Открытие выставки «БАМ. Вслед за мечтой»
3 июля 2023 года в зале №2 постоянной экспозиции Белгородского государственного художественного музея состоялось открытие выставки живописи, графики и скульптуры из фондового собрания музея «БАМ. Вслед за мечтой», посвященной 50-летию с официального начала великой стройки.
В экспозиции представлено 25 избранных произведений, более половины из них поступило в собрание БГХМ от Министерства культуры РФ из фондов Международной конфедерации Союзов художников в течении последних двух лет и экспонируется впервые.
Байкало-Амурская магистраль − грандиозное по масштабу строительства явление, это более 4000 км железнодорожного полотна, проложенного в малообитаемых и враждебных к человеку землях. Дорога построена среди суровых горных хребтов, по вечной мерзлоте, на огромнейших пространствах Сибири. БАМ − самый дорогой проект в истории советского государства.
Тема строительства Байкало-Амурской магистрали стала одной из самых значимых в советском изобразительном искусстве второй половины XX века. «Главная стройка века» и её герои послужили источником вдохновения для лучших мастеров живописи и графики этого времени.
В экспозицию «БАМ. Вслед за мечтой» вошли произведения известных советских художников середины 1970-х – 1980-х годов, ставших непосредственными свидетелями создания Байкало-Амурской магистрали.
В картине Юрия Подляского «Первый сквозной» (1985) запечатлено торжественное открытие сквозного движения поездов по БАМу.
Баргузинский хребет величественно протянувшийся вдоль Байкала с севера на юг изображен в двух работах Петра Оссовского «Баргузинский хребет» и «Усть Баргузин» из серии «По БАМу, поездку в эти места художник предпринял в конце 1970-х гг.
Участник выставки 1979 г., Виктор Кошелев, представлен тремя литографиями «Ночевка», «Зимник» и «Первенцы из серии «БАМ». В 1974 году он с группой художников направлен в творческую поездку на строительство Байкало-Амурской железнодорожной магистрали, в основу работ легли сюжеты из жизни строителей БАМа запечатленных с тонкостью и изяществом линий и познавательной ценностью.
Уникальные быстрые этюды С. Якобчука приоткрывают зрителям творческую «кухню» художников, работающих в полевых условиях. Негостеприимный климат и суровые труда строителей переданы в листах В. Ветрогонского «Люба» и «Зима в пригороде».
Серия экспрессивных цветных офортов А. Гурикова передает созидательную динамику комсомольской стройки, раскрывая работу инженеров и культурную жизнь жителей новых городов, возникающих в процессе стройки (Усть-Кут, Комсомольск-на-Амуре, Тайшет и др.). Кроме образов людей труда художник создает сюжет о культурной жизни БАМа – лист «Песни о городе», крупнейшим событием в которой стал фестиваль музыки и искусств «Огни магистрали». На этом фестивале популярные советские певцы и вокальные ансамбли исполняли песни, посвященные БАМу и бамовцам.
Выставка «БАМ. Вслед за мечтой» знакомит зрителей с частью большой истории Великой стройки и ее героями – реальными людьми, живущими в нашей стране.
Сегодня при поддержке нацпроекта «Модернизация транспортной инфраструктуры» магистраль продолжает развиваться в составе Восточного полигона железных дорог (куда входят БАМ и Транссиб).