Юрий Ракутин. Детская книжная иллюстрация в собрании БГХМ
Имя замечательного художника Юрия Ракутина еще предстоит вывести в ряд известных. Однако, с его творчеством хорошо знакомо старшее и среднее поколение, те, чье детство пришлось на советские время, кто вырос на иллюстрированных им книгах. Сам художник был скромен и не считал себя достойным внимания журналистов и искусствоведов, поэтому о его жизни известно не много.
Юрий Михайлович Ракутин — советский график-иллюстратор, педагог, член Союза художников СССР, заслуженный художник РСФСР, о котором, к сожалению, известно не много. Юрий Михайлович родился в 1926 году. Страсть к рисованию проявилась у него с детства. Он рисовал все, что видел, все, что его окружало: людей, животных, птиц, деревья, цветы, здания, избы, храмы… Как будто он знал, что все эти зарисовки могут в дальнейшем пригодиться.
С 1944 года Ракутин учится в Одесском художественном училище, после поступает в МГАХИ им. В. И. Сурикова. Его дипломным руководителем был выдающейся советский художник, живописец, график, профессор Борис Александрович Дехтерев, который определил развитие книжной иллюстрации страны. Окончив училище в 1956 году, Ракутин начинает работать на студии «Диафильм», где создавая кадры для детских диафильмов, рисует интересные серии иллюстраций («Шары над городом», «Максимка», «Три друга», «Антошка», «Акула», «Горячий камень» и мн. др.) Юрий Михайлович трудился во многих издательствах Москвы. Долгое время сотрудничал с издательством «Детская литература». Именно книжной иллюстрации он посвятил большую часть своей творческой жизни. Кроме того, художник участвовал во многих международных, всесоюзных, республиканских выставках.
Трагическая случайность оборвала жизнь художника на семидесятом году жизни. Столкнулись две машины, их выбросило на тротуар, по которому шел Юрий Михайлович… У художника не осталось потомков. Коллега и друг Юрия Михайловича Герман Алексеевич Мазурин сообщил, что художник вел дневники, но его архивы не сохранились. Все это затрудняет исследование жизни и творчества художника.
Произведения Ю. М. Ракутина хранятся в Пензенской картинной галерее, в Ярославском художественном музее в Белгородском государственном художественном музее, несколько живописных произведений находится в Красноармейской картинной галерее (Московская область, г. Красноармейск).
Работы Юрия Михайловича Ракутина попали в собрание Белгородского государственного художественного музея в 2017 году благодаря дару заслуженного художника России Мазурина Германа Алексеевича — коллеги Юрия Михайловича по преподавательской работе в МГАХИ им. В. И. Сурикова. Среди переданных 32 графических работ: эскизы иллюстраций и обложек к детским книгам 1950-1970-х годов, которые отражают темы, актуальные в детской литературе данного периода, а также их художественное воплощение.
Эскиз иллюстрации к повести Цюрупы Э. Я. «Доброе утро, мальчишки» — пейзаж с изображением небольшого городка. Для передачи утренних сумерек и состояния пробуждающегося города художник использует монохромную акварель, подцвеченную белилами.
Несколько вариантов обложки к рассказу К. М. Станюковича «Максимка» показывают композиционные исследования художника, разработку характеров персонажей и поиск пластических решений. Иллюстрируя трогательную историю спасенного в море негритенка и его “няньки” — матроса Лучкина, Ракутин изображает хрупкую, тоненькую фигурку мальчика рядом с тяжеловесным, угловатым, немного неловким матросом. Этот контраст позволяет подчеркнуть и надежность, и заботливость старого матроса по отношению к юнге.
Значительное место в творчестве Ракутина занимала тема Ленинианы. Художник работал над иллюстрациями к книге А. И. Ульяновой «Детские и школьные годы Ильича», В. Д. Бонч-Бруевича «Ленин и дети». Белгородский музей стал обладателем эскизов иллюстраций к этим книгам. Перед художником стояла сложная задача понятным для детей языком рассказать о детских годах политика и революционера В. И. Ленина, в советское время считавшегося идеальной личностью. Сохранив портретные черты, Ракутин создает образ целеустремленного, старательного, первого во всем ученика, закладывая, таким образом, в детское сознание положительный пример.
На эскизе к книге В. Д. Бонч-Бруевича «Ленин и дети» вождь выглядит заботливым добрым «дедушкой» для всех советских детей.
В коллекцию вошло три автопортрета художника, созданных в разные годы жизни. На более раннем, выполненном графитным карандашом, мы видим молодого человека с пытливым взглядом. Академическая точность рисунка свидетельствует о том, что он был создан в годы учебы или незадолго после окончания института. Второй, выполненный акварелью — не дописан, это лишь акварельный набросок. Приковывает взгляд яркий, васильковый цвет глаз. Как и многие художники, Ракутин внимательно следит за тем, как изменяются, заостряются по сравнению с предыдущим портретом черты его лица.
Юрий Ракутин иллюстрировал и оформлял множество детских книг. Он находил опору для своего творчества в традициях русской реалистической иллюстрации. Его персонажи обаятельны, понятны и близки детям и потому убедительны и любимы. Работы Ракутина отличает легкий, полный движения рисунок, в котором художника интересует не подробность и детальная проработка изображений, а динамизм композиции.
Благодаря своим иллюстрациям Юрий Михайлович Ракутин участвовал в процессе формирования основных идеологических принципов и художественных образов у детей нескольких поколений. Творчество Юрия Ракутина, посвященное детям, наполнено любовью к жизни и глубоким пониманием детской души.
Младший научный сотрудник выставочного отдела Ольга Новикова