VI Межрегиональная выставка-конкурс на соискание премии «Прохоровское поле» в области изобразительного искусства
VI Межрегиональная выставка-конкурс на соискание премии «Прохоровское поле» в области изобразительного искусства.
Премия учреждена в 2010 году Попечительским советом Государственного военно-исторического музея-заповедника «Прохоровское поле». Согласно утвержденному Правительством области положению, в конкурсе представлено пять номинаций: живопись, скульптура, графика, декоративно-прикладное и храмовое искусство. Главными целями выставки-конкурса являются развитие и укрепление культурного потенциала области в сфере изобразительного искусства, воспитание патриотических чувств, содействие плодотворному межрегиональному сотрудничеству творческой интеллигенции. Выставки проводятся раз в 2 года.
В 2022 г. на конкурс представлено 308 работ 218 художников из 7 регионов России, в том числе Белгорода, Брянска, Воронежа, Липецка, Курска, Орла, Тамбова.
Продолжение...
Шестая выставка, наряду с общими чертами, характерными для своих предшественниц, имеет и свои отличительные особенности. Одной из них является малое количество работ в разделах скульптуры (8 произведений!) и декоративно-прикладного искусства, а также отсутствие среди них конкурентноспосбных работ для победы в конкурсной выставке патриотической направленности. Это послужило веским основанием для единогласного принятия решения жюри не присуждать премии в номинациях «Скульптура» и «Декоративно-прикладное искусство» и передать их в номинации «Живопись» и «Графика» соответственно.
В живописном разделе патриотическая тема трактована авторами широко, с позиции современного человека. Выставка знакомит с полотнами на исторические темы, главным образом, посвященными Великой отечественной войне («Непобедимый над Доном. Сторожевое. 1942 год» А. Костяникова, «Я вернусь, мама» А. Иванова и др.), портретами, как конкретных людей, так и с собирательными образами («Портрет фронтового кинооператора Соколова Б.А.» Д. Паукова, «Баба Аня помнит войну» Е. Севергиной), с размышлениями художников о преемственности поколений и сохранении памяти, о тревогах современного мира («Прохоровское поле» А. Комова, «Поколение победителей» С. Ишкова, «24.02.2022» С. Голубова, «Последний путь солдата» В. Луневского) и, конечно, о богатейшей природе и красоте родных просторов.
Сильным эмоциональным накалом пронизано полотно Сергея Толчеева «Жили мы небогато» (лауреата премии в номинации «Живопись»), посвященное тяжелой доле женщин русских деревень во все времена и, особенно в годы войны, отсюда и обобщенное пластическое решение женских фигур с суровыми лицами на фоне могильных крестов – символа утраты близких людей, и колористический строй с довлеющей доминантой черного цвета и небольшим акцентом красного на иконе – символе веры и надежды. Ритмический контраст черных, белых пятен с красным создает внутреннее напряжение, усиливает драматизм авторского замысла и его воплощения.
Примечательна в жанре пейзажа работа Леонида Руднева «Дали», горизонтально вытянутая, панорамно открывающая вид на широкие до горизонта просторы осенней земли. Это полотно автора отличает, как и представленные им на выставке натюрморты, пастозная мощь мазка, сочность и светоносность живописи, наполненной энергией жизни. За верность российским реалистическим традициям и жизнеутверждающее живописное воплощение узнаваемого образа Родины в этой картине автор стал лауреатом премии в номинации «Живопись».
Графический раздел по количеству экспонируемых работ значительно уступает предшествующим прохоровским выставкам. Однако, традиционно в раскрытии патриотической темы графики чаще и более конкретно обращаются к образам Великой Отечественной войны, нежели художники в других видах искусства.
Одна из ведущих в разделе – тема памяти. Отраженная в разных жанрах и техниках, она звучит почти в каждой второй работе.
Страшную в своей жестокой несправедливости долю, выпавшую на детей в годы войны, пронзительно отразил в своем триптихе «Весточка» старооскольский художник Анатолий Галюзин. В работах «Картошка», «Мечты», «Пацаны» образы детей напоминают подранков из одноименного советского фильма, которые пережили уже кажется все: и ужас бомбежек, и голод, и горечь долгого ожидания весточки с фронта, и боль потерь, но не перестали быть детьми, умеющими радоваться и мечтать. Техника контрастной черно-белой монотипии очень выразительно работает и на контраст эмоциональных состояний маленьких героев из разных листов. За драматизм и глубину раскрытия темы военного детства в триптихе Анатолий Галюзин удостоен премии «Прохоровское поле» в номинации «Графика».
Графики также обращаются в своем творчестве к разным аспектам сегодняшней непростой и порой очень тревожной жизни, демонстрируя и гражданскую позицию, и образное пластическое мышление: М. Браковенко «Бегство», Ж. Фёдорова в диптихе «Берегите мир», А. Федай из серии «Мусорный ветер», «Портрет Кучерова Ивана», А. Плотко «Отрешение», Н. Кувалдина в триптихе «Операция Z: на суше, на воде и в небе».
Вторая премия в этой номинации присуждена художнику из Липецка Сергею Смолеевскому за современное пластическое отражение темы вооруженных сил РФ в диптихе: «Сны о полете», «Улетающий к звездам». Эти работы, выполненные в смешанной технике, созданы по итогам пленэра «Липецкое небо». Благодаря лаконичной композиции с заниженной линией горизонта, точно найденным смысловым акцентам, почти монохромному колориту, построенному на глубоких оттенках синего цвета, автору замечательно удалось передать романтику таинственной ночной жизни современного военного аэродрома.
В разделе храмового искусства, не смотря на малое количество представленных произведений, жюри, ориентируясь на художественные достоинства отдельных икон, решило не отменять в этом году премию в номинации «Храмовое искусство» и присудить ее Ивану Булохову за сохранение традиций русской иконописной школы в иконе «Святой Георгий Победоносец».
В целом выставка демонстрирует все разнообразие жанров и знакомит зрителя с многообразием художественных приемов и пластического языка изобразительного искусства, с классическими и авторскими техниками живописи, графики и скульптуры.
Подводя итоги VI Международной выставки-конкурса на соискание премии «Прохоровское поле» в области изобразительного искусства, можно определенно сказать, что конкурс живет. Выставка патриотической направленности по-прежнему интересна художникам, ее ждут, как мастера изобразительного искусства, так и зритель.
Работы Лауреатов премии «Прохоровское поле» в области изобразительного искусства
Работы финалистов выставки «Прохоровское поле»
Живопись
Графика, декоративно-прикладное и храмовое искусство