Выставка «Дары и дарители»
В экспозицию выставки в рамках ежегодной акции «Дары и дарители», приуроченной к Международному дню музеев, вошли произведения преподавателей Санкт-Петербургской Академии художеств имени Ильи Репина. Они были переданы в дар Белгородскому художественному музею после имевшей большой успех выставки преподавателей и выпускников Академии весной 2023 года (выставку в БГХМ посетили более 13 000 зрителей). Идею проведения выставки в Белгороде горячо поддержали ректор Академии – академик Российской академии художеств Семен Михайловский и декан факультета теории и истории искусств Светлана Грачева. Был подписан договор о сотрудничестве между Академией и музеем, проведена серьезная подготовительная работа по подбору экспонатов. В ней особую роль сыграли деканы факультетов живописи (Александр Чувин), графики (Максим Раздобурдин), скульптуры (Александр Новиков).
На выставке представлено 14 произведений 13-ти авторов. Всего же в итоге масштабной акции дарения в фонды музея поступили 30 произведений живописи, графики и скульптуры двадцати двух представителей современного изобразительного искусства Санкт-Петербурга, благодаря чему петербургская академическая школа теперь значительно полнее представлена в Белгороде.
Среди авторов выставки – академик РАХ, заслуженный художник России Хамид Савкуев (р.1964), плодотворно работающий в рамках реалистического метода и демонстрирующий, что возможно воплощение проблем современного человека на основе развернутого эпического повествования. Герои этих произведений – односельчане художника, жители Кавказа. Обращаясь к их традициям и быту, он осмысливает глобальные проблемы современной культуры через образ своей родины. В дар Белгородскому музею Х.Савкуев передал картину «У печи» (2007), в которой момент повседневности превращается в монументальный и величественно-благородный памятник простому человеку-труженику, благородство и возвышенный образ которого подчеркнуты светом, льющимся от очага.
Известный российский художник, видный представитель петербургской академической школы, академик РАХ, заслуженный художник России Юрий Калюта (р.1957) передал в дар музею портрет Анастасии Доленко (2020). Художник достиг больших успехов именно в портретном жанре, в котором он работает с этюдной легкостью, широко используя формальные свойства и эстетические возможности живописи.
В последние годы известный петербургский монументалист, профессор Сергей Репин (р.1948), академик РАХ, заслуженный художник России, участвовавший в росписях многих крупных монументальных объектов, реализует свой творческий потенциал преимущественно в пейзажных произведениях. Практически все произведения С.Репина последних лет так или иначе связаны с Псковской землей. Большую часть свободного времени художник проводит в Пушкиногорье, наблюдая из окна своего дома знаменитую Савкину горку, бесконечные заливные луга, старинное городище. Как написала о Репине доктор искусствоведения Н. Кутейникова: «Картины Репина – маленькие новеллы, в которых жизнь края предстает в повседневности, в своем непрекращающемся движении». Его композиция «В озерном краю» (2016), переданная после выставки Белгородскому музею, пронизана ощущением неброской, но удивительной красоты русской земли, могучих её деревьев, высокого летнего неба, зеркальной глади озер.
Проблема живописности в монументальных образах России – острая для современного академического пейзажа. Над ней трудится, в числе прочих мастеров, профессор, академик РАХ, заслуженный художник России, декан факультета живописи Александр Чувин. Его полотна – это обобщенные образы, пейзажи-знаки, лишенные излишней детализации, несколько упрощенные и слегка умозрительные, но построенные на глубоких цветовых переживаниях. Белгородскому музею художник передал пейзаж «В лунном свете» (2021), изображающий старинный деревянный храм на берегу реки, созданный по итогам его поездки в Карелию, наполненный мерцающим ночным светом, волнующим живописца в последние годы.
В произведениях академика РАХ, заслуженного художника России, руководителя Творческой мастерской монументальной живописи РАХ Веры Мыльниковой есть определенный уход в эстетизм, в размышления о женском начале, о тайнах женской души. Белгородскому музею художница передала натюрморт «Цветы и лимон» (1991), выполненный в эстетской немного стилизованной манере, характерной для её живописи девяностых годов.
В экспозицию также вошли произведения живописцев Сергея Пичахчи, Анастасии Николаевой-Берг, Максима Моргунова, Ивана Журавлева, Станислава Мирошникова, Артема Тихонова, графика Андрея Скляренко, скульптора Андрея Мартьянова.
Выставка продлится до 19 августа 2024 года и рассчитана на широкий круг посетителей.