«Память сердца»
Выставка из фондов БГХМ «Память сердца» организована в рамках Года памяти и славы в честь 75-летия Победы в Великой отечественной войне.
Экспозиция предоставляет вниманию зрителей произведения живописи, графики и скульптуры российских и советских авторов. Живописные полотна раскрывают темы фронтовых будней, эмоциональное состояние героев, переживших ужас сражений, демонстрируют процесс лирической переоценки мирной повседневной жизни.
Продолжение...
В монографическом комплексе экспозиции размещены произведения народных художников РФ А. и С. Ткачевых. Их полотна известны простотой сюжета. Главные герои – рядовые солдаты и их родные. В образах персонажей и природе утверждается вера в лучшее будущее. В фондовом собрании БГХМ хранится одна из самых больших в стране коллекций творчества братьев Ткачевых – 41 предмет. На выставке можно увидеть не только завершенные полотна, но и ряд эскизов к картине «Сыновья», наглядно демонстрирующих эволюцию образов и масштабы творческих поисков.
Атмосфера линии фронта воплощена в полотнах «Под Сталинградом» художника студии М. Грекова П. Жигимонта (одного из авторов панорамы «Разгром немецко-фашистских войск под Сталинградом») и «Подвиг» заслуженного художника РФ М. Парахненко.
Выразительные камерные картины из серии «Дети войны. 1943 год» А. Жабского хранят детские воспоминания художника и отпечаток быта тысяч советских детей, переживших военное время. Монументальность фигур, подчеркнутая скудность интерьера, строгий сдержанный колористический строй передают гнетущую атмосферу и постоянный тревожный сумрак землянки. Картина И. Чернышева «Сожженная деревня» продолжает тематику тыла.
Теме скорби по павшим воинам посвящены композиции А. Мамонтова, И. Гапоченко, В. Богачевой, А. Романычева.
Графический раздел выставки традиционно демонстрирует богатство техник эстампа и оригинальной графики. Острой эмоциональностью и точностью рисунка отличаются листы 1941-1943 гг. создания Н. Жукова и А. Пахомова, в реальном времени изображавших подвиги и страхи соотечественников. П. Чернышев воспел мужество лыжных войск, сыгравших большую роль в ходе Великой Отечественной войны, особенно в дни контрнаступления под Москвой в 1941–1942 годах. Во время генерального сражения за столицу и в ходе контрнаступления действовало более 30-ти специальных лыжных батальонов, составленных из лучших спортсменов страны, Красная Армия сумела применить опыт финской войны. Иллюстрации Ю. Копейко к книге Н. Кравцовой «В ночном полете» передают динамику стремительных полетов отряда «ночных ведьм» на фоне зловещего ночного неба вспыхивают огненные сполохи. И. Воробьева в работе «Вернулся!» при помощи ярких солнечных тонов автор изображает эмоциональное состояние героев композиции. На озаренном светом дворе счастливая семья встречает вернувшегося с фронта воина. Сложные и многозначительные офорты Г. Калмахелидзе из триптиха «За победу» обращаются к психологическому состоянию человека, прошедшего горнило боев, оставивших неизгладимый след в душе каждого современника событий Великой отечественной войны. Триптих «За победу» в 2011 г. на I Международной художественной выставке-конкурсе на соискание премии «Прохоровское поле» (г. Белгород) стал лауреатом в номинации «Графика».
Торжественные парады Победы разных лет в линогравюре, офорте и комбинированной технике, при помощи пятна, точки и изящного подбора тонов Ю. Копейко, П. Варлен и С. Косенков воссоздают праздничную атмосферу ставших традиционными, майских салютов.
Современные скульпторы В. Михеев, М. Салычев и Н. Цыцина трактуют образ советского солдата в тонированном дереве. Небольшая композиция С. Асланова «Холод блокады», решенная обобщенными формами, пронзительно передает безысходность и боль блокадников, переживших нечеловеческие испытания голодом и холодом. В годы войны Ленинград фактически стал еще одним концлагерем, из которого почти невозможно было сбежать.
Экспонаты выставки утверждают факт глубокой интеграции темы Великой отечественной игры в изобразительное искусство советского и постсоветского пространства. Авторы продолжают переосмысливать исторические факты и образы, находить новые детали и идеи для их воплощений, сохраняя в своих работах и памяти зрителей бессмертный подвиг советского народа.
Живопись
Графика
Скульптура