Размер шрифта: A A A
Цветовая схема: # # #
Изображения: Вкл. Выкл.
Выберите шрифт: Arial Times New Roman
Интервал между буквами (Кернинг): Стандартный Средний Большой
Интервал между строками: Стандартный Средний Большой
Постоянная экспозиция
«Отечественное
искусство XX-XXI вв.»
Участник культурной программы для молодежи «Пушкинская карта»

Зал №1, 2 второй этаж
Подробнее
21 февраля - 20 мая
«Русский и западноевропейский
фарфор XIX-XX веков»
Выставка из частных собраний белгородских коллекционеров

Участник культурной программы для молодежи «Пушкинская карта»
Подробнее
6 марта — 19 мая
«Купе»
Выставка народных художников России В.П. Полотнова, С.А. Гавриляченко, А.Н. Суховецкого и заслуженного художник России Ю.А. Грищенко

Участник культурной программы для молодежи «Пушкинская карта»
Подробнее
5 апреля - 20 мая
«Память»
Персональная выставка Гагика Матиняна, приуроченная к 65-летию художника
Подробнее
25 апреля - 2 июня
«Дары и дарители»
Выставка живописи, графики и скульптуры преподавателей
Санкт-Петербургской академии художеств им. И. Репина
Подробнее
16 февраля - 16 июля
«Мифы, легенды и сказания народов России»
Выставка графики и скульптуры из фондов БГХМ

Участник культурной программы для молодежи «Пушкинская карта»
Подробнее
2 февраля - 17 мая
«Возьмемся за руки, друзья…»
Выставка графики художников-современников из произведений советской станковой графики 60-80-х годов

Участник культурной программы для молодежи «Пушкинская карта»
Подробнее
К 180-летию Василия Поленова
«Поленовский декабрь»
Региональный конкурс юных художников

Работы предоставляются до 30 апреля 2024 года
Подробнее
«Белгородская палитра-2024»
Областной ежегодный конкурс юных художников

Сроки приема работ – до 30 апреля 2024 года.
Подробнее
Тактильные копии
В постоянной экспозиции музея
Подробнее
Пушкинская карта
Культурный проект для молодежи
Подробнее
Художественный салон открыт для посетителей
Режим работы:
Ежедневно с 10:00 до 19:00
Перерыв с 14:00 до 15:00

Вторник выходной
Подробнее
Школа керамики в БГХМ
Участник культурной программы для молодежи «Пушкинская карта»
Подробнее
Вам у нас понравилось? Расскажите нам!
Чтобы оценить условия предоставления услуг используйте QR-код или перейдите по ссылке ниже.
Подробнее
Главная » О музее » Наука и публикации » Искусствоведы рассказывают » Энергия цвета

Энергия цвета

Александр Геннадьевич Филиппов – один из немногих художников, чьи произведения узнаваемы с первого взгляда. У каждого человека свои предпочтения в области изобразительного искусства. Кого-то восхищают реалистичные полотна, кто-то предпочитает нестандартные авангардные композиции, многие восторгаются экспериментами импрессионистов и так далее. Так или иначе, каждое произведение искусства находит своего зрителя и оказывает на него особое воздействие. Впервые открыв для себя творчество старооскольца Александра Филиппова, меня поразила внутренняя энергия живописи, мощь и неудержимая смелость живописного мазка мастера. После знакомства со стилем его работы во время мастер-класса, который проходил в рамках образовательных курсов в 2014 году в г. Старый Оскол, полотна живописца стали импонировать мне еще больше. Сколько эмоций, любви, энергии вкладывает Александр Геннадьевич в каждое полотно! А сколько позитивных моментов получает собеседник, ведя разговор с художником: очаровательная улыбка, блеск в глазах, задорный смех, доброжелательная манера общения подкупают с первой минуты.

Александр Филиппов родился 27 января 1958 года в городе Гурьевск Кемеровской области. До 17 лет жил в Кузбассе, затем несколько лет в Одессе, с 1979 года живет и работает в Старом Осколе.

 

 

С детских лет Александр увлекался рисованием, однако получить начальное художественное образование не получилось. Его мама считала, что, хоть сын и проводит много времени за работой с красками и карандашами, но рисует как все обычные дети. Однако, маленький Саша уже в детстве определил для себя – непременно стать художником. Во многом его выбору способствовало увлечение отца и деда, которые были художниками-любителями и умело копировали полотна старых голландцев.

Воплотить в реальность свои мечты удалось не сразу. Получив диплом модельщика по деревянным моделям, Александр Геннадьевич некоторое время работал на ОЭМК в бюро дизайна (г. Старый Оскол). Уже скоро тяга к изобразительному искусству оказалась сильнее прибыльной работы и А. Филиппов переходит в мастерскую художников-оформителей, где чувствует себя в своей стихии. В советское время работы для людей данной специальности было предостаточно: агитационные и поздравительные лозунги к государственным праздникам, оформление стендов, плакатов, досок объявлений, праздничных колонн предприятия на демонстрации 1 и 9 мая и т.п. Важным «бонусом» работы в творческом цехе стало наличие личной мастерской, в которой Александр Геннадьевич проводил все свободное время.

Новым этапом в жизни художника становится обучение на художественно-графическом факультете Курского государственного педагогического института, который он окончил в 1989 году. В начале 1990-х мастерскую Александра Филиппова передали в распоряжение города, и художник принимает для себя судьбоносное решение, о котором позже не пожалеет ни на минуту – сменить работу со стабильной заработной платой на ОЭМК на творческую деятельность (на неоплачиваемой основе) в городском Доме художника. Уже вскоре результатом такого выбора становятся персональные выставки Александра Геннадьевича. На данное время их состоялось более 30-ти (гг. Валуйки, Старый Оскол, Белгород, Одинцово Московской области и др.) Параллельно, с 1994 по 2022 годы, проходят многочисленные областные, межрегиональные, Всероссийские, Международные выставочные проекты, в том числе в Польше, США, Сербии, Белоруси, в которых Филиппов принимает активное участие.

В 2006 году Александр Филиппов вступает в Союз художников России, становится Членом Международной ассоциации изобразительных искусств ЮНЕСКО, в 2012 году – награжден Дипломом Департамента культуры и искусства Российского совета предпринимателей за участие в международной выставке, посвященной Дням культуры России (Дубай, Объединенные Арабские Эмираты).

 

 

Живописная манера Филиппова – это корпусная техника работы плотными мазками, образующими непросвечивающие слои. После окончания института художник стал писать пастозно, смело создавая на палитре «замес» из красок, а на картине – рельефность. Творческому методу А. Филиппова свойственны приемы импрессионизма, к которому он тяготел еще со  студенческих лет.

В начале творческой карьеры художник пробует себя в жанрах портрета и натюрморта, но любимым и основным становится пейзаж. «Пейзажист – истинный художник, он чувствует глубже, чище», – писал знаменитый Иван Шишкин. Александр Геннадьевич «живо пишет» природу, используя в каждой своей работе множество цветов и оттенков. С упоением, с творческой жадностью Александр Филиппов создает большое количество этюдов на многочисленных пленэрах, начиная с северных уголков России и заканчивая теплыми берегами Италии. За одно 7-ми дневное путешествие мастер привозит более 25-ти этюдов, при этом каждый из них он пишет как законченную работу, изначально тщательно выбирая композицию, решая освещение, уточняя детали, не дорабатывая этюды в дальнейшем. Хотя, как и многие настоящие мастера кисти, Александр Геннадьевич часто сомневается в результате своей работы, но принципиально не вносит изменения в ранее написанные картины, считая, что они передают настроение и внутреннее состояние определенных этапов жизни художника.

В своем искусстве А. Филиппов много работ посвящает теме времен года, особенно зиме и ранней весне. Морозная свежесть зимнего пейзажа с могучими сугробами, контрастными кобальтовыми тенями, искрящимся на солнце снегом, создают на полотнах мастера ощущение волшебства и тайны. Художнику удается передать всю монументальность дремлющей природы. Цвет снега художник решает в диапазоне от белоснежного до глубокого синего, в рефлексах отражается едва уловимый луч света, пробившийся сквозь белое одеяло, укрывшее лес. Заснеженная нетронутая природа дарит ощущение спокойствия и безмятежности («Снежная сказка», «Серебристый лес», «Рождественское утро», «Солнечный воздух» и др.).

 

На смену холодному времени года приходит долгожданная весна, а вместе с ней – пение птиц, журчание ручьев, звонкая капель. Пейзажи «Мостик в весну», «Апрельская вода», «Оттепель» пронизывает теплый весенний воздух, в них звучат нежные ноты и мягкие оттенки пастельных цветов, навивающих лирическое настроение. Россыпь лесных цветов бесповоротно утверждает приход весны, застилая лесные тропинки ярким лазурным ковром («Весеннее цветение», «Весенний ковер», «Весенний натюрморт»).

Весной 2022 года художник совершил поездку на Белое море. Бескрайние пейзажи северных широт дали невероятный простор вдохновению мастера. Здесь он наслаждался монументальными видами снежных равнин, ультрамариновым цветом морской водной глади, мощью густых многовековых лесных массивов. Перекладывая каждый тончайший оттенок природной палитры на холст, Александр Геннадьевич создает невероятно яркие и жизнеутверждающие картины («Весна на Белом море», «Море ждет», «Льды Белого моря» и др.) Лучше всего характеризуют подход Филиппова к работе слова Поля Гогена: «Не копируйте природу слишком буквально. Искусство – абстракция. Получите это от природы, когда вы мечтаете на природе, и больше думайте об акте творения, чем о результате».

Александр Филиппов, будучи искренне влюбленным в жизнь и видя в ней только яркие цвета, мастерски преобразует реальный пейзаж в живописное произведение. В основном, это простые рассказы о жизни людей,  иногда – предметов. История старого разбитого судна наполнена тихой грустью и сожалением о теперь уже постоянном месте пребывания на суше («Последняя весна старого баркаса»), в работе «Море ждет» на еще бравом катере наводят лоск перед спуском на воду. Беззаботному счастливому детству посвящены полотна с философскими названиями «Все еще впереди», «Все только начинается». Первый сюжет изображает малыша в ярко-красной косынке, строящего замки из песка на берегу теплого моря; на второй работе зритель видит подростка, который спокойно ловит рыбу у подножия каменистых скал. Дымка, застилающая край горизонта, придает пейзажу мечтательный «итальянский» характер. Обе композиции имеют завышенную линию горизонта. Она ассоциируется с жизненным горизонтом, за которым героев произведений ждут новые высоты с безграничными возможностями.

 

 

Следует отметить особую любовь художника к морскому пейзажу. Серия работ посвящена Одесскому порту («Тихий вечер в порту (Одесса)», «В порту», «В порту, Одесса» и др.) Огромные пространства неба и воды рождают впечатление простора и необычайного покоя, словно время остановилось. Череда изящных белоснежных яхт с приспущенными парусами пришвартована к пирсу и неподвижна. Едва различимые на фоне морских кораблей фигурки людей привносят в работы жанровый характер, наполняя различными смысловыми оттенками.

Даже в названиях пейзажей «Кипящий прибой», «Белый шум прибоя» слышен рокот волнующегося моря. Художнику удалось передать всю мощь, величие, неукротимую силу вспененной волны. Разбиваясь о камни, она превращается в сверкающие брызги воды, позволяя зрителю ощущать ритм набегающих волн.

 

Периодически Александр Геннадьевич пишет полотна и в других жанрах. Цветы с его пейзажей («Под жарким солнцем», «Июльское разнотравье», «Под солнцем августа» и др.) собираются в букеты и становятся персонажами натюрмортов. Серия цветочных натюрмортов, наполненных душистым ароматом ягод и терпким запахом луговых трав, позволяет почувствовать тепло солнечных лучей и насладиться летними днями («Спелая клубничка», «Сочная вишня», «Цветы августа»).

 

Несмотря на плотный график поездок на пленэры, Александр Филиппов всегда находит время, чтобы запечатлеть в красках свой любимый город. Здания Старого Оскола, еще сохранившие единичные образцы архитектуры начала XX века, предстают на полотнах как безмолвные, но величественные свидетели ушедшей эпохи («День будет жарким», «На спектакль», «Весна пришла в город», «Утро моего города» и др.).

 

 

В собрании музея хранится пять произведений автора, живописное полотно «Старый Оскол» находится в постоянной экспозиции. На картине показана панорама города металлургов, в котором художник прожил уже более 40 лет. В левой части композиции – широкий мост, соединяющий центральную и южную части города и исчезающий за горизонтом. Справа от путепровода – Кафедральный собор святого Александра Невского. Он был построен 120 лет назад на средства жителей Гуменской слободы и поэтому данная часть города называется Гумнами. Холодная цветовая гамма полотна подчеркивает свежесть морозного вечера. Сиреневое небо озаряется отблесками уходящего солнца, и это слабое свечение контрастирует с сине-голубой палитрой пейзажа.

Повседневное и поэтическое органично соединяются в произведениях «На реке Оскол», «Белгород. Река Везелка», «Черное море», «Оскольские просторы». Светлая ясность и простота созданных образов, спокойствие и неброская красота изображенной природы определяют основную концепцию произведений.

 

 

Картины А. Г. Филиппова находятся в Художественном музее им. Сорокина (г. Липецк), Старооскольском художественном музее (г. Старый Оскол), в Арт-галерее «Блик» (г. Старый Оскол), в Картинной галерее г. Гомель (Беларусь), г. Ополе (Польша), в частных коллекциях России, США, Германии, Франции, Бельгии, ОАЭ, Польши, Сербии.

Произведения Александра Филиппова излучают свет, энергию цвета, жизни и дарят зрителям истинное удовольствие.

 

Заведующий отделом культурно-образовательной деятельности Юлия Евсюкова

 

 

 

В статье использованы фотоматериалы: http://www.artlib.ru/?id=11&fp=2&uid=1319 https://vk.com/id713756962

 

 

 

 

×
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!