Плакаты во время войны были одним из массовых побуждающих средств агитации, действуя наравне с газетами и радио. Многие из них стали настолько известными, что используются даже сегодня. Созданием агитационных плакатов занимались талантливые художники, имена которых остались в истории изобразительного искусства СССР. Среди них: Дмитрий Моор, Николай Долгоруков, Виктор Дени, Ираклий Тоидзе, Алексей Кокорекин, Виктор Иванов, Виктор Корецкий, группа художников «Кукрыниксы», группа художников «Окна ТАСС» и другие.
Плакаты, представленные в передвижной выставке, отражают ключевые сражения и события Великой Отечественной войны, которые стали переломными для нашей страны: блокаду Ленинграда, битву за Москву, Сталинградскую битву, битву за Кавказ.
В развитии плаката Великой Отечественной войны прослеживается несколько этапов. Плакаты первых лет войны (1941 – 1942 гг.) пропитаны драматизмом, призывом к борьбе за Родину и ее жителей (И. Тоидзе «Родина-мать зовет!», 1941 г., В. Корецкий «Воин Красной Армии, спаси!», 1942 г.).
Предпочтение так же отдавалось изображению и передаче сцен яростных атак на врага (В. Иванов «За Родину, за честь, за свободу!», 1941 г.), обращению к прошлому, взывание к славе минувших поколений, опора на авторитет легендарных полководцев – Александра Невского, Александра Суворова, Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского, героев гражданской войны (Кукрыниксы «Бьемся мы здорово, колем отчаянно – внуки Суворова, дети Чапаева», 1941 г.).
Второй этап (1942 – 1943 гг.) связан с разгромом немецко-фашистских армий под Москвой и Сталинградской битвой, которая окончательно закрепила стратегическое превосходство за Красной Армией. Появляется множество плакатов, где враг изображается карикатурно, высмеивается его захватнический напор, закончившийся уничтожением (В. Дени, Н. Долгоруков «Сталинград», 1942 г.). Часто встречаются работы, показывающие захватчиков в образе животных (Н. Жуков, В. Климашин «Бей немецких зверей!», 1943 г.).
Третий этап (1944 – 1945 гг.) ознаменован работами, прославляющими и изображающими русского воина-освободителя, призванного добить «фашистского зверя», дойти до Берлина и одержать окончательную победу (В. Щеглов «Слава героям Ленинграда!», 1944 г.). Конец войны так же характеризуется темой возвращения советских солдат домой и знаменует обретение мирной жизни (В. Иванов «Ты будешь жить счастливо!», 1944 г.).
Советские плакаты в годы Великой Отечественной войны были сильным и безжалостным оружием против врага, воодушевлявшим и направляющим миллионы людей на самоотверженную борьбу с фашизмом.