Живая легенда – иллюстратор Герман Мазурин
За свою творческую карьеру Герман Алексеевич Мазурин проиллюстрировал более 300 книг. На основе его рисунков создано 14 диафильмов, среди которых произведения Корнея Чуковского, Сергея Михалкова, Агнии Барто, Анатолия Алексина, Валентина Катаева, Отфрид Пройслер, Октава Панкуяш, Пьера Годара и других известных авторов.
Слово «иллюстрация» в переводе с латыни означает «свет». Иллюстратор освещает книгу светом своего таланта, светом своей души, своего сердца, светом мастерства и воображения. Настоящий иллюстратор, прежде чем взяться за работу, должен перевоплотиться в своего героя, стать им на время, понять его поступки. Во всех героях так или иначе есть авторские черты.
Существует параллельный, но внешне похожий процесс – иллюминация (украшение страниц), однако при таком подходе, не создаются сами рисунки. Зная эти детали, при взгляде на многие книги, можно сразу понять, кто ими занимался – иллюминатор или иллюстратор.
Герману Мазурину – известному советскому – российскому иллюстратору сейчас 87 лет. В свои годы он продолжает создавать произведения на различные темы, большое внимание уделяет педагогической деятельности. Его ученики становятся признанными мастерами – графиками не только в России, но и за рубежом.
Любимый многими поколениями автор родом из большой крестьянской семьи, жившей в Пензе. Отец будущего художника не получил полноценного образования, но был человеком грамотным, рисовал, любил читать и прививал эту любовь своим детям. Детских книжек в доме Мазуриных не было, а во взрослых отсутствовали картинки, и юный Герман начал рисовать их на тетрадных листах, вклеивая между страниц.
Однажды, летом 1946 года, будущий художник, возвращаясь с речки случайно увидел объявление о наборе учащихся в детскую художественную школу и решил попробовать. В качестве вступительного задания Мазурин нарисовал портрет Сталина. Такой выбор объяснялся очень просто – дома у него перед глазами маячил отрывной календарь. Там были разные рисунки, а на подложке, на которую он крепился, был изображен Сталин. Этот портрет он недолго думая и воспроизвел.
В 1947 году по окончании художественной школы, без экзаменов, поступил в Пензенское художественное училище, которое располагалось в том же здании. Тогда в училище преподавал Иван Силович Горюшкин-Сорокопудров, ученик И.Е. Репина, блестящий рисовальщик и замечательный русский художник. Почти полвека посвятивший педагогической деятельности, взрастив и дав путевку в жизнь и искусство сотням юношей и девушек.
В 1952 году на графическом факультете Московского государственного академического художественного института имени В.И. Сурикова Герман Алексеевич встретил еще одного наставника, существенно повлиявшего на профессиональное становление будущего иллюстратора – профессора Бориса Александровича Дехтерёва.
Дехтерёв был преподавателем по мастерской книги, именно он помог опубликовать первую профессиональную работу Германа Алексеевича – «Дядя Стёпа – миллиционер» по произведению С. Михалкова.
Позднее молодой мастер закрепил свой успех, в качестве дипломной работы создав серию рисунков к повести-сказке Л. Лагина «Старик Хоттабыч». Сегодня эти произведения выдержали более тридцати переизданий, гарантировав художнику статус классика современности.
Весёлые, бесшабашные, честные и жизнерадостные, находящие выход из любого положения герои детских рассказов, духовно близки художнику. Работа в этой области отражает живость и созидательную силу характера самого художника. Свои иллюстрации он создает в акварели, карандашном рисунке, мягких материалах, офорте, литографии, в зависимости от особенностей и характера текста произведения. Образы персонажей берёт из жизни, «списывая» с обычных мальчишек и девчонок. Например, прототипом героя из произведения Лонга «Дафнис и Хлоя» стал новорожденный внук художника.
Случалось художнику «списывать» героя произведений и с самого себя. В образе главного персонажа рассказа А.П. Чехова «Каштанка», клоуна под псевдонимом Mистер Жорж мы с легкостью угадываем портретное сходство. Художник интерпретирует свой облик и это ему блестяще удается. Главный герой в каждой картинке – воплощение подлинных чувств и эмоций понятных без слов. Явны портретные и пластические сходства персонажа и художника.
В иллюстрации к рассказу Ю. Сотника «Дрессировщики» Мазурин задорно изображает не только характеры детей, но и повадки животных. Согласно философии художника подлинность изображения собаки, комара или медведя − профессиональная необходимость, так как каждая деталь детской книги участвует в формировании мировосприятия читателей: «Книжка с картинкой формируют ребёнка, через книгу малыш познаёт мир, читать он ещё не умеет, и именно картинка даёт ему представление об окружающем мире. Поэтому, чем лучше нарисован рисунок, чем реалистичнее и точнее он, тем яснее дети будут воспринимать действительность. Перед тем как изобразить медведя, я изучаю, как он выглядит, какие у него повадки и пропорции, и только тогда переношу его на бумагу. И без такой вот работы не мыслю я своей жизни».
Вдохновляясь родными пейзажами и простыми людьми, художник не забывает расширять горизонты, изучает культуру и колориты разных стран. Во время длительной деловой поездки в Китай Герман Алексеевич обогатил свой профессиональный арсенал таинствами китайской живописи гохуа (традиционная китайская живопись, в которой используются тушь и водяные краски на шёлке или бумаге).
Работая над произведением В. Катаева «Электрическая машина», Мазурин выбрал ахроматическое решение при использовании китайской туши и белил. Иллюстрации этой серии отличаются мягким изяществом отношений линии и пятна в рисунке. Динамика и глубокая выразительность характеров героев обладают магнетической силой для зрителя.
В 2014 году фонды Белгородского художественного музея пополнились 35 графическими листами Германа Алексеевича, 32 из которых он передал в дар. В коллекции представлены не только работы иллюстративного характера, но и пейзажи, портреты коллег и друзей художника, выразительные быстрые зарисовки детских характеров.
Произведения выполнены в различных графических техниках: акварели, графитного карандаша, литографии и офорта.
В настоящее время мэтр преподает в Московском государственном академическом художественном институте имени В.И. Сурикова, вкладывая душу в воспитание новых поколений иллюстраторов, а лето проводит в деревне Шитовичи Вышневолоцкого района, собирая материал и вдохновение для новых работ и педагогических трудов.
Неисчерпаемую силу художник чувствует в самом процессе труда и призывает: «Рисуйте больше, это так интересно! Вы будете счастливыми людьми. Я считаю себя счастливым, потому что могу каждый день рисовать…»
Научный сотрудник научно-экспозиционного отдела Анфиса Бердникова