Работы победителей и лауреатов конкурса юных художников «Белгородская палитра -2022»
Виртуальная выставка демонстрирует работы победителей и лауреатов конкурса юных художников «Белгородская палитра – 2022». В этом году участниками конкурса стали школьники 10–16 лет. Ребята представили произведения, посвященные двум темам: «Эпоха славных дел» – в честь 350-летия со дня рождения первого российского императора ‒ Петра Великого, «Родной земли многоголосье» ‒ посвященная Году народного искусства и нематериального культурного наследия народов России.
Участники соревновались в номинациях «Живопись», «Графика», «Скульптура» и «Декоративно-прикладное искусство».
В этом году в конкурсе приняли участие 313 учащихся школ искусств, художественных школ из Белгорода, Старого Оскола, Белгородского, Борисовского, Валуйского, Ивнянского, Новооскольского, Грайворонского, Вейделевского, Волоконовского, Алексеевского, Ракитянского, Краснояружского, Ровеньского, Губкинского, Шебекинского, Чернянского, Яковлевского районов.
На суд жюри было представлено 329 работ, из них около сорока получили высокую оценку членов жюри.
Основными критериями отбора и оценки работ стали: актуальность и оригинальность темы, творческий почерк юного художника, наилучшее сочетание творческого замысла и технического мастерства.
Продолжение...
Обладателем Гран-при в возрастной категории 10-12 лет стал Исламов Даниил, учащийся школы искусств Алексеевского городского округа, представивший работу «Полководец». На картине представлен Петр I, ведущий за собой на штурм укрепленной крепости солдат гвардейской артиллерии в характерной военной форме нового, европейского образца. Произведение юного художника было представлено в номинации «Живопись» и продемонстрировало высокий уровень владения гуашью как материалом.
В возрастной категории от 13 до 16 лет обладателем Гран-при конкурса стала Зоря Алина, учащаяся Борисовской детской школы искусств им. Ломакина с работой «Хоровод». Произведение участницы выполнено в сложной графической технике «граттаж», или воскография, когда рисунок наносится путём процарапывания пером или острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью. Сложная многофигурная композиция показывает один из древнейших народных обрядов ‒ хоровод, сочетающий в себе игру, танец и песню. В нем отражается вся многогранность традиций и обрядов, стоящих на стыке православия и язычества, так как изначально танец являлся частью обряда поклонения Яриле, могущественному богу солнца.
Особую актуальность сегодня имеет обращение к личности Петра I, 350-летие со дня рождения которого страна отметит 6 июня. Участники конкурса изобразили различные исторические события, связанные с политическими, социальными, военными преобразованиями императора. Молодые годы Петра и его дипломатическая миссия в Европу ‒ Великое посольство 1697—1698 годов нашло отражение в работе Кучуриной Меланьи «Тюльпаны». В яркой, многофигурной композиции изображено посещение Петром сада с тюльпанами. Реформатор был настолько очарован растущими в дворцовых садах растениями, что учредил «садовую контору» специально для выписки заморских цветов.
Как известно, в Голландии будущий император учился и корабельному делу. Создание российского флота получило широкое отражение в скульптуре Арсения Ещенко «Морским судам быть!», в триптихе Дмитрия Владимирова «Петр I», в сюжетной композиции Ангелины Коваль «Петр I – создатель великого российского флота».
В тот же период произошла и первая крупная победа Петра I, когда русские войска овладели турецкой крепостью Азов, положив начало превращению России в морскую державу. Это знаменательное событие отображено в работе Скибиной Дарьи «Победы Великого Петра». Азовским походам 1695 ‒ 1696 гг. посвящена и динамичная живописная композиция Дарьи Игнатенко «Поединок с турками».
Участники конкурса также представили ряд работ, посвященных основанию Санкт- Петербурга (В. Бугакова «Петр Великий», Е. Храмцова «Основание Санкт-Петербурга»), слому патриархального уклада и переходу общества к светскому образу жизни (Е. Шаврина «Ассамблеи Петра I», Е. Цыбина «Танец», А. Чурикова «Ах! Этот бал! Чудесный бал!»).
Особенно интересны произведения участников конкурса, представивших свои работы к юбилею Петра Великого в номинации «Скульптура». Первое место в возрастной категории от 10 до 12 лет получила Мантурова Мария за работу «Триумф Петра I». В основном участники представили работы, выполненные из скульптурного пластина. Более редкими материалами стали полимерная глина (оглавный портрет Петра I Пруцевой Дианы) и мел (барельеф Прудской Василисы «Петр I»).
В теме «Родной земли многоголосье» участники смогли передать неповторимый образ родного края и его колорит, богатую природу, традиции. Ряд живописных и графических работ посвящен традиционным народным и православным праздникам, шумным гуляниям (К. Козлова «Музыканты», В. Винокурова «Ложкари», А. Коноплянко «Коляда»). Интересны работы, отражающие традиционные мужские и женские занятия на Руси (Р. Ракова «Мастерица», А. Корнев «На сенокос», О. Гончаренко «Юные мастера»). Ярко иллюстрирует данную тему произведение Коваль Анастасии «Рукодельница», выполненное в технике «линогравюра», требующее серьезных усилий от юного художника.
Особый интерес представляют произведения, представленные в номинации «Декоративно-прикладное искусство», где участники показали высокий уровень работы в различных техниках. Косарева Евгения получила первое место в возрастной категории от 10 до 12 лет за произведение «Птица Сирин», выполненное в редкой японской технике «кинусайга», напоминающей лоскутное шитье. Для создания такой композиции не используется игла, а кусочки ткани вставляются в специальную заготовку.
Первое место во второй возрастной категории заняла счетная вышивка Кристины Лотковой «Народные мотивы». Искусство вышивания крестом уходит еще в дохристианские времена. Вещи, украшенные вышивкой, выполняли сакральную роль, оберегали хозяина от нечистых сил. Отдельным регионам были характерны свои особые стили, расцветка. Основными узорами выступали изображения птиц, животных, геометрических фигур. Народные мотивы отражены и в работе Ангелины Хазеевой «Русские узоры», выполненной в технике «горячий батик». Навыки работы с глиной продемонстрировала Яна Ларикова с декоративным панно «Крестьянка».
Высокие оценки жюри конкурса получили игрушки, выполненные по мотивам филимоновского народного промысла, которые представила Рудева Виктория («Барашек», «Барыня с младенцем»). Миниатюрная авторская глиняная игрушка Лики Проценко «Чайные традиции» покорила членов жюри оригинальностью и высоким уровнем исполнения.
Выставка «Белгородская палитра – 2022» продлится в музее до 28 июня. Затем работы конкурсантов будут участвовать в передвижных выставках в школьных лагерях.
В следующем году конкурс пройдет среди студентов ссузов и вузов в возрастной категории от 17 до 25 лет.
Гран-при, I место
II место
III место