70 лет Белгородской области
ГОРОДА И СЁЛА БЕЛГОРОДЧИНЫ
6 января 1954 года указом Президиума Верховного Совета СССР была образована Белгородская область. К этому моменту наш край уже обладал определенным экономическим и культурным потенциалом. Особую значимость имели для него начатые работы по исследованию и разработке богатств Курской магнитной аномалии (КМА), которые в дальнейшем послужили основой для строительства на Белгородчине предприятий горнорудной промышленности. Белгородская область стремительно росла и развивалась, и на сегодняшний день она состоит из 9 городских округов и 13 муниципальных районов с численностью населения 1 514 527 человек (2023 г.).
Продолжение...
Выставочный проект «Белгородчина вчера и сегодня» включает в себя произведения живописи, графики, скульптуры и ДПИ из фондового собрания Белгородского художественного музея, созданные с 1950-х годов по настоящее время. Структура экспозиции затрагивает основные аспекты существования области – это достопримечательности Белгородчины, духовная жизнь края, важнейшие исторические события, происходившие на территории области и наши выдающиеся земляки.
Первый раздел выставки – «Города и сёла Белгородчины» – демонстрирует разнообразие природы, архитектурные особенности, узнаваемые места нашего края. Прежде всего, здесь нашли отражение виды двух крупнейших городов области – Белгорода как областного центра и Старого Оскола как центра индустриального. Белгород привлекал художников на протяжении десятилетий. Самыми ранними произведениями на выставке, отражающими становление города, являются выполненные в конце 1950-х – начале 1960-х годов «Белгородские Черемушки» А. Мамонтова и «Белгород строится» Л. Блякницкого. В разные годы будни и праздники областного центра становились источниками вдохновения для В. Блинова, Н. Чернушкина, С. Косенкова, В. Нестеркова. Уходящий Белгород с его уютными живописными улочками запечатлен в работах С. Молодых, Г. Кудрявцева, М. Скорбач.
Старая и современная архитектура Старого Оскола представлена на полотнах художников И. Хегая и А. Савинова.
Белгородчина славится живописными ландшафтами, поражающими своим разнообразием. Художники находили сюжеты для своих этюдов и картин в самых разных местах области – Прохоровке (Л. Блякницкий), Шопино и Зеленой Поляне (В. Казак и Н. Суворов), Головчино (Г. Кудрявцев), Безлюдовке (Г. Орлов), Хотмыжске (А. Мамонтов), Холках (В. Нестерков). Отдельной страницей развития художественной жизни Белгородчины является Международный славянский пленэр, проводимый по инициативе Белгородского регионального отделения Союза художников России при финансовой поддержке министерства культуры Белгородской области с 2000 года. За годы его существования художники из России, Украины, Беларуси, Сербии и Польши побывали в различных уголках области, объехав почти все ее районы. Некоторые из произведений, созданных на этих пленэрах, также представлены на выставке («Старый Белгород» С. Доляновского, «В Белгороде» А. Иванова, «Вид на Диораму с реки Везелки» Л. Гомонова, «Белгородский этюд» И. Гапоченко, «Университетская набережная» Ю. Глюдзы, «Хотмыжск» В. Федулова, «Ржевка. Меловая гора» А. Лукомского, «Ракитное» В. Чернышова, «Дом купца в Грайвороне» Ю. Казакова).
Приграничное положение нашего края способствовало взаимопроникновению культур нескольких славянских народов и формированию яркой народной культуры Белгородчины, её быта, музыкального фольклора и художественных промыслов (в том числе иконописного и гончарного). Ряд произведений, представленных на выставке, отражает красоту народного белгородского костюма и традиций песенной культуры. Прежде всего, это композиция «Бабушкина песня» В. Желобка и декоративная скульптура «В гостях у малобыковских певиц» В. Аксенова. В 1957 году село Малобыково прославило Красногвардейский район и Белгородскую область на весь мир: малобыковский хор выступил в Москве на VI Всемирном фестивале молодёжи и студентов и стал его лауреатом. Еще одним знаменитым селом Белгородской области и ее географическим центром является Тростенец Новоосколького района. Это село знаменито богатым песенным наследием, а также своими мастерами и мастерицами. Традиционным женским нарядам Тростенца посвящена живописная серия А. Тюрина «Тростенецкие красавицы».
Белгород | Город Грайворон и село Головчино | Ракитное |
БЕЛГОРОДЧИНА ПРАВОСЛАВНАЯ
Раздел выставки посвящен истории развития духовной жизни Белгородчины. Центральное место в его экспозиции занимает икона «Святой Иоасаф Белгородский» С. Ратникова. Это уникальный образец современного церковного искусства. Икона выполнена профессиональным владимирским мастером и написана в традициях некогда одного из крупнейших иконописных центров – Мстеры. Она представляет собой тип житийной иконы с средником и 18 клеймами-сюжетами из жития Небесного покровителя Земли Белгородской.
Продолжение...
Литературным источником для создания иконы послужило житие «Святитель и чудотворец епископ Белгородский. Его жизнь, прославление и чудеса», составленное Никодимом, епископом Белгородским, и изданное в Курске в 1914 году.
Икону отличает тщательное миниатюрное письмо с проработкой мельчайших деталей, декоративность, интерес к пейзажному фону, богатый колорит, построенный на теплых с преобладанием оливково-зеленых оттенках.
Большой интерес представляют образцы Борисовского иконописного промысла, посвященные Иоасафу («Иоасаф Белгородский», «Святой Иоасаф – епископ Белгородский», «Святые Сергий Радонежский и Иоасаф Белгородский»). Отличительной чертой борисовской иконы можно назвать яркий праздничный колорит и узнаваемый стиль рисунка, для которого характерна приземистость фигур, покатость узких плеч и округлость ликов. Образ Иоасафа на всех иконах узнаваем и отличается точным портретным сходством. Это обусловлено наличием множества прижиз-ненных и посмертных изображений святителя, на основе которых сложилась его иконография.
Живописным дополнением к комплексу, посвященному жизни святителя Иоасафа, является картина белгородского художника Е. Савотченко «Гробница святителя Иоасафа (в склепе-пещере Белгородского Свято-Троицкого монастыря)». Картина написана до планомерных поисков и археологических раскопок, в результате которых была обнаружена пещерка, где был захоронен святитель. Таким образом, художник не только проиллюстрировал житие святителя Иоасафа, но и предвосхитил события современной истории.
На выставке демонстрируются живописные полотна, изображающие значимые соборы и храмы Белгородской области. Крестный ход на картине Е. Савотченко «Преображенский собор в Белгороде» вносит в городской пейзаж сюжетное начало. Спасо-Преображенский кафедральный собор построен в 1813 году на средства прихожан на месте обветшавшего деревянного храма. В 1991 г. в собор были перенесены мощи святителя Иоасафа, епископа Белгородского.
Вниманию зрителя представлен портрет протоиерея О. Кобец, выполненный Г. Гритчиным. Отец Олег – настоятель Спасо-Преображенского собора с момента возобновления в нем службы в 1990-е гг. Он тщательно собирает, исследует и систематизирует все сведения о жизни и чудесах Иоасафа Белгородского, являясь одним из самых последовательных хранителей памяти святителя.
Смоленский собор – один из старейших храмов Белгородчины. На его долю выпало много испытаний: в 1920-е он был закрыт и разграблен, в 1940-е – пострадал от попадания артиллерийских снарядов, в 1958 и 1974 годах здание пытались взорвать, чтобы освободить территорию. Но, несмотря ни на что, храм выстоял. Реставрационные работы были начаты в 1980-х, а служба в нем возобновилась в 1991 году. Эта тема нашла отражение в произведении белгородского живописца В. Кутявина «Возрождение Смоленского собора».
Храмы и монастыри Белогорья являются точками духовного притяжения и украшением местного ландшафта. Неудивительно, что многие белгородские художники воспевая красоту и величие родного края, изображают храмы в своих работах.
(В. Желобок «Свято-Троицкий монастырь в Холках», Г. Кудрявцев «Храм Петра и Павла», В. Нестерков «Храм Петра и Павла. Февраль 1995 г.», Ю. Болотов «Казацкая церковь в Старом Осколе», В. Горячева «Крещение» и многие другие).
С 2000 года в Белгородской области проходит Международный славянский пленэр, благодаря которому собрание музея пополнилось пленэрными работами художников из разных уголков нашей страны и зарубежья. Их впечатления на выставке демонстрируют этюды А. Елдышева («Солнечная улочка»), А. Федосеенко («По-обедни»), Н. Дубровы («Церковь Введения»).
Живыми свидетелями эпохи выглядят храмы в графических листах Н. Суворова («Покровский собор до реставрации»), В. Козьмина («Смоленский собор»), в серии офортов В. Легезы («Храмы»).
Смоленский собор | Свято-Троицкий Холковский мужской монастырь | Храм Святых Апостолов Петра и Павла в Прохоровке | Марфо-Мариинский женский монастырь | Преображенский собор |
ВЕХИ ИСТОРИИ
Данный раздел, посвященный вехам истории Белгородской области, не претендует на полноту отражения всех значимых событий ее существования.
Экспозиция раздела, обусловленная особенностями состава музейного собрания, выстроена по тематическому принципу с выделением монографических комплексов, отведенных для показа творчества отдельных художников.
Продолжение...
Основную часть раздела составляют произведения ХХ века белгородских авторов – членов Всероссийской общественной организации «Союз художников России», и это закономерно, так как становление профессионального изобразительного искусства на Белгородчине неразрывно связано с образованием области и созданием Белгородского регионального отделения Союза художников России в феврале 1968 года. Белгородская организация сформировалась из прибывших на Белгородчину по распределению в 1960–1970-е гг. выпускников высших и средних художественных учебных заведений Москвы, Ленинграда, Харькова, Курска, Орла, Иркутска, Екатеринбурга, Чебоксар, Пензы. Здесь, на Белгородчине, они в полной мере смогли применить свои профессиональные знания, талант, творческое вдохновение. Яркие страницы ими вписаны не только в историю становления и развития профессионального искусства в регионе, но и в художественную, культурную жизнь города и области в целом. На протяжении нескольких десятилетий художники формировали своим искусством самобытный облик улиц, площадей, интерьеров общественных зданий Белгорода и районных центров.
Середина 1950-х-начало 1970-х гг. – время стремительных перемен в развитии промышленности, сельского хозяйства, здравоохранения, науки, культуры, образования, происходивших в недавно созданной области, на которые живо откликались художники в своем творчестве. Вовлеченные в преобразования Белгорода и области, ставших для них второй родиной, молодые живописцы, скульпторы, графики, полные творческих сил и энергии, и сами были неотъемлемой частью этих преобразований.
Одним из значимых событий в горно-металлургической отрасли Белгородской области в 1950-1960-х гг. стало освоение Курской магнитной аномалии. К сооружению Лебединского рудника (г. Губкин), первого в Советском Союзе карьера по добыче железной руды открытым способом, было приковано внимание всей страны. Грандиозность происходящего на Белгородской земле, освоение ее несметных богатств волновали и воображение художников. К теме КМА в большей или меньшей степени в своем творчестве обращались А. Савинов, В. Каплун («Березы в карьере», «Весенний день») и некоторые другие белгородские авторы. Но только Л. Блякницкий смог так глубоко, масштабно и в то же время эмоционально отразить в живописи и графике мощь и красоту железорудных карьеров, тему трудовых будней строителей и горняков Курской магнитной аномалии («Большая руда», «В карьере», «Рабочие ритмы»).
Белгородчина одна из ведущих областей России, которая имеет суровую и славную ратную историю, помнит ее и чтит.
3 августа 1973 г. на 624 км автомагистрали Москва-Симферополь, в день 30-летия Победы Курской битвы открылся Мемориал «В честь героев Курской битвы» по проекту белгородских художников А. Гребенюка, В. Казака, В. Леуса, и архитектора А. Божко, удостоенных за его создание премии Ленинского комсомола.
Для поколения художников 1960-1980-х гг. Великая Отечественная война была не отвлеченным понятием, она коснулась всех: кто-то воевал, как Л. Блякницкий и Г. Гритчин, у кого-то война, опалив детство своим разрушительным пламенем, оставила в душе незаживающие рубцы на всю жизнь (С. Косенков, Е. Савотченко, А. Василенко и др.). Поэтому тема Великой Отечественной войны болью стучала в сердце каждого, побуждая обращаться к ней в своем творчестве на протяжении не одного десятилетия. В экспозиции военные события отражены в сюжетно-тематических живописных полотнах И. Чернышева, А. Тюрина, М. Парахненко, А. Гребенюка, в графических листах С. Косенкова, А. Василенко. Значительное место на выставке отведено образам тех, кто совершал подвиги на полях сражений во имя Победы – Героям Советского Союза. Кульминационному торжеству главного праздника Белгорода, – дню его освобождения 5 августа – посвящены картина В. Блинова «В городе праздник» и цветная линогравюра С. Косенкова «5 августа. Первый салют».
Немалое место в экспозиции занимает тема Белгородского государственного академического драматического театра им. М.С. Щепкина – ровесника области, начавшего свою творческую жизнь осенью 1954 года. Монографические комплексы отведены белгородским театральным художникам А. Мамонтову, Г. Гритчину, М. Парахненко, которые в 1960-1980- е гг. служили в театре главными художниками, создавали мощные, запоминающиеся сценические образы.
В 1970-1980-е гг. благодаря инициативе художников и личным усилиям члена СХР Е. Савотченко (председатель горсовета Белгорода в 1973-1986 гг.) в Белгороде открыт выставочный зал, создан художественный музей, музей-диорама «Курская битва», ставшие средоточием художественной жизни и выставочной деятельности областного центра. В экспозиции представлены портреты многих белгородских художников, а также директоров и сотрудников Белгородского художественного музея, внесших в разные годы свою лепту в дело сохранения культурного наследия Белгородского края и страны в целом.