Живая душа живописных подносов
Яркое, многокрасочное искусство жостовских подносов на протяжении 195 лет поражает изысканностью исполнения и фантазией мастеров по созданию разнообразных цветочных композиций.
Возникновение всемирно известного промысла связано с именами откупившихся на волю крестьян – семьей Вишняковых. Предприимчивые братья – Тарас, Егор и Филипп, организовали в начале 1810-х годов в деревне Жостово производство лаковых табакерок. Примером для них послужила табакерочная фабрика П. Коробова – П. Лукутина в сельце Данилково (ныне – село Федоскино). Ассортимент продукции, выпускаемой Вишняковыми, со временем расширялся, значительное место в нем стали занимать и разнообразные подносы. Тут как нельзя кстати – новая традиция: чаепитие. Так мода и обеспечила спрос: поднос – лучшая пара для самовара. Первоначально промысел по росписи металлических подносов возник в середине XVIII в. на Урале, где были расположены металлургические заводы Демидовых (Нижний Тагил, Невьянск, Верх-Нейвинск), и только в 1825 году, благодаря Вишняковым, подносы стали изготавливать в деревнях Московской губернии – Жостове, Троицком, Новосельцеве и других. Скоро московский промысел стал ведущим. В 1830 году в Жостово появляются художественные мастерские Тимофея Максимовича Беляева, Егора Федоровича Беляева и Василия Леонтьевича Леонтьева.
Наиболее художественными и дорогими считались подносы с жанровой живописью: мчащиеся тройки лошадей, (любимый народом сюжет, что сохраняется на всех этапах развития промысла), крестьянские девушки у околицы, сцены чаепития. Аналогичные композиции исполнялись мастерами на лаковых шкатулках. На выставках подносы Вишняковых признавались лучшими по росписи, по качеству лака и полировки. Главный секрет Жостово – лак, состав которого до сих пор держат в тайне. Основа, правда, известна: копал, пальмовая смола из Африки и Азии. Старые мастера говорили: «Не боится ни жара, ни холода, получше аглицкого будет и равняется только с китайским».
Цветы писали масляными красками, применяя технику лессировочного письма. У Вишняковых сложилась своя особая изысканная композиция букета, составленного из раскрывшегося цветка розы, георгина и вьюнка в окружении листьев и мелких цветов с бутонами. Эти виртуозно исполненные композиции напоминают и миниатюрные букетики на лаковых шкатулках, и цветы на фарфоровых чашках подмосковных фабрик. Так же работали в стиле «шинуазри́» – использование мотивов и стилистических приёмов средневекового китайского искусства.
Более нарядной получалась роспись не на черном, а на цветных фонах. Оригинальным декоративным приемом в Жостове стал способ украшения подносов коптящим пламенем свечи, который имитирует окраску панциря черепахи и получил местное название «червячок» или «копченый». Два таких подноса в 1880-е годы находились в употреблении в семье Льва Толстого, и сейчас их можно видеть в московской усадьбе-музее в Хамовниках.
На рубеже XX века, подобно всем народным промыслам, Жостово переживало кризис. Спрос на подносы начал падать, а их производство — неуклонно сокращаться. Мастера были вынуждены заниматься крестьянским трудом или отправляться на заводы.
Дальнейшие события истории — война, революция, первые годы советской власти — поставили, было, крест на этом красивом ремесле, но в начале 1920-х годов началось постепенное возрождение многих художественных артелей, в том числе и Жостова. Кустарные производства соседних деревень в 1928 году были объединены в одну крупную фабрику «Металлоподнос». Художники подчинялись духу времени, общим для советского искусства тенденциям, изображая идеологические картины, но все равно старались использовать в композициях сказочные цветы. Руководящие организации по народным промыслам пытались изменить традиционное направление художественных центров и внедряли в жостовскую живопись образцы орнаментальных и тематических композиций, созданные художниками-профессионалами и несущие черты станковизма и натурализма. В этот период с мастерами-жостовцами сотрудничали: П.П. Кончаловский, Н. Гончарова, П.А. Спасский, Б.Н. Ланге, П.П. Соколов-Скаля, И.И. Машков, В.М. Хвостенко, А.С. Куликов и другие. Художники создавали эскизы росписей подносов на жанровые сцены типа «чаепитий», «игр», «прогулок в лодке» и т.д. На подносах появляются пейзажи, сказочные и бытовые сюжеты и даже портреты. Тогда казалось, что букет, написанный по законам академической живописи в виде натюрморта, улучшит жостовскую традицию. Однако, даже такие признанные мастера как Кончаловский, не смогли соединить картинный, станковый метод композиции с «живописным», «подносным» видением жостовских мастеров. Решая задания, художник-профессионал забывал о специфике живописи на подносе.
Специальная комиссия из Москвы в 1938 году изучила качество массовой продукции на промысле и признала его посредственным по причине «потери реалистичного характера» цветочных форм. Это послужило решающим доводом в пользу организации в 1940 году при Федоскинской профтехшколе специального жостовского отделения. В программу включалось изучение голландских и фломандских натюрмортов, французских и немецких букетов и т.д. Опасность превращения их в эталоны, угрожавшая жостовскому промыслу, успешно была преодолена самими мастерами, которые постоянно обращались к лучшим традициям прошлого. Так же мастеров готовили в школе бригадного ученичества, прямо на производстве. Обучали молодежь заслуженный деятель искусств РСФСР А.П. Гогин, В.И. Дюжев, П.И. Плахов.
Плеяда ведущих художников промысла – А.И. Лёзнов, И.С. Леонтьев, Д.С. Кледов, Н.П. Антипов, Е.П. Лапшин, Б.В. Графов и другие, создали удивительные по красоте и стилистике подносы. Много жостовских изделий направлялось на экспорт и демонстрировалось на выставках, в том числе на Международных 1924 года и 1937 года в Париже и Всемирной 1939 года в Нью-Йорке. На Всемирной выставке в Брюсселе в 1958 году жостовские подносы пользовались таким огромным спросом, что пришлось дважды досылать дополнительные партии. Многие мастера фабрики были отмечены дипломами Российской Академии художеств, удостоены званий лауреатов премии имени И.Е. Репина, званий заслуженных и народных художников России.
В 1942 году в артель на учебу к великому мастеру Гогину Андрею Павловичу пришла 15-тилетняя Беляева Нина Николаевна, правнучка Т.М. Беляева. С этого момента начинается новый взлет мастерства династии Беляевых. Н.Н. Беляева (Гончарова) гармонично вписалась в коллектив художников и благодаря упорству, труду, вниманию со стороны педагогов и старших товарищей заняла достойное место среди художников-мастеров. Наиболее часто встречающиеся цветы в композициях Гончаровой Н.Н. – розы, любимые цветы художника: «Смотришь на них и кажется, что это само совершенство. Восхищаешься неповторимой красотой, филигранной техникой росписи и временами кажется, что даже чувствуешь запах утренней свежести, исходящей от нежных лепестков роз». Подносы Гончаровой Нины Николаевны хранятся во многих музеях страны, в том числе и в Белгородском художественном музее.
В 1960-1970-е годы большую помощь в развитии творчества на фабрике оказал московский Институт художественной промышленности. Его сотрудники – искусствоведы Б.И. Коромыслов и И.А. Крапивина проводили с мастерами творческие семинары, на которых объясняли художественные принципы современной архитектуры и интерьера, иные законы, установившиеся в прикладном искусстве. Это помогало художникам разработать более условное изображение цветка, побудило обратиться к росписи по потали, металлическим порошкам и пластинам перламутровой инкрустации. Декоративная роспись характерна изображением крупных букетов цветов, гирлянд, натюрмортов. Большой цветок непременно будет иметь розовый отблеск – это традиция. Основной сюжет жостовской росписи – цветочный букет, а излюбленные композиции с набором садовых и полевых цветов – «собранный букет», «букет в раскидку», гирлянда, венок. Реалистичное изображение плодов и цветов в творчестве мастеров гармонично сочетается с декоративной обобщенностью, напоминающую народную кистевую роспись. По словам Гончаровой Н.Н., им приходилось постепенно осваивать более свободную композицию букета и мягкий аккуратный мазок – так, чтобы лепестки «не мяли» друг друга и «воздух» ощущался вокруг каждого цветка. Напряженная творческая работа коллектива фабрики способствовала яркому расцвету жостовского искусства в 1970-1980-е годы. Но, конечно, художники, отражали в своих работах и знаковые события своего времени.
Импровизация – главная черта, во многом определившая жизненную силу и подлинную гармонию жостовских росписей. Источником вдохновения мастеров является, в первую очередь, природа, которая тщательно изучается, типизируется, проходит через художественное сознание. Одно из сильных сторон промысла – отсутствие заданных образцов – эталонов. Это дает простор развитию индивидуальности художника, вносит разнообразие в его творчество.
Жостовские подносы часто становятся ярким акцентом в натюрмортах многих художников: П. Кузнецова, А. Лентулова, А. Куприна и др. В произведениях И.В. Сорокина, Ю.С. Глюдзы из коллекции Белгородского художественного музея изделия народного жостовского промысла выступают декоративным центром композиции, придавая постановке национальный колорит.
Сегодня расписной поднос из утилитарного предмета стал подлинным образцом искусства. Творения современных жостовских умельцев хранятся в коллекциях Лоры Буш, Жака Ширака, Билла Клинтона, английской королевы Елизаветы II, испанского короля Хуана Карлоса II, Папы римского, в коллекциях первых лиц нашего государства, во многих музеях мира и нашей страны.
Постоянную экспозицию Белгородского художественного музея украшают несколько произведений известного промысла. Поднос крылатой формы «Букет золотой» в исполнении заслуженного художника России, лауреата государственной премии Гончаровой Нины Николаевны (1927-2013) – занимает центральное место выставочного пространства. На черном фоне яркими всполохами – роскошные перламутровые розы в обрамлении листьев и бутонов. Все лаконично, грациозно, изящно. В завершении композиции – витиеватый орнамент по краю изделия.
Произведения художников из династии Мажаевых, наполнены нежным ароматом цветов и пряным запахом трав. Работы выполнены в лучших традициях промысла: изысканная композиция из крупных цветов в сочетании с хрупкими анютиными глазками, лютиками, незабудками, словно растворяется на темном фоне подноса, а золотой ажурный орнамент по краю изделия придает произведению утонченную красоту. Николай Николаевич Мажаев, (1937-2000) – основатель династии, член Союза художников СССР, Заслуженный художник России, Лауреат Государственной премии РСФСР им. И.Е. Репина, – мастерски сочетает декоративность и живость в изображении цветов. Подносы Натальи Владимировны Мажаевой (1961 г.р.) расписаны темпераментно и свежо.
В жостовском подносе нет ничего лишнего. Здесь каждый элемент выполняет определенную функцию, начиная с формы: круглые, овальные, прямоугольные (так называемые «сибирские»), «готические», подносы фигурной формы, с острыми изгибами краев, «крылатые» с мягкими плавными изгибами. Часто форма влияет на композицию и замысел творца, а коваль, выполняющий изготовление подносов ручным способом, является соавтором художника. Процесс создания подноса – не просто серийное производство, а творческая мастерская, где рождается единственный неповторимый русский узор с душевной теплотой и нежной лиричностью. Наиболее эксклюзивные подносы часто расписаны сусальным золотом с вставками из перламутра. Современные мастера продолжают лучшие традиции промысла, и, глядя на жостовские подносы, обладающие огромной культурной ценностью, – испытываешь гордость за народный художественный промысел России.
Младший научный сотрудник отдела культурно-образовательной деятельности Юлия Евсюкова.