темой творчества многих советских художников, таких как В. Стожаров, П. Оссовский, братья А. и С. Ткачёвы и др. У Геннадия Андреевича свой образ северной природы, он показан с помощью лессировок, тончайших цветовых переходов, сложных цветовых решений. В хрустально-чистом воздухе раздаются крики чаек, серебристая гладь воды отражает неуклюжие рыбацкие лодки, а череда маленьких домиков вдоль берега напоминает состав поезда, который планомерно движется по жизненному маршруту, совершая остановки на значимых станциях. Очень точно подходят под описание работ данного цикла слова учёного Дмитрия Лихачёва: «Удивительнейшее сочетание настоящего и прошлого, современности и истории (и какой истории – русской! – самой значительной, самой трагической в прошлом и самой философской), человека и природы, акварельной лиричности воды, неба и грозной силы камня, бурь, холода снега и воздуха».

Художник совершил много поездок по святым местам России, где можно почувствовать уединение, но не одиночество, прикоснуться к величественной красоте храмов и монастырей с вековой историей. Здесь звучит в душе тихая молитва, замедляется время, царит умиротворение и покой («Фёдоровский монастырь», «Торжок. Осенний туман», «Переславль-Залесский» и др.).

 

Тщательного изучения заслуживает серия акварельных работ «Отчий край. Воспоминания». Благодаря многообразию сюжетов, художник «многослойно» повествует о буднях обычных людей, их повседневной жизни: горожане неспешно посещают музеи; азартно играют в домино во дворе, расположенном напротив здания дома мирового судьи Курчанинова; обсуждают с соседями последние новости и т.п. Незамысловатые истории притягивают своей добротой, простотой и душевностью. Каждый лист акварели «перелистывает» страницу книги ушедшего времени, в котором многие из нас жили, и которое мы вспоминаем с особой теплотой и нежностью. Каждый мальчишка и девчонка в детстве гостили все лето у бабушки в деревне, где шумной оравой бегали босиком по мягкой сочной траве, ходили на рыбалку, гоняли по дорожкам на велосипедах, приносили воду из колодца, помогали по дому и т.д.

Погрузиться в атмосферу жизни Белгорода XIX века с его укладом, порядками, традициями можно с помощью цикла работ «Белгородчина XIX века». Дамы в светских нарядах, барышни в русских сарафанах, купцы и торговые люди – главные персонажи данной серии. Дополняет общую картину уездных городов архитектура, сохранившаяся до наших дней и знакомая многим белгородцам: «Церковь Николая Чудотворца», «Дом купца Дмитриенко» (г. Грайворон), «Круглое здание» (с. Головчино). Глубокое знание истории позволяет Кудрявцеву насыщать работы достоверными точными деталями. Художник словно перемещает зрителя во времени на два века назад, делая его участником происходящих на акварельных листах действий: выбор товара на шумной ярмарке, наблюдение за работой гончара, прогулки по берегу реки Ворскла и т.д. («Грайворон», «Головчино», «Ярмарка» и др.).

 

 Тему признания в любви своей малой родине продолжают кудрявцевские этюды. Они наполнены свежестью впечатлений и яркими эмоциями, которые получает художник при непосредственном общении с природой. Каждый элемент пейзажа тщательно изучается, исследуется, и в нем выделяются наиболее характерные существенные черты. Поэтому живописный мотив окрашен определенным настроением, любовным и душевным отношением художника к природе. Геннадий Андреевич умело раскрывает ее внутреннюю жизнь, осознанную и прочувствованную художником. В работе «Окрестности хутора Соломахи» автора привлекает гармоничная связь деревянной архитектуры с природой.

Многоплановость и динамичную композицию он создает пастозными смелыми мазками, цветовое богатство которых позволяет ему передать атмосферу жаркого воздуха. Образ спокойной могучей природы Белогорья, исполненной жизненных сил, прекрасен во всех ее проявлениях – будь то расцвет лета или приход осени. В произведении «Последние» художник выразительным силуэтом изображает на фоне темного леса ничем не привлекательные на первый взгляд последние стога сена, одиноко расположенные на скошенном поле. Написанная в импрессионистической манере быстрыми ритмичными движениями кисти, работа притягивает взгляд зрителя манерой исполнения и охристо-золотистой цветовой гаммой поля, контрастирующей с ультрамариновым небом. И как второстепенных героев картины, в правой части работы автор располагает небольшую группу людей. Для творчества Геннадия Андреевича характерно присутствие человека в пейзажах, для него природа и человек существуют в неразрывном единстве. В панорамном живописном полотне «Кошлаковские дали» показан один из видов старинного села Шебекинского района. Пронизанные солнцем очертания лесов, бесконечное пространство неба, простора, мирно беседующие жители на переднем плане картины рождают ощущение тишины и покоя. Размеренный ритм произведения нарушает группа велосипедистов и фигура бегущего человека. Тихой печалью наполнено полотно «Вечерние пруды». Вертикали кипарисов, скрадываемые наступающими сумерками, заброшенный одинокий мостик, безмолвная водная гладь реки, приглушенная серебристо-охристая палитра вызывают чувство умиротворения и спокойствия.

Геннадий Андреевич, как и его супруга, испытывают особую любовь к цветочным натюрмортам. В работе «Сухие травы» на фоне серой стены – силуэтное изображение букета засушенных полевых цветов. Он выглядит как символ прошлого, ушедшего, невозвратного в противоположность белой ткани, закрепленной на подрамнике картины. Она как чистый холст, на котором скоро художник воплотит все свои творческие искания и внутренние переживания. Небольшой эскиз, расположенный в центре картины, позволяет предположить, что в данный момент мастер пишет работу на православную тему, а данный букет является напоминанием о пленэрных поездках.

 

Главное место в творчестве художника занимает тема славянской письменности, насчитывающей более 2000 лет. Художник считает, что именно распространение кириллицы на территории Руси оказало огромное влияние на дальнейшее развитие русского государства. «Книги, – по словам автора, – это реки, наполняющие вселенную, это источники мудрости, в них неизмеримая глубина. Именно книга – наиболее яркое проявление духовной жизни общества». Доскональное кропотливое изучение старинных каллиграфических стилей письма рождает сильные образы, наполненные глубоким смыслом и философским содержанием. Стремясь передать с наибольшей выразительностью свой замысел, автор добивается того, чтобы тематике произведения служили все изобразительные средства: композиция, шрифт, орнамент, цвет, линия, штрих… В канву графических работ органично вплетаются витиеватые элементы кириллицы и сложные тематические композиции.

В начале XXI века художник создает рукописную книгу, один из циклов которой связан с именами известных русских писателей, поэтов, философов. Страницы с яркими высказываниями, цитатами, стихами и прозой выполнены в индивидуальном оформлении, подчеркивающем стилевые особенности творчества автора и его эпохи.

 

 

Вклад Геннадия Андреевича в развитие изобразительного искусства Белгородской земли был по достоинству оценен. Художник удостоен почётного звания «Заслуженный художник Российской Федерации» (2005 г.), имеет многочисленные награды, в том числе медали «За заслуги перед Землёй Белгородской» II и I степеней (2007, 2012 гг.),  является Лауреатом ежегодной премии Губернатора Белгородской области за достижения в области изобразительного искусства (2015 г.) и др. О жизни и творчестве юбиляра написано множество публикаций и статей, издано несколько альбомов и каталогов, а также его имя внесено в энциклопедию «Лучшие люди России» в разделе «Родины славные сыны», (2003, Москва), Белгородскую энциклопедию (выпуски 1998, 1999, 2000 гг., Белгород). Каждое произведение художника, глубоко русского по духу, сохраняет черты творческой индивидуальности. Он работает в разных техниках: рисует пером, кистью, пастелью, пишет маслом, акварелью, использует аппликацию. Накопленный им при изучении летописей и рукописных книг обширнейший материал, позволяют художнику без труда изображать в своих листах историческое прошлое по памяти и воображению.Радость собственного познания красоты просторов России и родного края Геннадий Андреевич стремится передать другим. Это одно из замечательных свойств его щедрого сердца. Постоянное обращение к истокам самобытного искусства, его неразрывная связь с бытом, нравами, историей делают его творчество подлинно народным. Работы автора находятся в коллекциях музеев: Белгородский  государственный художественный музей, Белгородский государственный историко-художественный музей-диорама «Курская битва. Белгородское направление», Белгородский государственный историко-краеведческий музей, картинная галерея имени Н.А. Сысоева, г. Липецк, Курганский областной художественный музей, музей В.Ф. Раевского, с. Богословка, Белгородской области, Пушкинская библиотека-музей, г. Белгород, а также в частных собраниях в России и за рубежом.

 

Заведующий отделом культурно-образовательной деятельности Юлия Евсюкова

 


 

В статье использованы фотоматериалы: mirbelogorya.ru

 

 

 

×
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!