Ю.И. Пименов. Поэзия городской повседневности.
Изобразительное искусство ХХ века подарило миру множество талантливых мастеров, среди них отдельное место занимает замечательный отечественный живописец, график, театральный художник – Юрий Иванович Пименов. Наряду с сотней написанных произведений и оформленных спектаклей Юрий Пименов посвятил 30 лет преподавательской деятельности и оставил после себя не только богатое творческое наследие, но и плеяду выдающихся живописцев из состава своих учеников.
Среди коллег по творческому цеху Юрия Ивановича выделяла способность найти даже в самых обыкновенных обыденных вещах и предметах поэзию и романтику, заставить зрителя взглянуть на них с другого ракурса, убедить его в том, что каждое мгновение жизни прекрасно и неповторимо. Недаром сам он говорил: «Мир полон поэзии и красоты, которую мы часто не замечаем. Показать красоту ежедневности, прелесть простых вещей, обаятельность человека в труде и в быту – моя задача художника».
Родился Юрий Иванович Пименов в 13 (26) ноября 1903 года в Москве, родителями художника были Иван Васильевич Пименова и Клавдия Михайловна Пименова, чьи корни происходили из московского купеческого рода Бабаниных. Семья проживала на тихой, спокойной улице Большая Ордынка, окруженной благоухающими липами, где по булыжной мостовой с другими мальчишками бегал и маленький Юра. Но не только игры интересовали будущего художника, уже тогда, будучи еще совсем юным, он начал ценить красоту окружающего его мира. Часто он проводил время на Каменном мосту, любуясь, как в зеркальном отражении реки плывут мягкие белоснежные облака, как солнце заставляет гореть золотые купола церквей.
На смену мирной и тихой жизни пришла война, а затем революция, Юрий Пименов видел, как менялась реальность вокруг него, как уходило старое привычное и врывалось новое, энергичное, но пока неизвестное.
В школе Ю.И. Пименов не был отличником, но все педагоги отмечали его художественные способности. Учитель рисования Алфёров поспособствовал поступлению Юрия Пименова в Замоскворецкую школу рисования, где впервые он узнал, как работать с натурой. Все больше Юрий посещал музеи, особенно Третьяковскую галерею. Среди многочисленных работ художников, представленных в собрании, Юру покорила картина, принадлежащая кисти Алексея Саврасова «Грачи прилетели». При взгляде на нее к горлу мальчика подступал ком, а на глазах выступали слезы. Возможно, именно это полотно открыло Юрию Ивановичу мир изобразительного искусства и заставило окончательно утвердиться в выборе своего жизненного и творческого путей.
В 1920 году Пименов поступает во ВХУТЕМАС, где его учителями стали такие известные живописцы и графики как М.Ф. Шемякина, В.Д. Фалилеев, С.В. Малютин. Но наибольший вклад в судьбу Юрия Ивановича по его собственному мнению внес В.А. Фаворский: «Больше в фхутемасовское время я проучился у Фаворского. И, может быть, без права хочу считать себя его учеником. Владимир Андреевич Фаворский был огромный и необычайно светлый человек. Ему присущи высокое благородство, мужественность и подлинная человечность».
Лучшими друзьями в студенческие годы для Ю.И. Пименова стали А.А. Дейнека и А.Д. Гончаров, с которым впоследствии он был связан товарищескими узами всю жизнь. В 1920-х годах Юрий Иванович и его сокурсники находятся под влиянием немецких экспрессионистов, что явно прослеживается в таких произведениях, как «В мастерской художника» (1928 г., бумага, тушь, кисть, перо, гуашь, ГТГ), где Пименов изобразил себя и А.Д. Гончарова, увлеченно занимающихся творческим процессом. Например, в силуэте боксера, которого изображает Пименов в данном произведении, с легкостью узнается манера Э. Шиле, потрет, стоящий на мольберте Гончарова так же пропитан валянием немецкого экспрессионизма.
С Андреем Гончаровым Пименова связывала не только учеба, дружба, но и работа. Вместе они создавали иллюстрации для журналов «Самолет», «Красный Нива», «30 дней», «Прожектор» и даже организовали творческий дуэт, названный «Пиго», по первым буквам фамилий художников.
Позже в 1925 году Пименов, Гончаров и Дейнека создали Московское общество художников-станковистов (ОСТ), став фундаментом этого художественного объединения. В состав группы входили П.В. Вильямс, К.А. Вялов, Н.Ф. Денисовский, А.А. Лабас, Д.П. Штеренберг. Для творчества Пименова в эти годы характерна яркая, экспрессивная манера отображения новой реальности тогда еще совсем молодой советской страны.
Основными темами художники ОСТа выбирают для себя спорт, индустрию, рабочих и работниц – новых героинь современности. Остовцы стремились отразить новую современность не только тематикой своих работ, но и своим искусством в целом, опираясь на изобразительный язык немецких экспрессионистов, отличающийся колкостью и гротеском.
Пименов пишет солдат с помутненными белыми глазами и масками, искаженными болью и ужасом вместо лиц, худощавых, жилистых спортсменов «Инвалиды войны» (1926 г., холст, масло, ГРМ), «Футбол» (1926 г., холст, масло, Астраханская государственная картинная галерея им. П.М. Догадина).
Одна из известнейших работ того времени − «Даешь тяжелую индустрию», (1927 г., холст, масло, ГТГ). На ее создание автора вдохновило посещение завода «Серп и молот». На первом и втором плане Юрий Иванович изображает рабочих, тянущих вагонетку и трос, позволяя зрителю взглянуть на персонажей с разных точек зрений. Интересным ходом художника является противопоставление подтянутых спортивных фигур рабочих и заводских конструкций. За данную работу он был награжден премией жюри Выставки художественных произведений к десятилетнему юбилею Октября.
В 1931 году ОСТ раскололся, покинувшая его часть образовала новое художественное объединение «Изобригада», куда вошел и Ю.И. Пименов. Главной целью новой художественной группы стала попытка укрепить пролетарское искусство и исправить ошибки, допущенные мастерами ОСТа. Но, к сожалению, в 1932 году вышло постановление, которое разом прекратило деятельность всех художественных объединений, «Изобригада» перестала существовать.
Начало 1930-х годов было тяжелым периодом в творчестве и жизни Юрия Ивановича. У него совсем не было работы, он серьезно заболел. Но со всеми невзгодами ему помогла справляться его верная спутница, супруга Н.К. Бернадская. Она была его опорой и поддержкой не только дома, как хранительница семейного очага, но и отличным помощником в работе, помогала создавать костюмы для спектаклей, которые оформлял Пименов. Именно Наталья Константиновна помогла художнику пережить критику, тяжелые моменты в творчестве, болезнь и войну.
В этот период он пересматривает свои творческие и жизненные взгляды, много гуляет по Москве, раскрывает ее с другой стороны. Он по-новому видит мир, наполненный солнцем, теплом, лиризмом. Пименова потянуло к мастерам, чье творчество было созвучно его новому настроению. Он с увлечением изучал произведения Эдуарда Мане, Ренуара, Дега, по-новому полюбил людей и природу. В его искусстве зазвучала новая мелодия, воспевающая мир в его самых простых человеческих проявлениях. Он много пишет с натуры.
Примерно в это время художник все больше пишет женские образы в своих произведениях, которые впоследствии также станут основной темой в его творчестве. «Розовая натурщица» (1933 г., холст, масло, ГТГ) покоряет зрителя своей женственностью, красотой плавных линий, дающих нежный абрис фигуре. Фигура девушки композиционно уравновешивается ярким пятном полотенца справа. Перед лицом модели оставлено большое пространство, что создает впечатление легкости и простора, несмотря на то, что фигура заполняет весь холст и практически упирается в раму. Цветовое решение построено на сопоставлении розового с серыми, белыми и оливковыми тонами, мягкость которых подчеркнута соседством черного и красного пятен.
Много лет Пименов посвятил театру. В середине 1930-х годов он создает занавес и декорации к спектаклю «Дама с камелиями», возрождая живопись в этом виде искусства. Как раз в это время у Пименова проявляется интерес к портрету и первые удачные работы снова связаны с театром. В 1934 году он создает два произведения: «Портрет Зинаиды Райх в роли Маргариты Готье в спектакле «Дама с камелиями» (1934 г., бумага, графитный карандаш, гуашь, белила, ГТГ) и афишу с изображением актрисы Галины Сергеевой в кинофильме «Пышка» (1934 г., бумага, печать, ГТГ).
Смотря на эти произведения можно сказать, что пименовские портреты очень литературны, в лучшем смысле этого слова, каждая деталь в них необходимый штрих для характеристики модели.
В 1937 году художник пишет свою знаковую картину «Новая Москва» (1937 г., холст, масло, ГТГ). Героиней этого произведения стала обычная советская женщина, которая наравне с мужчиной строила новую жизнь. Именно ей, новой хозяйке страны, посвящает Пименов это и многие другие полотна. В середине 30-х годов формировался метод нового искусства − социалистического реализма. Этапной картиной в его освоении стала «Новая Москва» и оказалась программной в собственном творчестве мастера. Но по всем характерным чертам, эта работа, как и многие произведения его последующих лет, является ярким примером импрессионизма. Пименова всегда интересовала в живописи не повествовательное раскрытие темы, а передача чувств. Картина богата своей волшебной палитрой цветов, художник легкими воздушными мазками наносит краски на холст, благодаря этому создается ощущение, что произведение находится за стеклом, запотевшим после дождя.
Также художник использует необычный композиционный прием, делая зрителя непосредственным участником событий на полотне, усаживая на заднее сиденье машины и отправляя в путешествие по летней яркой, красочной Москве.
Позже он повторяет подобное композиционное решение в произведениях «Фронтовая дорога» (1944 г., холст, масло, ГРМ) и «Новая Москва» (1960 г., холст, масло, Национальный музей Таджикистана), где мы видим уже знакомую нам героиню, проехавшую сотни километров по фронтовым дорогам, а затем вернувшуюся в новую отстроенную и современную столицу.
Во время Великой Отечественной войны он очень много писал любимый город, подвергшейся атаке врага, темный тревожный, но готовый бороться за свое будущее («Военный хлеб», 1941 г., холст, масло, ГТГ) и, конечно, военные дороги, которые отражали не только последствия войны, но и сотни судеб людей, прошедших по ним («Следы шин», 1944 г., холст, масло, ГТГ). Тема дорог в творчестве Пименова занимала отдельное место. Изменился и колорит работ художника в эти годы. Краски стали более сдержанные и приглушенные. Через них он пытался показать настроение людей и тот отпечаток, который оставила война в их душах.
Тяжелое и страшное время закончилось Великой Победой нашего народа 9 мая 1945 года. Города начали восстанавливаться и мирная жизнь вновь вернулась на улицы страны со своими буднями и праздниками.
Сюжет картины «Новый год» (1949 г., холст, масло, БГХМ) вызывает теплые и ностальгические чувства по лучшей встрече этого волшебного праздника, так как, наверное, каждый человек, наблюдая за происходящим на картине, пытается вспомнить свой Новый Год в кругу семьи или друзей.
Офицер с поднятым в руке бокалом и произносящим, скорее всего, последний предновогодний тост за пять минут до боя курантов, является композиционным и смысловым центром картины. Художник выделяет его местоположением (он изображен ровно по центру прямоугольника освещенной комнаты), позой – он стоит торжественно, лицом к зрителю, выделяет одеждой, так как это единственный персонаж на картине в военной гимнастерке с наградами. Остальная пёстрая группа людей, собранная вокруг него, одетая в платья и костюмы холодных сиренево-голубых и тёплых желто-оранжевых цветов, как бы растворяется в общем колорите интерьеров комнаты и прихожей, создавая атмосферную гармонию происходящего.
О том, что главные персонажи собрались 31 декабря, говорят детали: мандарины – символом советского Нового года, белые хлопья снега за окном, падающие на ночные улицы и, конечно, стрелки часов приближающиеся к двенадцати. Все это указывает на скорую встречу волшебного праздника.
В 1950-е года художник много путешествует, посещает Францию, Индию, Англию, Италию, откуда привозит впечатления об увиденном, перенесенные на холст. В произведении «Одинокая продавщица цветов» (1958 г., холст, масло, ГРМ) он восхищается скромной красотой своей героини на фоне яркой вычурной толпы туристов в Венеции. Образ девушки так же чист и прекрасен как нежные полевые цветы, которые она продает.
Небольшая этюдная работа «Делийские лавки» (1962 г., холст, масло, БГХМ) выполнена с использованием очень быстрого легкого мазка, что характерно именно для работы с натуры.
В произведении художник показывает индийский рынок и зритель сразу ощущает, что попадает совсем в другой мир самобытной культуры и эстетики. На темном фоне возможно вечерних улиц Дели выделяются девушки в белоснежных сари. Платья написаны прозрачным мазком, что придает образам героинь легкость и воздушность.
Одним из главных героев пименовских произведений был дождь, по мнению художника, своими звенящими хрустальными красками он превращал окружающую реальность в волшебный сказочный мир.
В полотне «Ливень» (1964 г., холст, масло, ГТГ) из серии «Новые кварталы» можно наблюдать излюбленный прием автора с зеркальностью, которая характерна для дождливой погоды. Дождь стеной льется на городские улицы, в которых как в зеркале отражаются силуэты прохожих. Кто-то прячется от него под зонтом, кто-то идет в дождевике. Ярким акцентом на полотне звучит красное платье девушки на фоне силуэтов, скрывающихся в серебре дождя.
В 1961 году Юрий Пименов начинает работу над циклом «Новые кварталы». Серия посвящена красоте, поэзии и романтике будней простых москвичей, которые художник находил в простых прогулках по улицам, свадьбе в новом районе, тихом скромном новоселье двух молодых людей.
Спешащие на сеанс в кино девушки в нарядных платьях, превращаются на холсте художника в ярких пестрых бабочек, порхающих между бетонных труб в строящемся квартале города («Первые модницы нового квартала. Серия «Новые кварталы» 1961 г., холст, масло, ГРМ).
На картине «Свадьба на завтрашней улице. Серия «Новые кварталы» (1962 г., холст, масло, ГТГ), художник делает акцент на двух светлых пятнах в произведении: белоснежном платье невесты, символизирующим начало молодой семьи и строящемся доме, олицетворяющим собой появления нового района города и новой в нем жизни.
Во всех этих произведениях живописец показывает, как строится будущее и новое завтра. И как всегда в центре его внимания те, кто строит. В работе «Кусок стекла» (1966 г., холст, масло, ГТГ,) мы видим молодую строительницу, которая гордо идет по кремлевской набережной. Теперь она – хозяйка Москвы. И в стекле на ее плече сверкает и переливается многоцветьем красок ее и художника любимый город.
Юрия Ивановича действительно можно назвать одним из самых ярких и выдающихся художников советского изобразительного искусства. Его произведения, полные легкости, воздушности, необычайного света и доброты, притягивают зрителей разных поколений. Они не оставят равнодушными, ведь каждый, кто любуется его произведениями, чувствует оптимизм и веру художника в обычную жизнь людей, которая поистине необыкновенна и прекрасна.
Использованы фото: Art Witch
научный сотрудник сектора межмузейных и выставочных проектов отдела хранения
и экспозиционно-выставочной работы
Белгородского государственного художественного музея
Евгения Терентьева